Логотип
6 октября 2021

Каким должен быть учитель в XXI веке: отвечают сами учителя

Современный преподаватель не говорит «А голову ты дома не забыл?» или «Лес рук!» и тем более не загружает учеников зубрёжкой «от сих до сих». Вместо этого он мотивирует подопечных получать знания, да и сам всё время учится. Вместе с «Ростелекомом» мы спросили у опытных наставников, что знает и умеет по-настоящему классный педагог.
Компетенции учителя
Избранное

1. Владеет современными технологиями

Ученики сегодня редко расстаются с гаджетами, и наставник, не умеющий пользоваться смартфоном или не знающий, как выйти в интернет, вряд ли сможет говорить с ними на одном языке. Учитель, который дружит с техникой, может готовить яркие презентации, проводить виртуальные экскурсии и снимать учебные видео. А ещё он способен обратить любовь подопечных к гаджетам на пользу делу — например, рассказав о классных обучающих приложениях и сервисах.

Анатолий Пронин

Руководитель направления в региональном центре развития информационных систем, «Ростелеком». Преподаёт разработку на Ruby on Rails.

С появлением новых технологий обучение стало интереснее и разнообразнее. К дистанционным занятиям можно подключиться из любой точки мира, запись урока позволяет повторить материал, а онлайн‑тесты и тренажёры помогают дополнительно закрепить свои знания. Тем не менее я считаю, что дистанционный формат полностью не заменит офлайн‑занятия. Проработка некоторых навыков требует личного присутствия — например, soft skills сложно прокачать без живого общения.

2. Знает, как вести диалог с учениками

Изображение: Luis Molinero / Eric Isselee / Shutterstock / Дарья Хомякова / Лайфхакер

Современный учитель часто задаёт подопечным вопросы, чтобы мотивировать их рассуждать, и умеет слушать ответы. Даже если ученик ошибся, наставник не будет его критиковать или высмеивать, ведь такая реакция может отбить всякое желание осваивать что‑то новое. Вместо этого педагог сможет аргументированно объяснить, в чём человек не прав.

Кирилл Пихтовников

Заместитель генерального директора — технический директор в ИТ-кластере, «Ростелеком». Более 9 лет преподавал разработку в ПНИПУ.

За время работы преподавателем я понял, что в аудитории всегда есть студенты, которым интересно, и те, кто пришёл просто для галочки. Секрет в том, чтобы найти глаза ребят, которым реально интересно, и рассказывать им, а постепенно и остальные втягиваются.

3. Постоянно учится

Мир быстро развивается, поэтому один из важных навыков современного человека — способность осваивать новое на протяжении жизни. Это необходимо как ученикам, так и учителям. Умение использовать гаджеты и применять на уроках современные технические решения и нестандартные методики помогает наставникам завоевать внимание и доверие подопечных.

Анатолий Пронин

Технологии не стоят на месте — в сфере ИТ это чувствуешь особенно хорошо. Чтобы быть в тренде, надо не переставать учиться самому. Например, я проходил школу тимлида в «Ростелекоме ИТ» — она дала мне массу новых знаний, которые я уже применяю на практике. Ещё недавно закончил изучение курса, посвящённого искусственному интеллекту. Напрямую эта тема не связана с моей работой, но мне хотелось глубже погрузиться в неё и детально изучить вопрос.

Раньше нельзя было и представить, что учителя будут использовать на уроках технологии виртуальной реальности и 3D‑принтеры. Изменился и формат экзаменов, а ведь 25 лет назад никто не слышал о ЕГЭ.

Видеонаблюдение за проведением единого государственного экзамена — один из важных проектов «Ростелекома». Благодаря его реализации процедура ЕГЭ стала более прозрачной и обеспечила равные условия для всех участников. В этом году «Ростелеком» установил более 109 тысяч видеокамер в пунктах проведения экзаменов по всей стране, а за соблюдением правил помогала следить система машинного зрения — специальная технология в режиме реального времени анализировала поведение учеников и фиксировала подозрительную активность.

4. Умеет найти подход к ученику

Все дети усваивают информацию по‑разному. Кому‑то достаточно прочитать правило из учебника, а кто‑то быстрее поймёт материал, снабжённый иллюстрациями. Если педагог использует разные форматы подачи информации, он сможет сделать урок увлекательным для всего класса.

Роман Хазеев

Заместитель директора департамента по реализации digital-проектов, преподаватель школы тимлидов, «Ростелеком».

С учениками нужно стараться общаться на равных и воспринимать их как коллег. Кто знает, вдруг когда‑нибудь они тоже окажутся на месте преподавателя, а тот — на месте ученика. Уважительные отношения — залог здорового общения и успешного прохождения любого курса. Для меня всегда работало правило увлечённости: если преподаватель сам горит тем, что делает, и даёт не книжные знания, а опыт, проверенный «в бою», студентам с ним точно будет интересно.

Если ученик не справляется с предметом, учитель попытается понять почему. Ведь причины могут быть разными — от пробелов в знаниях до нехватки мотивации. Хороший педагог знает уровень каждого ученика и сумеет подобрать индивидуальное задание, чтобы тот справился с материалом.

5. Мотивирует получать знания

Преподавателю важно поощрять у подопечных любопытство и критическое мышление, а не заставлять их механически заучивать правила. Опытный учитель не позволяет ученикам пользоваться шпаргалками ради их же блага — ведь списывание способно превратиться во вредную привычку, которая убивает желание трудиться. Вместо зубрёжки преподаватель может давать ученикам творческие задания, ответы на которые нельзя быстро найти в интернете.

Анатолий Пронин

Я против списывания. Это может говорить о том, что человеку не интересен предмет, главное — получить оценку любой ценой. Задача преподавателя — объяснить, почему важно получить знания. Например, я преподаю разработку на Ruby on Rails. Здесь не удастся списать или попросить сделать за тебя — в дальнейшей работе такой специалист не справится со своими обязанностями, и его просто уволят.

Преподаватель — это человек, который на своём опыте набил много шишек, поэтому у него можно попросить помощи в освоении материала, если не получается разобраться самостоятельно. Хороший педагог применяет индивидуальный подход и знает, как донести ту или иную информацию до каждого. Кроме того, наставник способен мотивировать учеников осваивать материал — если преподаватель сумел, то и они смогут!

На помощь учителю приходит «Ростелеком» с проектом «Смотри.ЕГЭ», который обеспечивает видеонаблюдение за проведением единого государственного экзамена. У учеников есть возможность продемонстрировать свои реальные знания. И те из них, кто не приобрёл привычку переписывать чужие работы, будут этому только рады.

6. Имеет широкий круг интересов

Изображение: VidI Studio / Roman Sambroskyi / Shutterstock / Дарья Хомякова / Лайфхакер

Школьные предметы не изолированы друг от друга. Например, знание истории поможет преподавателю литературы погрузить учеников в контекст и рассказать, какие события повлияли на жизнь героев произведения. А биолог, который хорошо знает географию, сможет объяснить, как животные расселялись по планете.

Роман Хазеев

Учитель должен любить своё дело, чтобы выполнять его качественно и профессионально. Но без возможности опереться в жизни на что‑то ещё, кроме работы и семьи, будет сложно. Это как табуретка на двух ножках — она не будет устойчивой. А если добавить третью опору, конструкция станет надёжной. Поэтому любому профессионалу важно иметь хобби. Это не только даёт возможность разгрузиться, но и становится ещё одним мостиком к ученикам, который позволит найти общий язык.

Детям интереснее слушать человека, который может объяснить тему на примерах из жизни. Вряд ли кому‑то из учеников в ответ на вопрос «Зачем мне учить английский?» достаточно реплики «Вырастешь — поймёшь». Зато история о том, как знание языка помогло найти дорогу в чужом городе, звучит убедительно.

Анатолий Пронин

Преподавателю необходимо переключаться на другие дела, увлечения, хобби, чтобы расширить свой кругозор и не перегореть от работы. На первое место я бы поставил спорт. Я занимаюсь бегом, плаванием, кроссфитом — тренировки позволяют разгрузить голову и держать себя в тонусе. Раньше ещё ходил на социальные танцы — это помогло мне лучше понимать людей и их поведение, что очень важно в обучении.

7. Способен сделать захватывающей даже скучную тему

Хороший педагог — это ещё и отличный рассказчик. Вместо того чтобы монотонно воспроизводить текст учебника, он может приправить материал яркой цитатой, шуткой или наглядным и понятным примером.

Сергей Раков

Директор департамента развития видеонаблюдения, «Ростелеком». Обучает новых коллег на проектах.

Теорию лучше разбавлять интересным историями из своего опыта. Расскажите о реальных проблемах, с которыми вам пришлось столкнуться, о том, как вы с ними справились или потерпели фиаско.

Профессионал своего дела прекрасно владеет ораторским искусством: он не шепчет и не тараторит материал, поддерживает контакт с аудиторией и задействует жесты и мимику. Сегодня информация доступна как никогда, поэтому важно не просто пересказывать учащимся материал, а научить их его анализировать.

Кирилл Пихтовников

Сейчас ученики могут фокусировать внимание в течение 15–20 секунд. Если не успел за это время заинтересовать их обсуждением, они отвлекутся, поэтому на уроках необходим интерактив. Такой подход работает даже в сугубо академических предметах. Например, можно написать на доске два варианта ответа и предложить ученикам выбрать правильный, основываясь на том, что они услышали ранее.

8. Постоянно улучшает программу обучения

Настоящему профессионалу важно, чтобы материал, который будут изучать его подопечные, был им интересен и понятен. Скучные примеры вряд ли привлекут внимание учеников, не говоря уже о том, чтобы отложиться в памяти.

Роман Хазеев

Сравнивая свои ощущения от чтения лекций 10 лет назад в университетских аудиториях и от преподавания через Zoom, я понимаю, что благодаря современным технологиям онлайн‑образование ничем не уступает традиционной учёбе в офлайне. Этому способствует и быстрая видеосвязь, и большой набор инструментов для общения и совместной работы со студентами: Miro, Google Docs, различные площадки для отслеживания прогресса учеников, проведения опросов и тестов.

Чтобы заинтересовать подопечных, преподаватель может добавить к лекциям игровые технологии — например, предложить ученикам решить задачу на скорость и отправить ответ в мессенджер. Дети всё равно не расстаются с гаджетами и точно оценят, что учитель тоже их использует. А в интернете можно найти иллюстрации, таблицы, видео и другой полезный контент по предмету, который дополнит урок и сделает его живым и интересным.

Реклама
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное

Сделано в Лайфхакере

Логотип