В 2020 году ведущий производитель аудиооборудования Sennheiser отметил 75‑летний юбилей. За это время продукция некогда маленького локального предприятия, основанного профессором Фрицем Зеннхайзером под Ганновером, побывала в космосе, получила премию «Оскар» и успела поменять мир кино и телевидения. Рассказываем об основных технологических достижениях бренда, без которого невозможно представить историю звука ХХ века.

Как беспроводные микрофоны поменяли телевидение

Выпускник Берлинского технического университета и основатель компании Sennheiser Фриц Зеннхайзер собрал свой первый радиоприёмник в 11 лет. В то время он и не мог предполагать, каких высот достигнет в мире аудиотехники. История его успеха началась в 1945 году. Тогда 33‑летний Зеннхайзер на ферме в окрестностях Ганновера основал свою компанию. Детище получило название Laboratorium Wennebostel, сокращённо Labor W. Там Зеннхайзер выпускал измерительные инструменты и продавал их компании Siemens.

В 1946 году Labor W получила от Siemens заказ на создание 200 копий специального микрофона, предназначенного для радио. Прежний поставщик не мог выполнять свои обязательства, так как завод, расположенный в Вене, после войны лежал в руинах.

Фриц Зеннхайзер и его коллеги взялись за работу. Позже Зеннхайзер признался, что никогда не стал бы делать такую аудиотехнику, если бы не заказ Siemens. В итоге в Labor W создали свой первый микрофон — модель DM 1 (Dynamisches Mikrofon — «Динамический микрофон»). Его частотный диапазон составлял 30–10 000 Гц. Заказчик был доволен.

Успех укрепил Зеннхайзера в мысли, что нужно начать собственную разработку аудиооборудования, востребованного в кино- и телеиндустрии. В 1947 году появился первый микрофон Labor W — MD 2. А через 10 лет компания презентовала революционную новинку в этой сфере — первый в мире беспроводной микрофон для телевидения, разработанный при участии германской вещательной компании NDR. Его коммерческая версия появилась на рынке в 1958 году и получила название Mikroport.

Микрофон Sennheiser удостоился премии «Оскар»

Этот микрофон стал сенсацией. Если поначалу о нём знали лишь технические специалисты и работники телевидения, то после шутки известного ведущего Петера Франкенфельда о новинке заговорили все. Телеведущий придумал миниатюру: он прикрепил длинный кабель к беспроводному микрофону, начал расхаживать по студии и якобы запутался в проводах. После этого Франкенфельд просто обрезал кабель. К изумлению зрителей, микрофон продолжил работать. «Эту сцену потом все обсуждали, и это здорово нам помогло», — вспоминал Фриц Зеннхайзер. Сейчас бы такую рекламу назвали вирусной.

Беспроводной микрофон Mikroport надолго задержался на рынке. Инженеры Labor W сумели опередить своё время по нескольким причинам:

  • Передатчик SK 1001, где использовались лампы и аккумуляторы большой ёмкости, обеспечивал бесперебойную работу микрофона в течение 5 часов. Поздние модификации были снабжены карманным передатчиком SK 1002, в котором вместо ламп уже были транзисторы, и время непрерывного использования оборудования удалось увеличить до 10 часов.
  • Входивший в состав комплекта системы двухканальный приёмник T 200 передавал полученный с микрофона сигнал дальше на усилительный тракт.
  • При отсутствии значительных радиопомех радиус действия оборудования составлял до 100 метров.

Как появились первые в мире наушники открытого типа

Спустя 11 лет после успеха беспроводного микрофона Labor W вновь заявила о себе. В 1968 году Эрхард Михаэлис, один из специалистов компании Sennheiser, придумал то, что стало прообразом современных наушников. Инженер поместил на одном держателе два микрофона и подал на них сигнал. Услышав звук, он понял, что динамические капсюли без корпусов звучат лучше. Далее Михаэлис соединил два микрофона оголовьем. А чтобы они комфортно прилегали к ушам, «одел» их в поролоновые накладки. Такую конструкцию называют наушниками открытого типа. Созданное случайным образом устройство назвали HD 414. Компания Sennheiser запатентовала эту конструкцию.

Новая модель быстро завоевала популярность: за всё время продаж было реализовано более 10 миллионов наушников HD 414 разных модификаций. Покупателей привлекало высокое качество звука и лёгкость конструкции. Успех HD 414 укрепился после того, как компания Sony приобрела у Sennheiser лицензию на выпуск открытых наушников и укомплектовала ими кассетный плеер.

Через пять лет устройством заинтересовались и в NASA. В 1973 году Национальное аэрокосмическое агентство США оснастило этим гаджетом астронавтов, работавших на борту орбитальной станции Skylab. Так наушники Sennheiser оказались в космосе.

За что Sennheiser получил премию «Оскар»

С самого начала своей работы Sennheiser заявил о себе как о компании‑новаторе. И даже получил за одно из своих изобретений премию «Оскар». В 1987 году престижная награда в области киноиндустрии досталась микрофону‑пушке MKH 816. Получая золотую статуэтку, Фриц Зеннхайзер подчеркнул: «Обладателем этой награды стал не я — им стал микрофон!»

MKH 816 работал по принципу интерференционной трубы, то есть подавлял неосевые звуки, сохраняя при этом чувствительность и детализацию на большом расстоянии. К примеру, на этот микрофон‑пушку можно было легко записать речь артиста вблизи водопада, в центре оживлённой городской площади или во время посадки вертолёта.

Достоинства MKH 816 оценили и на телевидении. Так, журналисты 1980‑х годов получили возможность брать интервью в любой обстановке, не беспокоясь о браке по звуку. Умный микрофон‑пушка подавлял лишний шум и записывал только нужный источник аудиосигнала.

Почему наушники Sennheiser любят диджеи

В 1988 году в компании Sennheiser создали и выпустили на рынок наушники HD 25. Амбушюры в них располагались на внешней части уха, а не окружали его полностью, как более распространённые, закрытые вокруг уха конструкции. Это делало HD 25 сверхлёгкими, поскольку сами амбушюры относительно компактны. В компании решили создать плотное натяжение оголовья, благодаря чему наушники хорошо прилегали к голове. Это, в свою очередь, обеспечило заявленное контактное давление около 2,5 Н/м². Вся конструкция обеспечивала минимальную утечку звука: не только пользователь не слышал окружающий шум, но и люди вокруг не знали, что играет в наушниках.

Кроме того, эти наушники:

  • воспроизводили аудио на всех частотах от 16 Гц до 22 кГц;
  • обладали высокой чувствительностью благодаря лёгким алюминиевым звуковым катушкам;
  • имели небольшой вес и были удобными, что позволяло использовать их в течение длительного времени;
  • предусматривали прочный съёмный односторонний кабель и шарнирное крепление чашки наушника для прослушивания одним ухом.

Эту модель вскоре оценили пассажиры сверхзвуковых самолётов «Конкорд», так как HD 25 выдерживали высокий уровень звукового давления. А затем такое оборудование полюбили музыканты: новые наушники стали неотъемлемой частью образа диджеев.

За что диджеи любят наушники Sennheiser

Как наушникам Orpheus удалось подарить слушателям ощущение нахождения в концертном зале

В 1991 году на рынке был представлен новый хит от Sennheiser — электростатические наушники Orpheus. Они представляли собой полноценную аудиосистему, состоящую из наушников, лампового усилителя, встроенного цифро‑аналогового преобразователя (ЦАП) и фонокорректора.

Ламповый усилитель в этой конструкции выполнял особенную миссию: обеспечивал получение нужных 500 В на выходе усилителя и большую амплитуду сигнала. Тончайшим мембранам, толщина которых не превышает 1 мк, был необходим максимально быстрый и чистый усилитель, который позволял бы раскрыть их потенциал. Разработанная специалистами Sennheiser конструкция давала слушателям ощущение нахождения в концертном зале.

Аналогов наушникам Orpheus в 1991 году не было. Стоимость новинки в то время составляла 15 000 долларов. Но этот ценник не остановил поклонников чистого звука — 300 выпущенных экземпляров раскупили мгновенно.

В 2015‑м компания изготовила обновлённую версию Orpheus — модель HE‑1. Эти наушники не производят для массового использования, а создают лишь по индивидуальному заказу в Германии, в головном офисе Sennheiser.

В конструкции HE‑1 для изготовления мембран применили платиновое напыление, а керамические электроды были позолочены. Всё это ради воспроизведения чистого звука. Свести все шумы к минимуму удалось благодаря гибридной схеме, в которой:

  • за предварительную обработку сигнала отвечал каскад из восьми ламп;
  • лампы были защищены колпаками из высококачественного кварцевого стекла;
  • корпус наушников изготовили из гранулированного каррарского мрамора с неоднородной структурой.

Такой ламповый усилитель создавал максимальное поляризующее напряжение и большую амплитуду сигнала, что и обеспечивало высокое качество звука.

Какие наушники Sennheiser выпускает сейчас

В 2012 году в Sennheiser представили новую серию наушников — MOMENTUM. Акцент сделали на минималистский дизайн и качество звука.

Оголовье и амбушюры наушников MOMENTUM покрыли мягкой и эластичной кожей, изготовленной на традиционной английской кожевенной фабрике Pittards, и дополнили слайдером из нержавеющей стали. Кроме того, гаджет оснастили стереоразъёмом в 3,5 мм, что позволило подключать устройство ко всем современным на тот момент медиаплеерам.

Во втором поколении MOMENTUM появились беспроводные модели — наушники, соединённые оголовьем. А в третьем поколении — истинно беспроводные MOMENTUM True Wireless, состоящие из двух отдельных корпусов.

В начале 2020 года компания выпустила обновлённую версию наушников MOMENTUM — True Wireless 2. Этот гаджет может:

  • Создавать стереозвук с глубокими басами, естественными средними и чёткими, детализированными высокими частотами. Такой эффект стал возможен благодаря монтажу в наушники 7‑миллиметровых динамических преобразователей, разработанных и изготовленных в штаб‑квартире компании в Германии.
  • При помощи механизма активного шумоподавления блокировать посторонние шумы.
  • Посредством функции Transparent Hearing подавать в наушники важные окружающие звуки: голоса людей, шум автомобиля и прочее.
  • Работать без подпитки до 28 часов (вместе с зарядным кейсом).

В конце года в честь юбилея компания выпустила эту модель в обновлённом дизайне. В свежей версии изменены оформление упаковки, цветовая гамма наушников. Кроме того, на них нанесён ретрологотип. «Выпуском юбилейной серии знаменитых наушников мы отдаём дань уважения нашей истории и выражаем особую благодарность нашим клиентам», — говорит Даниэль Зеннхайзер. Юбилейные наушники MOMENTUM True Wireless 2 Anniversary Edition созданы в ограниченном количестве.

MOMENTUM True Wireless 2 Anniversary Edition — это лимитированная серия, которая продаётся только в официальном интернет‑магазине компании.

Купить новые беспроводные наушники