Логотип
20 января 2021

10 простых правил, которые помогут стать руководителем до 30 лет

Развиваться и расти по карьерной лестнице вполне осуществимая задача, нужно лишь правильно расставить приоритеты и проявлять себя в работе. Это применимо и к небольшим стартапам, и к огромным государственным корпорациям, в которых, вопреки стереотипам, есть перспективы не только для возрастных сотрудников. Мы поговорили с четырьмя молодыми руководителями из компании «Ростелеком» и узнали, что же помогло им достичь успеха до 30 лет.
Как стать руководителем до 30 лет
Избранное

Развиваться и расти по карьерной лестнице вполне осуществимая задача, нужно лишь правильно расставить приоритеты и проявлять себя в работе. Это применимо и к небольшим стартапам, и к огромным государственным корпорациям, в которых, вопреки стереотипам, есть перспективы не только для возрастных сотрудников. Мы поговорили с четырьмя молодыми руководителями из компании «Ростелеком» и узнали, что же помогло им достичь успеха до 30 лет.

1. Начинайте работать как можно раньше

В университете, а может быть, даже в школе или колледже — это в любом случае бесценный опыт. Он поможет оценить свои силы, обрести полезные навыки и стать увереннее. Как бонус — заработать на карманные расходы. А ещё это бесценные навыки тайм‑менеджмента, самостоятельного принятия решений и расстановки приоритетов: ведь работу надо как‑то совмещать с учёбой.

Павел Шиляев

Директор проектного офиса интеграционных решений, Москва.

Я начал работать в 19 лет. Устроился в салон связи продавцом‑консультантом: продавал сим‑карты и мобильные телефоны. Через год стал управляющим магазина. Параллельно учился в университете. На работе был сменный график — из‑за этого с расписанием были сложности. Но учёба всегда была приоритетом, а работа — просто способом обеспечить себя и заработать на разные «хотелки»: свидания, покупки, поездки.

В этом салоне связи у меня выработался «высокий болевой порог» общения с людьми. Когда в день через тебя проходит 300–500 человек и почти все — с претензиями, учишься понимать, как реагировать на их запросы, даже самые неадекватные. Понимаешь, что нужно докапываться до истинных причин недовольства. Сейчас этот навык очень помогает.

А ещё работа научила меня искать решения проблем. Меня назначили управляющим убыточного магазина. Он находился рядом с вокзалом, и продажи с каждым месяцем падали. Причина была неожиданной: оказалось, что напротив входа постоянно стоят цыгане и покупатели просто обходят магазин стороной. Мне удалось договориться со старшей цыганкой — попросил её сменить локацию. Она согласилась, а на следующий месяц продажи выросли на 130%.

Екатерина Сидорюк

Заместитель директора филиала — директор по работе

с массовым сегментом, Южно‑Сахалинск.

Я начала работать в 15 лет, когда училась в колледже: была промоутером, затем диспетчером службы такси. Учёбе это совсем не мешало: я специально выбирала работу, которой можно было заниматься в свободное от занятий время. В итоге колледж я окончила с красным дипломом. Сразу после выпуска я осталась в службе такси. Одна из моих коллег по совместительству работала в «Ростелекоме» и предложила мне тоже попробовать. Описала крупную компанию со стабильным заработком, в которой есть все социальные гарантии. Так в 2013 году я стала оператором связи четвёртого разряда, а если проще, оператором горячей линии — моя первая официальная работа. За минувшие семь лет я успешно окончила университет, сменила несколько позиций в компании и выросла до директора сегмента.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

На первую работу я устроился в 14 лет, когда только получил паспорт. Был униформистом — работником сцены в цирке. Выбор неслучайный: у меня цирковая династия, родители — артисты, поэтому всё детство я проводил за кулисами. Униформистом я трудился одно лето, заработал первые карманные деньги.

А первая «взрослая» работа появилась у меня в 19 лет, когда я перешёл на третий курс и учёба стала занимать меньше времени. Тогда я попал в ИТ‑компанию, которая набирала группу на обучение программированию. Совмещать оказалось сложно, но учёба была важнее: я понимал, что новую работу я всегда найду, а вот если вылечу из университета, всё будет гораздо сложнее. После вуза четыре года работал в консалтинговой фирме, ещё через четыре устроился разработчиком в «Ростелеком», а уже через год стал руководителем.

Думаю, именно ранний старт позволил мне подняться так быстро. Многие против совмещения учёбы с работой, но я считаю это очень полезным опытом: он учит правильно распределять своё время.

2. Просите совета и учитесь у своего руководителя

Не бойтесь разговаривать со своим начальством или коллегами и задавать им вопросы. Вы не будете казаться некомпетентным, а, наоборот, произведёте хорошее впечатление. Ведь профессионал или тот, кто стремится им стать, всегда готов развиваться и перенимать чужой опыт.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

Если я вижу, что кто‑то что‑то делает лучше, чем я, или делает то, чего я не понимаю, я буду интересоваться, просить меня научить и перенимать опыт. Новому можно научиться только у других людей и на каких‑то конкретных задачах и проблемах, которые они решают. Курсы и семинары тоже хороши, но только для теории и закрепления. И я уверен: если вы понимаете, что у коллег на вашем текущем месте работы научиться нечему, к сожалению, компанию нужно менять.

3. Проявляйте инициативу

Если ваша цель — развиваться профессионально и подниматься по карьерной лестнице, нельзя просто спокойно заниматься своей работой. Нужно браться за новые, незнакомые задачи, высказывать свои идеи, спорить, если уверены, что правы и можете сделать лучше.

Артур Барышев

Директор департамента финансового планирования

и анализа, Екатеринбург.

Если вы видите какие‑то проблемы в процессах, нестыковки и несовершенства, то заявляйте о них. У каждого есть своя повестка, которой он занимается, поэтому сами по себе проблемы не решатся. Нужно не бояться подходить и спрашивать. Чем чаще вы будете становиться частью повестки руководителя, тем легче будет доказать, что решение той или иной проблемы важно для общего дела. А это, в свою очередь, позволит эффективнее продвигаться по карьере.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

Здорово, когда сотрудник может предложить какую-то классную идею на общей встрече или самостоятельно её реализовать в свободное время, а затем показать руководителю: в хорошей компании это точно оценят. У меня примерно так было и было в «Ростелекоме». Сначала никто не рассчитывал, что я буду заниматься развитием направления: первое время я просто выполнял порученные мне задачи. При этом я сразу понял, что мне непривычны установленные в отделе жизненные циклы, непонятны какие-то регламенты и процессы. Я предложил ряд идей, как всё это можно улучшать. И к большинству моих предложений руководитель прислушался, ему понравилось. Он давал мне полный карт-бланш на реализацию идей, и часто они выстреливали. В итоге он стал доверять мне все больше заданий, в том числе самых ответственных. После этого я стал довольно быстро и уверенно расти по службе.

Екатерина Сидорюк

Заместитель директора филиала — директор по работе

с массовым сегментом, Южно‑Сахалинск.

Когда я работала оператором в хабаровском филиале, в компании начался глобальный проект «100 дней захвата рынка ШПД». Я не побоялась и решила принять в нём участие. В процессе реализации проекта зарекомендовала себя как ответственный и грамотный сотрудник. В результате меня повысили — сделали специалистом в новом подразделении «Группа поддержки продаж». Это стало хорошим трамплином для моего дальнейшего карьерного роста в компании.

4. Заявляйте о себе

Амбиции и желание расти — это нормально и в большинстве компаний только приветствуется. Не бойтесь говорить о том, что готовы к более серьёзным вызовам на более высокой должности, — если можете доказать, что готовы на самом деле. И заявляйте о своих желаниях правильно.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

Говорить руководителю о своём стремлении подняться выше просто необходимо. Но лучше делать это не прямо в лоб: не «Я хочу / я готов», а «Что нужно знать и уметь, чтобы стать руководителем?». Послушайте ожидания своего начальника, сопоставьте их со своими знаниями. Когда станет понятно, что вы действительно подходите, можно уже говорить более предметно.

Павел Шиляев

Директор проектного офиса интеграционных решений, Москва.

Хуже всего, если человек с амбициями будет о них молчать. Руководитель может ничего не подозревать, и человек, у которого нет возможностей для реализации, просто уйдёт в другое место. Но приходить к начальнику нужно с готовым планом действий, говорить: «Я хочу и готов сделать такие‑то вещи, мне нужны ресурсы и полномочия». Так этот вопрос будет решаться уже на уровне обязанностей и ресурсов, а не на уровне должностей.

Инициативных молодых сотрудников в «Ростелекоме» много. Я работаю в компании с 2014 года, и с тех пор серьёзно обновилась команда. Когда я только пришёл, я видел коллектив, в котором были люди в возрасте как 22 года, так и 60 лет — те, кто ещё работал с телефонной связью, телефонными станциями и прочим. А потом на их место пришли новые молодые специалисты с новыми мыслями и идеями. Это круто.

Екатерина Сидорюк

Заместитель директора филиала — директор по работе

с массовым сегментом, Южно‑Сахалинск.

Не стоит бояться своего возраста. У молодых руководителей есть много плюсов: они быстрее ориентируются, приспосабливаются к среде и готовы постоянно меняться. Если не говорить о своих амбициях — начальник может рассматривать вас как крутого исполнителя и не способствовать вашему карьерному росту.

5. Совершайте ошибки, но делайте выводы

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Допускать просчёты — нормально, а иногда даже поучительно, если вы можете извлечь из этого уроки. Но это не значит, что неточности и невнимательность — мелочи, которые ни на что не влияют.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

Ошибка, которая отразилась на мне больше всего, — неумение планировать свою деятельность. Когда я работал в консалте, у меня условно был один проект и один заказчик на протяжении двух лет. А в какой‑то момент случилось так, что продукт понадобился ещё шести заказчикам и, соответственно, работы стало больше. В какой‑то момент я понял, что наобещал больше, чем могу сделать. Это вылилось в три или четыре месяца работы по 12 часов. В итоге это довело меня до нервного срыва и выгорания. Я сделал выводы и выработал систему планирования, которую использую по сей день.

Павел Шиляев

Директор проектного офиса интеграционных решений, Москва.

Бояться ошибок не нужно, хуже всего — ничего не делать вообще. Я, например, не умел увольнять людей. И нескольких продержал в компании полгода, дав им надежду. В общем‑то, зря потратил и своё, и их время. Брал на работу людей, которые не «выстреливали», хотя были надежды абсолютно другие. В этом была моя ошибка. Исправилась она со временем и опытом.

6. Ищите и используйте преимущества компании

Компания, которая рассчитывает на успех и постоянный рост, всегда будет заинтересована в способных и трудолюбивых сотрудниках. Поэтому она даёт ресурсы и возможности для роста и развития.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

Когда я устраивался в «Ростелеком», у меня был стереотип о госкомпаниях: чтобы подняться по карьерной лестнице, нужно дождаться, пока это сделает твой начальник, освободив тебе должность. То есть я представлял себе очень жёсткую и строгую иерархию: можно только вверх или вниз, а вправо и влево — никак. На самом деле всё иначе.

За счёт того, что «Ростелеком» активно развивается и трансформируется из классического телекома в современную ИТ‑компанию, открываются новые департаменты и направления. В последние годы мы усиливаем наш ИТ‑кластер. И безусловно, появляется всё больше возможностей для развития и роста. Например, когда я пришёл в компанию, направления разработки интерфейсов вообще не было. В какой‑то момент поняли, что оно может стать полноценным и перспективным, выделили в отдельное направление, и появились новые ступеньки для карьеры.

Павел Шиляев

Директор проектного офиса интеграционных решений, Москва.

В «Ростелекоме» есть планы развития и программы наставничества — они помогают сотрудникам расти. А из‑за огромного масштаба компании можно перемещаться по стране: например, я начинал в Самаре, а сейчас — в Москве. На нашем корпоративном портале регулярно появляются вакансии. Допустим, сотрудник офиса в Тольятти может подать своё резюме на вакансию с релокацией в Приморье, чтобы попытаться найти себя в той же сфере, в которой он работал, или в какой‑то другой в рамках компании.

Екатерина Сидорюк

Заместитель директора филиала — директор по работе

с массовым сегментом, Южно‑Сахалинск.

Раньше «Ростелеком» ассоциировался с компанией, которая отправляет телеграммы и устанавливает домашние телефоны. Потом мы перешли в эпоху интернета и интерактивного телевидения. Сейчас мы уже технологичная компания, которая разрабатывает современные ИТ‑решения, предоставляет массу крутых цифровых услуг, умных продуктов. У нас большой продуктовый портфель: это решения для частных пользователей, для малого и среднего бизнеса, для больших федеральных корпораций, для операторов связи и для государства. Такое многообразие сервисов, услуг и продуктов сложно найти где‑то ещё — и за счёт этого сотрудникам открываются огромные возможности для развития, реализации своих амбиций и карьерного роста. Для соискателей мы именно та компания, которая уже живёт в будущем.

7. Умейте делегировать

Если верить пословице, хочешь сделать всё хорошо — сделай это сам. Соблазн выполнить все задачи самостоятельно будет всегда, но нужно с ним бороться. Иначе вам придётся работать на износ всегда, а ваши сотрудники утратят мотивацию и сядут вам на шею: зачем стараться, если вы всё сделаете за них?

Артур Барышев

Директор департамента финансового планирования

и анализа, Екатеринбург.

Когда вас повышают, у вас есть кредит доверия и руководители верхних уровней хотят, чтобы наиболее важную работу выполняли именно вы. У меня так и было.

Руководители других подразделений говорили: «А можешь сам заняться этим вопросом? Он критичен для нас, и в этом мы можем рассчитывать только на тебя». Поначалу мне казалось, что отказываться ни в коем случае нельзя. Ведь тогда они подумают, что я посчитал это неважным, а значит, дальнейшие взаимоотношения могут ухудшиться. Поэтому я многие задачи решал только своими силами. Но со временем понял, что это неправильно. Да, мне это по плечу, но при этом для моей команды роста нет и найти преемника, если я захочу сам двигаться дальше, не получится.

Сначала я подключал ребят частично, а со временем стал делегировать всё больше задач, просто контролируя процесс. Понемногу создавал привычку у заказчиков, чтобы впоследствии они обращались не ко мне, а к моим сотрудникам.

8. Учитесь без остановки

Отсутствие прогресса — регресс. Нельзя из года в год делать одно и то же, теми же инструментами, и добиваться роста. Без постоянного саморазвития можно так и остаться на одном месте.

Выясните в отделе кадров, на портале компании или непосредственно у своего руководителя, есть ли программы корпоративного обучения, стажировок, возможности участия в конференциях и мастер‑классах.

Артур Барышев

Директор департамента финансового планирования

и анализа, Екатеринбург.

Обучение и саморазвитие повышает вашу ценность как сотрудника. Меня приятно удивило, что в «Ростелекоме» этому уделяется много времени. У нас есть команда, которая занимается развитием талантов. Есть своя электронная библиотека, в которой более 2 500 книг, онлайн‑университет, где более 500 видеокурсов — они качественно, красиво и просто сняты с привлечением внешних экспертов и наших же топ‑менеджеров.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

У компании «Ростелеком» отличная система развития сотрудников. В частности, у нас есть квота на внешнее обучение. Раз в год на сотрудника выделяется определённая сумма, на которую он может выбрать, по сути, любые понравившиеся ему курсы, связанные с его профессиональной деятельностью, а полученные навыки будут нужны в работе. Например, я в этом году посещал курсы Product‑manager. Это направление связано с моими нынешними задачами косвенно, но обретённые знания могут очень помочь мне в будущем на этой работе.

Плюс в компании есть внутренний онлайн‑университет с огромным количеством различных бесплатных курсов для сотрудников: и по софт‑скилам, и по программированию, и по цифровым навыкам, и так далее. А ещё компания предоставляет сотрудникам возможность бесплатно учиться во ВШЭ — у нас совместная программа под названием «iMBA: навыки лидера цифровой компании». Чтобы стать студентом, нужно пройти отбор, не прогуливать вебинары и вовремя сдавать «домашки» — всё как в университете.

Екатерина Сидорюк

Заместитель директора филиала — директор по работе

с массовым сегментом, Южно‑Сахалинск.

Для меня очень важно постоянно развиваться и получать знания. Я всегда нахожу время для чтения книг и участия в обучающих вебинарах. Например, недавно прошла курс «Наука о данных» в нашем внутреннем корпоративном университете. Свою команду я тоже стараюсь направить в русло саморазвития.

9. Контролируйте время

Без грамотного тайм‑менеджмента никуда. Первые несколько дней можно работать по 20 часов в сутки и даже добиваться каких‑то результатов. А потом качество работы резко упадёт. Можно так погрязнуть в задачах, что ни на саморазвитие, ни на отдых времени не будет.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

Нужно готовиться к тому, что на привычные и любимые задачи времени не будет. Когда вы руководите, вы думаете не только за свои руки, а ещё и за руки подчинённых. Рабочий график станет плотнее, времени на чай с коллегами не останется. Но на самом деле загруженность зависит от компании. Тут мне очень сильно повезло с «Ростелекомом»: здесь не приветствуются переработки.

Павел Шиляев

Директор проектного офиса интеграционных решений, Москва.

Есть различные инструменты, которыми точно нужно пользоваться: планировщики, календари. Нужно максимально постараться делегировать операционную работу — её всегда много, и она съедает уйму времени.

Артур Барышев

Директор департамента финансового планирования

и анализа, Екатеринбург.

Есть простое правило: нужно оценивать ценность задачи и эффективность вложения времени — что даёт максимальный результат, на том и нужно концентрироваться.

10. Ищите контакт с людьми

Работа руководителя напрямую связана с управлением командой. Если не уметь грамотно выстраивать отношения с людьми — успеха не добиться.

Александр Давыгора

Руководитель направления по разработке интерфейсов, Москва.

Если кто‑то использует в качестве аргументов ругань или стук кулаком по столу — значит, этот человек не готов быть руководителем или просто не понимает, что должен делать.

На мой взгляд, взаимоотношения «руководитель — подчинённые» — симбиоз. Сотрудник — это не просто ресурс, который можно использовать. Я учусь у него, а он учится у меня. Моя задача — просто делать его работу комфортнее и помогать ему контролировать те аспекты, которые он не успевает.

Екатерина Сидорюк

Заместитель директора филиала — директор по работе

с массовым сегментом, Южно‑Сахалинск.

Быть молодым руководителем непросто: коллектив, в который вы приходите, может быть уже устоявшимся и возрастным. Так было и со мной, когда я стала руководителем группы инсталляции в «Ростелекоме». Мне был всего 21 год, а в подчинении у меня были люди за 70. Только подумайте: они уже отметили 50 лет работы в компании, а к ним привели молодую девушку со словами: «Это Екатерина Алексеевна, теперь вы должны слушать её». Представляете их удивление? Авторитет я заслуживала делом, показывала, что не просто так пришла и тоже чего‑то стою: приходилось прямо брать в руки стремянку и идти с ними на установки. Так у нас с «ребятами» сложились доверительные отношения и мы стали отличной командой.

Реклама
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное

Сделано в Лайфхакере

Логотип