Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Книги
23 января 2013

РЕЦЕНЗИЯ: «Стратегия голубого океана» — тем, кто забыл об отличиях

Фото автора Александр Мельник
Александр Мельник

РЕЦЕНЗИЯ: "Стратегия голубого океана" - тем, кто забыл об отличиях

Название книги, которая сегодня лежит на моем столе, может ввести вас в заблуждение своей “экологичностью”. “Это что, книга о сохранении дикой природы?” — спросите вы. И будете отчасти правы. Эта книга — о сохранении природной способности и возможности многообразия, “непохожести”. Но только не среди биологических видов, культур или народов, а среди видов бизнеса. Что же сделало “Стратегию” одной из самых знаменитых книг по стратегическому планированию для “нулевых” — “десятых” и почему ее перевели более чем на 40 языков мира (на русском книга была издана в 2012 году в “МИФ”)? Давайте разберемся вместе. 

О чем эта книга?

Авторы “Стратегии голубого океана” В. Ким Чан и Рене Моборн создали хорошее пошаговое руководство для тех, кто НЕ хочет строить традиционный бизнес. Не в том смысле, что не хочет ходить на работу с 9 до 17 или хочет продавать “зеленую” энергию вместо развития дизельных и атомных электростанций. А для тех, кто не хочет “копировать или красть”. Вдумайтесь: все ниши уже заняты, все рынки переполнены конкурентными продуктами, все смартфоны выглядят одинаково, все авиа-компании предлагают одни и те же услуги, все знают примерный размер порции в фастфуде и даже высота стаканов с “колой” строго регламентирована. Конкуренция на таких рынках заключается только в том, как сделать “сильнее, выше, быстрее” свой продукт и при этом “пустить кровь” конкуренту. В этой маркетинговой “крови” захлебываются отделы продаж и топ-менеджеры больших корпораций, а малый бизнес занят только тем, что пытается слепо подражать своим крупным “собратьям” по рынку. Такая картина и получила название “алого океана”: места, где все грызут друг другу глотки за место под солнцем, пытаясь бесконечно улучшать одинаковый продукт, только завернутый в 10 разных по цвету и форме упаковок.

РЕЦЕНЗИЯ: "Стратегия голубого океана" - тем, кто забыл об отличиях

РЕЦЕНЗИЯ: "Стратегия голубого океана" - тем, кто забыл об отличиях

Но уже в начале 90‑х годов ХХ века начинают появляться (а далее их становится всё больше) так называемые “голубые океаны”. Это участки / сферы / сегменты бизнеса (и даже целые новые индустрии), в которых нет конкурентной “резни” по той простой причине, что и самих конкурентов в них… НЕТ.

“Стратегия голубого океана” — это история о том, как возникали бизнесы, известные сегодня миллиардам людей, которых в начале 90‑х годов ХХ века в принципе не существовало. Все эти виды деятельности и многие компании, ставшие к 2013-му гигантами в своей индустрии, просто открыли потребности, ниши и целые рынки, создали их сами и придумали правила для них вместо того, чтобы вгрызаться в спину “монстрам” из 80‑х. И в конечном итоге — выиграли: кто теперь вспомнит былое величие Atari, Sun? зато об Apple, Google, Sony PS знают все. Оставим в покое ИТ-индустрию: в “Стратегии” вы найдете множество примеров того, как производители сандвичей, вина для массового рынка и фирмы проката автомобилей смогли полностью и навсегда изменить индустрию, в которой работали, просто потому, что проявили немного смекалки и не захотели идти проторенными дорожками своих сфер деятельности.

Истории, рассказанные в этой книге, выступают не просто в роли популярного нынче “мотиватора” для желающих открыть собственный бизнес. При помощи наглядных графиков, расчетов и практических примеров в каждой из глав книги показано и рассказано, как компании отыскать и развить собственный “голубой” океан: чистые коммерческие “воды”, в которых можно пуститься в успешное “плавание” и вдохнуть жизнь, привлекая туда клиентов.

Отличительные особенности

  • Живой язык и отсутствие заумных формулировок. Книга написана так, что даже человеку без экономического образования или значительного опыта в бизнесе будет понятны приведенные примеры и описанная структура формирования коммерческой стратегии и принятия определенных бизнес-решений на каждом из этапов “открытия голубого океана”.
  • Изучение и систематизация опыта компаний, которые совершенно не похожи друг на друга. От виноделия до компьютерной индустрии, от автомобилей до продаж цифровой музыки — все примеры могут пригодиться вам, если вы находитесь в поиске собственной ниши.
  • Созидательная, а не разрушительная мотивация для бизнесменов. Обычно классические книги по бизнесу наполнены формулировками вроде “победить”, “заставить конкурентов”, “захватить рынок”, “сломать конкурентное сопротивление”, “побить показатели соперника”. Здесь вместо изнуряющей “войны” и гонок на опережение показан путь создания новой компании и новой ниши без необходимости нервно оглядываться на то, чем заняты конкурирующие стороны.
  • Коммерческая сторона вопроса. Цена, издержки, альтернативные затраты, стадии продаж и принятия решений, влияние на кривые спроса и предложения — всё это есть в книге. Отчасти поэтому “Стратегию голубого океана” иногда называют улучшенной систематизацией идей и трудов Траута и Портера.

РЕЦЕНЗИЯ: "Стратегия голубого океана" - тем, кто забыл об отличиях

5 уроков “Стратегии голубого океана”, которые я извлек после прочтения

  • Современный бизнес может (и должен) быть “экологичным”. Новым компаниям (даже маленьким) нет смысла вести войну и “загрязнять” рынок маркетинговой шелухой и копиями уже сделанных и всем приевшихся продуктов, если можно создать собственный продукт.
  • Идеи находятся вокруг вас и подсказать вам их может даже незначительная особенность продукта / рынка/ услуги, на которую до вас обращали внимание клиенты / пользователи, но не сами компании-производители.
  • Деньги можно зарабатывать там, где другие предпочитают их терять или вообще не ищут. Отказ от многих привычных технологий и бизнес-процессов может открыть для вашей компании новую нишу.
  • Вместо того, чтобы запустить еще один СМИ-проект / еще один интернет-магазин / еще одну закусочную / еще один стартап “как фейсбук*, только с инстаграм*мом”, подумайте, чего вам самим не хватает на рынке: этот товар или эта услуга и должны быть реализованы вами, если вы решили заняться бизнесом.
  • Схемы и наглядные расчеты помогут вам оценить не только риски и издержки, но и спрогнозировать дальнейший путь вашей компании (и кто знает — может быть, даже помогут открыть ваш собственный “голубой океан”)7

Кому рекомендую прочесть

Бизнесменам (особенно начинающим) — чтобы пока не поздно, избрать неизбитый путь развития.

Преподавателям экономических вузов — чтобы не приводить своим студентам скучные и избитые примеры “крупных и успешных” (всё равно 9/10 ваших студентов не создадут корпораций масштаба Microsoft или Ford Motors, так перестаньте же их накачивать заведомо невыполнимыми целями и примерами бизнес-величия!)

Авторам стартапов — чтобы не создавать очередной клон групона, фейсбука*, твиттера или инстаграм*ма вместе взятых с претензией на мировое господство, а изучить понятие рыночной ниши и обратить внимание на насущные потребности, которые можно решить при помощи онлайн-технологий (помните, что покупать еду, следить за собой и выбирать вещи люди будут всегда, даже тогда, когда закончится мода на всеобщую “вебдванольность” и “лайки ради лайков”).

Маркетологам — чтобы понять, что правила “больше бюджет — лучше продажи” больше не существует, а есть множество других куда более эффективных способов добиться успеха для компании ( и среди них — перестать плавать в “алом океане”).

«Стратегия голубого океана», Чан Ким и Рене Моборн

Купить на litres.ru
Купить на amazon

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Робот-пылесос Roborock Qrevo S

Надо брать: робот-пылесос Roborock Qrevo S со скидкой 55%

Chto podarit' devushke na Novyj god

Что подарить девушке на Новый год

Kinder Joy с персонажами из «Очень странных дел»

Тратим последнее на тот самый Kinder Joy с персонажами из «Очень странных дел»

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

Это интересно
Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год

ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

Комментарии
Сергей Стриж
30.04.13 21:03
Боже мой!) А про "фанки-бизнес" уже никто не вспомнит... Все больше бизнес-учебники реализуют идеологию "как разбогатеть" для самих издателей: напечатай хрень, подай под нужным соусом и вперед! Иллюзия за ваши деньги.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Horugvi12 минут назад

0 / 0

есть
Как отличить настоящий алкоголь от подделки
Аватар автора комментария
Kremlina Nova35 минут назад

0 / 0

Возможно, но многие их приобретают чисто для понтов. И все в кредитах, купили новую модель, а через полгода снова новая, а они не погасили кредит за прошлую. Я считаю эту погоню глупой. Самсунг тоже один из лидеров по продажам и цены тоже не уступают. Просто отдать столько денег, а потом трястись за неё, тоже не разумно.
У вас Android и вы выбираете iPhone? Вот 12 вещей, о которых стоит знать заранее
Аватар автора комментария
Julia Svit40 минут назад

0 / 0

Классный помощник в доме или квартире. Жаль, что станция много места занимает. Хорошо тем, у кого большой дом или квартира ))
Надо брать: робот-пылесос Roborock Qrevo S со скидкой 55%
Аватар автора комментария
Julia Svit42 минуты назад

0 / 0

Хорошие наушники, но мне такой дизайн не нравится. Не везде их можно носить.
Берём в подарок беспроводные наушники от JBL
Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях