Курс «Как лечиться бесплатно»
Лайфхакер Капитал — медицинское страхование
Партнёрский курс «Как лечиться бесплатно»
Урок 5. Как отличить бесплатную услугу от «навязанной» платной
Государственные поликлиники и больницы могут оказывать платные услуги только с согласия пациента. В этом уроке рассказываем, за какие услуги действительно нужно платить по закону, как доказывать свои права на бесплатную услугу даже в частной клинике и куда жаловаться, если права нарушают.
Как узнать, бесплатным или платным должно быть обследование
Изучить список бесплатных услуг
Найти его можно в базовой программе госгарантий ОМС. Права застрахованных, порядок и требования к условиям оказания медицинской помощи по этой программе едины во всех регионах России.
Проверить территориальную программу ОМС
В каждом субъекте РФ региональная власть разрабатывает и утверждает территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Найти её можно на сайте местного министерства здравоохранения или его подразделения, а также на сайте Территориального фонда ОМС. Региональные программы могут расширять спектр услуг в рамках ОМС, но не урезать его.
Узнать условия оказания и стоимость услуги
Перечень платных услуг и их цены должны быть в открытом доступе. Например, на информационном стенде или сайте поликлиники.
Когда нужно платить за лечение
Если хотите получить помощь анонимно.
Если обращаетесь к врачу без направления или без показаний.
Если хотите сервис получше. Например, отдельную комфортную палату в больнице.
Если вам удобней получить услугу на особых условиях, которые не прописаны в законодательстве. Например, дома.
Если просите заменить материалы или лекарства на аналоги, не входящие в систему ОМС.
Если не хотите ждать несколько дней бесплатный приём к врачу, можете записаться на платный и попасть быстрее.
Если хотите попасть к врачу в другую поликлинику, к которой не прикреплены.
Помните! С вами должны заключить договор на оказание платных услуг, а после — выдать квитанцию или чек.
Фразы, которые помогут распознать навязанную услугу
«Это не назначение, а рекомендация»
Рекомендация не обязательна к выполнению. Гимнастика между обострениями остеохондроза — рекомендация, можете делать, а можете и отказаться. Рентген при этом же диагнозе — необходимое назначение, его должны сделать бесплатно.
«У нас нет аппарата МРТ, УЗИ»
Если это исследование входит в перечень бесплатных обследований и необходимо для постановки правильного диагноза, вас должны направить в учреждение, работающее в системе ОМС, в котором нужное оборудование есть.
«У нас просто нет такого специалиста»
Поликлиника должна заключить договор с другим медучреждением и направлять пациентов туда для завершения обследования. Если по полису вам положена бесплатная консультация эндокринолога, а в вашей поликлинике его нет, терапевт должен дать направление в другую больницу.
Что делать, если услуга бесплатна, но в ней отказывают
В первую очередь вы должны обратиться к руководству поликлиники или больницы. Это может быть заведующий отделением, заместитель главного врача, дежурный администратор или главный врач, который поможет решить ситуацию на месте.

Если решить вопрос внутри медицинского учреждения не получается, вы имеете полное право обратиться с жалобой:
в страховую медицинскую организацию — её телефон указан на страховом полисе;
в Территориальный фонд ОМС — контакты можно найти на сайте организации или на информационных стендах в медучреждении;
в территориальный орган управления здравоохранения — профильный комитет, департамент и так далее;
в Федеральный фонд ОМС — телефон отдела по защите прав граждан в системе ОМС: +7 (495) 870-96-80;
в Росзравнадзор — бесплатный круглосуточный номер: 8 (800) 500-18-35, можно из всех регионов Российской Федерации.
Кто поможет защитить ваши права
Страховой представитель станет личным консультантом для каждого, у кого есть полис ОМС.

Если вы столкнулись с недобросовестными работниками в поликлинике или больнице, если вам отказывают в бесплатной госпитализации, затягивают сроки выдачи направления для необходимого обследования, не выдают бесплатные лекарства или каким-то другим способом нарушают ваши права на бесплатную медицинскую помощь — это повод связаться со страховым представителем.
Pic
Не стоит думать, что страховые представители — это только сотрудники кол-центров и специалисты, которые работают в пунктах выдачи полисов ОМС. В страховых компаниях работают страховые представители и с высшим медицинским образованием, по сути это врачи-эксперты, которые имеют большой объем полномочий и при необходимости могут проверить качество оказанной вам медицинской помощи. Поэтому страховой представитель — это полноценный консультант для пациента, с которым можно обсудить варианты и этапы лечения. Он поможет разъяснить алгоритм лечения, обоснованность и необходимость приёма назначенных лекарств и рекомендаций.
Елена Николаевна Третьякова, заместитель генерального директора страховой компании «Капитал МС»
Сейчас страховые представители работают и во многих поликлиниках, где-то организованы посты страховых представителей, куда они выезжают с визитами по утвержденному графику, поэтому у пациентов есть возможности побеседовать с ними и лично при обращении за медицинской помощью. Проверить место и график работы страховых представителей, вы можете на сайте своей страховой компании или по телефону кол-центра.
Как лечиться по полису ОМС в частной клинике
С 2011 года частные клиники получили право входить в систему ОМС.

1-й способ: пройти обследование по направлению из поликлиники

Многие частные клиники оказывают по ОМС только выборочные обследования и процедуры. Иногда, если в поликлинике нет нужного оборудования, участковый терапевт может выдать вам направление на обследование в частном центре. Например, когда нужно сдать анализ на гормоны или сделать гастроскопию.

Эта возможность есть не у каждой клиники и не в каждом регионе. Если врач отправляет вас сделать УЗИ в частном центре, уточняйте, что он имеет в виду: настаивает на обязательном исследовании в рамках ОМС (по направлению сделают бесплатно) или просто рекомендует (платная услуга).
2-й способ: самостоятельно прикрепиться к клинике
Выясните, какие частные клиники вашего города работают по ОМС — эта информация должна быть на сайте территориального фонда ОМС, или запросите её в страховой компании, которая выдала вам полис.
Узнайте, есть ли в клинике участковые терапевты, — это означает, что она полностью может справляться с функциями поликлиники. Не будет проблем с прохождением диспансеризации или профосмотрами.
Подайте заявление на прикрепление к клинике. Согласовать процедуру должны и в вашей страховой компании, и в медучреждении. Иногда приходится ждать несколько месяцев из-за очереди.
Когда прикрепление одобрят, можно записываться на приём к терапевту. В некоторых клиниках есть семейный врач — это специалист, прошедший дополнительную подготовку по 16 врачебным специальностям.
Основные услуги, вроде приёма терапевта или анализа крови, вы сможете получить в день обращения. Очередь на отдельные виды консультаций, процедур, исследований может занимать от 2 до 25 дней. Это зависит от количества желающих получить услуги по полису ОМС.
Учитывайте, что лечение в частной клинике по полису ОМС не означает, что платить ни за что не надо. Бесплатные услуги будут такими же, как и в обычной поликлинике. Например, если хотите бесплатное обезболивание, то это будет лидокаин, за препарат, который не входит в список бесплатных по программе ОМС, придётся заплатить.
Если частная клиника предлагает заплатить за услугу, которая входит в перечень бесплатных по полису ОМС, необходимо звонить в страховую компанию, выдавшую вам полис.
Как вернуть деньги за лечение
Вернуть можно 13% от потраченной суммы в качестве налогового вычета. Сделать это можно в течение трёх лет после оплаты лечения. Сумма возврата по закону не должна превышать 15 600 рублей.

Получить налоговый вычет может только тот, кто работает, имеет доход и платит НДФЛ. Студенты, женщины в декрете или неработающие пенсионеры не могут на него претендовать. Зато это доступно близкому родственнику, который оплачивал их лечение.

Для оформления вычета нужно заполнить декларацию 3-НДФЛ на сайте налоговой, приложить договоры, справки и чеки за лечение. Когда декларацию одобрят, пишите заявление на возврат денег. Через месяц налоговая должна вернуть сумму вычета на ваш счёт.
Рекомендуем
Перед тем как идти в выбранную из реестра частную клинику, узнайте полный перечень услуг, который она предоставляет по полису ОМС. Изучите сайт клиники, позвоните в регистратуру.

Если информации нет в доступном месте и её не предоставляют в кол-центре, вы имеете полное право пожаловаться: в Росздравнадзор или в свою страховую компанию.
Pic
Запомнить главное
1.
Перечень бесплатных услуг можно найти в базовой программе госгарантий ОМС или в территориальной программе ОМС региона, в котором вы живёте.
2.
Перечень платных услуг и их стоимость медицинская организация должна держать в открытом доступе.
3.
Обязательные услуги, необходимые для постановки диагноза, не могут быть платными.
4.
Платные услуги предоставляются только по желанию пациента и с его согласия.
5.
Если в бесплатной услуге отказывают, обращайтесь к руководству поликлиники или больницы. Если не получается решить вопрос на месте, звоните в страховую компанию.
6.
Бесплатно можно лечиться в частных клиниках, которые работают в системе ОМС. Найти их список можно на сайте территориального фонда или узнать в своей страховой компании.
7.
Перед тем как обращаться в частную клинику по полису ОМС, узнайте полный перечень бесплатных услуг, которые она предоставляет.
8.
Даже если вы оплатили лечение, в течение трёх лет можете вернуть 13% от этой суммы.
На этом курс «Как лечиться бесплатно» завершён. Знайте свои права и не болейте!
© 04.02.2021 Лайфхакер. Копирование материалов запрещено