Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Выгодные покупки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Советы
14 ноября 2013

Inception или как засеять человеку в голову идею

Фото автора Ирина Баранская
Ирина Баранская

alt

Для того чтобы человек сделал что-то с удовольствием, он должен быть уверен в том, что сам так решил или придумал. Есть люди, которые хорошо в этом разбираются. И благодаря им в вашем доме появляются все те странные и ненужные предметы, а в гардеробе — вещи, которые мы никогда в жизни не надели бы на себя. И мы делаем то, что вроде бы и не собирались.

Благодаря фильму «Inception» можно подумать, что посеять свою идею в чужую голову так, чтоб она показалась родной, очень сложно. Но на самом деле сделать это гораздо проще, просто действовать нужно более тонко, чем мы привыкли!

Если вы заметили у себя новую сковородку с новым покрытием, хотя ваша кухня девственна, записались на какие-то курсы или радостно поддерживаете идею, за которую вчера вы бы ни за что и никогда не проголосовали, значит над вами уже кто-то поработал.

Реверсивная психология

Искусство засеивать свои идеи в чужие умы называется реверсивной психологией.

Реверси́вная психоло́гия («психология от обратного») — термин, описывающий психологический феномен, при котором воспитание, пропаганда или склонение к определенному действию вызывает реакцию прямо противоположную предполагаемой (оппозиция или противодействие).

Особую популярность это направление приобрело в 90‑х годах, и основная проблема заключалась в том, что многие люди относились к ней слишком просто, путая реверсивную психологию с пассивно-агрессивным поведением. Это как сказать человеку, которого вы хотите убедить не прыгать с парашютом, что вам абсолютно наплевать на то, что он решил рисковать своей жизнью. Ну да… пусть хоть шею свернет, ему же хуже будет, а вы предупреждали, правда?! 

Это как сказать человеку, которого вы хотите убедить не прыгать с парашютом, что вам абсолютно наплевать на то, что он решил рисковать своей жизнью. Ну да… пусть хоть шею свернет, ему же хуже будет, а вы предупреждали, правда?!

Это очень грубый подход! Если вы действительно хотите убедить человека или заставить его сделать что-то, что больше нужно вам, а не ему, вместо топора нужно использовать алмазный резец! Здесь нужна гораздо более тонкая работа. К примеру, вы хотите сделать так, чтоб ваш сосед помыл посуду. Обычно мы либо напрямую просим, либо идем, вздыхая и кряхтя, и демонстративно гремя тарелками, начинаем их мыть. Этот вариант кроме раздражения ничего не вызовет. К тому же таким поведением вы как бы намекаете на то, что кто-то из вас лентяй и грязнуля. Как сделать так, чтобы человек сам захотел все сделать? Можно сказать что-то вроде: «Слушай, мне так надоело мыть посуду, что я хочу начать пользоваться одноразовой посудой и собираюсь в магазин! Правду круто?! Если ты тоже хочешь, дай мне денег и я куплю для тебя несколько наборов». Вы обошлись без обвинений и при этом заставили соседа задуматься об альтернативах. Если его не устраивает одноразовая посуда, ему придется мыть стандартную.

Ходим вокруг да около

Для того чтобы заставить кого-то сделать то, что ему не нравится, нужно сделать так, чтобы он подумал, будто бы это была его идея. Это основное правило, которое особенно часто используют продавцы. Но об этом гораздо проще говорить, чем сделать. В этом случае вы должны подходить к засеиванию идеи так, как будто вы собрались разгадывать тайну. Медленно, но верно вы должны подсовывать вашей цели целую серию зацепок. И делать это до тех пор, пока нужный вам вариант решения не станет очевидным. 

Главное не торопиться, соблюдать осторожность и быть последовательным, иначе ваше желание навязать свою идею станет слишком очевидным.

Продаем подешевле

«Продать» идею подешевле — это еще один способ засеять свою идею в чужую голову. Это другая, менее агрессивная версия реверсивной психологии. Допустим, вы — продавец. Вы продаете жесткий диск на 250 ГБ, 500 ГБ и 1 Тб. К вам в магазин пришел покупатель с намерением купить то, что ему нужно, и при этом потратить как можно меньше денег. Все покупатели хотят этого — купить идеальный вариант практически задаром. Конечно же, вы знаете об этом и не можете сразу же предложить им купить диск на 1 Тб. Как подвести клиента к покупке, выгодной вам?

Ваш диалог может выглядеть примерно так:

Покупатель: Можете ли вы рассказать мне об этом диске на 260 ГБ? Я хочу удостовериться в том, что это подходящий для меня вариант.

Продавец: Какой у вас компьютер и для чего вы хотите его использовать?

Покупатель: У меня есть ноутбук 2‑летней давности с операционной системой Windows и я хочу использовать его для хранения своих фото. У меня примерно 30 ГБ фотографий.

Продавец: Я думаю, что 250 ГБ для хранения ваших фото будет более чем достаточно. Конечно же, если только вы будете использовать свой ноутбук исключительно для хранения фотографий. Так что до тех пор, пока там будут храниться только фото, все будет замечательно.

В последнем предложении вы делаете акцент на то, что 250 ГБ вполне достаточно только для фотографий, а вот если вы хотите хранить еще что-то… А потом можно добавить, что для уверенности в том, что и в дальнейшем этого диска хватит для хранения других файлов, можно купить более вместительный вариант. Вы ведь заботитесь исключительно об интересах покупателя, а не пытаетесь продать ему что-то подороже.

Есть у меня еще один замечательный пример из жизни таких вот дополнительных продаж. Недалеко от моего дома находится один из ресторанов сети «Челентано» (Киев). И именно в нашей кафешке работает просто замечательный бармен, который умудряется продать вам то, что вы не совсем думали покупать. Благодаря ему толпы посетителей пробуют новые блюда, которые просто так вряд ли решились попробовать. Его работа просто виртуозна! Он не тараторит скороговоркой и без выражения стандартное: «Пирожок на десерт не желаете? А кофе?» Нет! Пока он перепроверяет твой заказ, как бы кстати начинает с тобой беседовать и очень ненавязчиво рассказывает о том, что у них появился один очень интересный десерт/пицца/салат/напиток (нужное подчеркнуть), и что он сам его попробовал — очень напоминает что-то из детства или еще какое-нибудь интересное блюдо, которое пробовали практически все. И пока он доходит до полного расчета, вам уже очень хочется попробовать вот это «новенькое и вкусное». А еще у него очень гибкие кисти с длинными пальцами. Он так ими двигает, что я не раз замечала завороженный взгляд посетительниц :) Думаю, он делает половину выторга всего ресторана.

Теперь, когда буду пытаться идти от «обратного», постараюсь сделать это не в виде «пассивно-агрессивного поведения», а буду ходить вокруг да около ;)

Источник: Lifehacker.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

10 рюкзаков для ноутбука, которые не боятся мокрого снега и дождя

10 рюкзаков для ноутбука, которые не боятся мокрого снега и дождя

5 милых мягких игрушек для тех, кто любит мультфильмы Хаяо Миядзаки

5 милых мягких игрушек для тех, кто любит мультфильмы Хаяо Миядзаки

Самый популярный компрессор от Baseus отдают за полцены

Самый популярный компрессор от Baseus отдают за полцены

50-дюймовый смарт-телевизор от Haier отдают со скидкой на «Чёрной пятнице»

50-дюймовый смарт-телевизор от Haier приятно подешевел на «Чёрной пятнице»

новогодняя пижама со смешариками

Укуси меня пчела! Забираем из Befree новогоднюю пижаму с Барашем

Tefal раздаёт товары со скидками до 48%: выбираем самое интересное

Tefal раздаёт товары со скидками до 48%: выбираем самое интересное

Надо брать: зимние ботинки от Reebok со скидкой 46%

Надо брать: зимние ботинки от Reebok со скидкой 46%

15 великолепных сумок для зимы

15 великолепных сумок для зимы

Это интересно
Новые киберловушки: мошенники атакуют россиян через QR-коды, NFC и умные гаджеты

Новые киберловушки: мошенники атакуют россиян через QR-коды, NFC и умные гаджеты

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Что подарить ребёнку? 10 идей для детей от 0 до 10 лет

Что подарить ребёнку? 10 идей для детей от 0 до 10 лет

Реклама
Комментарии
Илья Динец
14.11.13 23:56
Нет понимания темы.
Eugene
15.11.13 09:34
Возможно это худший заголовок года...
Maryli
15.11.13 11:01
Не совсем верное поведение описано в статье для удачной подсадки идеи. В статье предлагается ходить вокруг да около и действовать намеками, без осознания того факта, что многие люди намеков не понимают. Особенно подобные руководства к действию противопоказано читать многим женщинам, которые и без того пребывают во мнении, что если намекать издали на свои желания, то вторая половинка вдруг сама решит, что именно это нужно. В данном случае действовать нужно прямее некуда. Но речь о другом. Как подсадить идею? Нужно не убедить человека, что якобы он придумал ей сам, а позволить ему самому до неё дойти. Майевтика, Сократ - это здесь куда более близко. В Inception идею не "подсадили", они дали ему возможность "самостоятельно решить", то есть придти к ней самолично. В диалоге очень четко прослеживается манипуляция. Покупатель и без того отлично понимает цели и тот факт, что для фото эти 250 гб и предназначаются. И если там будут лежать не только фото, то этого не хватит. Предложение купить два терабайта или даже 500 гб, это уже навязывание. Да, человек, возможно, согласится, но это лишь предложение более адекватного решения, но это очень далеко от манипуляции. Придя домой с ненужными терабайтами, покупатель, если останется недоволен покупкой, еще не начнет обвинять себя в своей же дури, он обвинит в этом менеджера-продавца-консультанта, того, который ему прямо протолкнул данный девайс. Так же не стоит исключать и тот факт, что менталитет наш отнюдь не немецкий и сказать открыто, что в планах только 250 гб, а сумма свыше планировалась на иные расходы - не каждый способен. Гулять так гулять, вот что чаще можно услышать. А потом приходят и думают, простите, нахрена? Навязать можно что угодно, заставить человека поверить, что это было его решением - высший пилотаж.
Filipp Mindorin
18.11.13 23:26
Полностью согласен,но как же подсадить идею без намеков сознательному человеку?Одно дело ребенок,которого можно так подвести,а взрослого человека-то как вопрос.
Что вы могли пропустить
Какую гирлянду выбрать для дома и улицы
Какую гирлянду выбрать для дома и улицы
0
16 ноября
Ликбез
Советы
Слепота к беспорядку: почему мы не замечаем бардак в доме и как это исправить
Слепота к беспорядку: почему мы не замечаем бардак в доме и как это исправить
0
15 ноября
Советы
Советы
5 советов, как сделать прихожую удобной и стильной
5 советов, как сделать прихожую удобной и стильной
0
11 ноября
Колонка
Советы
Как почистить латунь
Как почистить латунь
0
8 ноября
Ликбез
Советы
«Трикладушку» Galaxy Z TriFold от Samsung впервые показали на видео
«Трикладушку» Galaxy Z TriFold от Samsung впервые показали на видео
0
6 ноября
Новости
Советы
Как почистить кулер для воды в домашних условиях
Как почистить кулер для воды в домашних условиях
0
2 ноября
Ликбез
Советы
Правда ли контейнер пылесоса надо чистить сразу после уборки
Правда ли контейнер пылесоса надо чистить сразу после уборки
0
25 октября
Советы
Советы
Как отличить хрусталь от стекла
Как отличить хрусталь от стекла
0
24 октября
Ликбез
Советы
Как избавиться от запаха канализации
Как избавиться от запаха канализации
0
18 октября
Ликбез
Советы
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
0
12 октября
Советы
Советы
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
0
11 октября
Ликбез
Советы
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
0
7 октября
Советы
Советы
Как выбрать одеяло для комфортного сна
Как выбрать одеяло для комфортного сна
0
4 октября
Ликбез
Советы
Где растёт клюква и когда её собирать
Где растёт клюква и когда её собирать
0
30 сентября
Ликбез
Советы
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
0
30 сентября
Советы
Советы

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Роман Аяпергенов1 час назад

0 / 0

Еще я бы добавил принцип переключения внимания на слушателей, следить за их реакцией и реагировать. Например, если кто-то входит. То можно сделать паузу, чтобы слушатели успели вернуть внимание к тебе. В этом отличие выступающего от актера в театре. Актер не должен реагировать на внешние помехи.
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
Аватар автора комментария
Alexander K.2 часа назад

0 / 0

Действительно, помогло. Но теперь самое интересное, сколько я сэкономил денег за прошедший календарный месяц)))
Самый популярный компрессор от Baseus отдают за полцены
Аватар автора комментария
ezdiumno ru3 часа назад

0 / 0

Поскорей бы эту опцию внедрили в рабочую версию!
В браузере Chrome наконец-то появились вертикальные вкладки
Аватар автора комментария
ezdiumno ru3 часа назад

0 / 0

Для экономии на высоте страницы. Если у вас "квадратный" монитор типа 4х3, то вертикальные не нужны. Вот если широкий, типа 16х9 и тем более 21х9, то очень полезная опция. Лично я давно ее жду.
В браузере Chrome наконец-то появились вертикальные вкладки
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях