Как набережные становятся центрами
больших городов

Немного зелени, фонари и пара скамеек — это старый подход к благоустройству территорий. В современной урбанистике учитываются особенности ландшафта и уникальный потенциал каждого места. Так рождаются проекты, которые гармонично встраиваются в жизнь города и людей. И у каждого своя история.

Вместе с экспертами из Группы «Эталон» мы проанализировали историю появления самых крутых современных набережных в разных городах мира и выяснили, как они изменили жизнь прилегающих территорий.

Нью-Йорк
Бруклин-Бридж-парк
До
После
afterbefore

До реконструкции

Бруклин-Бридж-парк — участок на набережной пролива Ист-Ривер в Нью-Йорке рядом с Бруклинским мостом. Исторически здесь находилась промзона: паромные пристани и кирпичные склады. До 2008 года местность вообще не была благоустроенна. Просто погулять, радуясь виду на Манхэттен, там тоже было невозможно — из-за шумной трёхуровневой автомагистрали рядом. Администрация Нью-Йорка планировала застроить заброшенный участок жилыми домами, но городская организация Brooklyn Bridge Park Conservancy сумела добиться сохранения территории под парк.

Сейчас

Реконструкцию доверили бюро ландшафтного дизайна Michael Van Valkenburgh Associates. В первую очередь проектировщики возвели земляной вал, который отделяет парк от дороги. Это позволило отгородиться от шума трассы и оставить людей наедине с природой. Бруклин-Бридж-парк состоит из 13 секторов, каждый из которых имеет доступ к реке. Теперь жители Нью-Йорка приходят сюда, чтобы отдыхать на природе, устраивать пикники, заниматься спортом, в том числе водным. Здесь проводят городские фестивали и культурные мероприятия. На одном из пирсов стоят телескопы для наблюдения за звёздами. Парк получил большое количество наград как лучший архитектурный и дизайнерский проект и повысил престижность района. Цены на двухкомнатную квартиру с видом на Бруклин-Бридж-парк начинаются от миллиона долларов.

Василий Фетисов
коммерческий директор московского территориального управления Группы «Эталон»

Современные благоустроенные общественные пространства — набережные, парки, городские площади — становятся точками притяжения и новыми центрами развития городов. Они привлекают не только активных горожан, но также малый и средний бизнес. Таким образом формируется сбалансированная и безопасная городская среда, которая обеспечивает максимальную вариативность сценариев жизни.

На территорию возвращается экономическая и социальная активность, что, безусловно, повышает ценность района в глазах будущих жителей. Причём растёт привлекательность не только данной конкретной локации, но и прилегающих районов. Ревитализация бывших промзон должна начинаться с территориального развития. Именно так мы подошли к развитию территории «ЗИЛ-Юг» в Москве.

Сингапур
Марина-Бэй
До
После
afterbefore

До реконструкции

До 90-х годов шикарная набережная Сингапура представляла собой огромную промышленную площадку, где шла работа по созданию намывных земель. Территория в 360 гектаров была готова к застройке к началу нового тысячелетия. Мастер-план по строительству составил Urban Redevelopment Authority — официальный архитектурный орган Сингапура. В концепцию вошли сотни новых объектов инфраструктуры: офисы, музеи, сады, пристани, площадки для культуры и отдыха. Только на разработку названия нового района было потрачено 400 тысяч долларов.

Сейчас

С 2000 года на набережной начали вырастать небоскрёбы. Район стал востребованным у горожан и туристов и превратился в модное место с фешенебельными отелями и ресторанами. Благоустройство набережной завершилось в 2015 году открытием Юбилейного моста в честь 50-летия Сингапура. Здесь находится легендарный отель и торговый центр Marina Bay Sands — три небоскрёба с кораблём-бассейном на крышах. Рядом — уютная деревянная набережная со ступенями-лавочками и извилистыми мостами. Она перетекает в сад с урбанистическими скульптурами и пространствами для спорта и отдыха. У властей Сингапура большие планы на дальнейшее развитие территории: объединить центральные районы в даунтаун, где до любого офиса, ресторана, игровой площадки или места отдыха можно будет добраться пешком или на велосипеде.

Мария Бирюкова
руководитель проектов компании Citymakers, программный директор проекта Generation Zil

Набережная Марина-Бэй в Сингапуре гармонично вписана в городской контекст. В каком-то другом месте она могла бы казаться кичливой. Но для эклектичного Сингапура — это идеальное решение. Набережная разнообразна по стилевым решениям, зданиям и культурным объектам, которые на ней расположены. А при её проектировании и строительстве применялись максимально разные технологии и подходы. Прямо как при строительстве самого города.

Осло
Акер-Брюгге
До
После
afterbefore

До реконструкции

Акер-Брюгге — участок на набережной Пипервика, одного из заливов Осло-фьорда, врезающегося в центр. Раньше это место использовалось как индустриальная зона: здесь находились верфи нефтяной компании Akers Mek. Жителей Осло не привлекала эта часть города, поскольку, кроме ремонтирующихся судов и рыбацких лодок, там ничего не было. Большинство зданий в районе составляли кирпичные пакгаузы — склады для хранения грузов. Обновление началось в середине 80-х годов — промышленные помещения стали постепенно заменяться торговыми центрами и ресторанами.

Сейчас

Строительством урбанистической набережной занялся девелопер Space Group Company в 2010 году. Часть технических зданий снесли, другие — переоборудовали. Улицы Акер-Брюгге стали более линейными и проницаемыми. У кромки воды возвели ступенчатый деревянный помост, на котором удобно сидеть и любоваться видом на Осло-фьорд. С другой стороны променада Странден расположены кафе и магазины, а в конце прогулочной дорожки в 2012 году появилось футуристическое здание музея современного искусства Аструп — Фернли. После реконструкции район превратился в точку притяжения туристов и стал деловым центром Осло, привлекательным для бизнеса и инвестиций. Проектировщики Акер-Брюгге говорят, что это не обычный торговый променад, а «город в городе».

Василий Фетисов
коммерческий директор московского территориального управления Группы «Эталон»

Принципа застройки «город в городе» придерживаются многие смарт-проекты. Он подразумевает наличие на территории общественных пространств и инфраструктурных объектов, создание пешеходных и транспортных маршрутов, налаживание взаимосвязей с окружающей застройкой и другими частями города. Сегодня при создании комфортной городской среды актуальна концепция 15-минутного города. Именно такой подход, где приоритет отдаётся пешеходу, позволяет создавать максимальную вариативность сценариев для жизни, стимулирует жителей проводить больше времени в своём районе.

Москва
Набережная Марка Шагала
До
После
afterbefore

До реконструкции

История места, где теперь строится набережная Марка Шагала, уходит далеко в века. Здесь были заливные луга и рощи, где любил охотиться царь Алексей I. У Петра I на этой территории находился небольшой деревянный дворец. После упоминания местности в «Бедной Лизе» Николая Карамзина (1792 год) лес стали активно посещать горожане. В период всеобщей индустриализации на территории появились промышленные предприятия. А на участке Москвы-реки располагался транспортный узел для погрузки товаров на суда. В недавней современности эта территория стала известна автомобильным заводом «ЗИЛ», который работал здесь почти 100 лет начиная с 1916 года. Бывшая промзона начала преображаться в 2015 году, когда главным вектором в градостроительстве стал подход «город для человека». Тогда же стартовал масштабный период ревитализации промышленных территорий, возвращения им жилой и рекреационной функций.

Сейчас

Две трети набережной проходят по территории «ЗИЛ-Юг», застройкой которой занимается Группа «Эталон». Набережную назвали в честь художника Марка Шагала. Она будет стилизована в духе его работ: с авангардной геометрией, тематическими маршрутами и скульптурами-инсталляциями. Проект смарт-пространства в Москве объединил мировые градостроительные тренды. От ветра с реки и шума мегаполиса гостей парка будут защищать искусственные холмы и высаженные деревья. На набережной можно будет отдыхать на свежем воздухе, посещать рестораны или делать покупки в торговых павильонах. А кроме того — заниматься спортом и совершать экскурсии по воде. Пешеходная зона с причалом и амфитеатром будет доступна для всех благодаря низким бордюрам, широким дорожкам и покрытию, удобному для колясок. У концепции благоустройства парка три основных принципа: открытость, проницаемость и разнообразие функций.

Мария Бирюкова
руководитель проектов компании Citymakers, программный директор проекта Generation Zil

Создание набережной с парком именно на территории бывшей промышленной зоны помогает решить две проблемы. Во-первых, это даёт местным жителям новое благоустроенное общественное пространство. Во-вторых, создаёт новую точку притяжения в городском масштабе со свободным доступом к воде и снижает нагрузку на центр города. Набережная создаёт связь новой территории с окружением и предлагает разнообразные сценарии использования.

На набережной Марка Шагала на Москве-реке начинается строительство жилого квартала Shagal от Группы «Эталон». Это первый шаг в освоении 109 гектаров территории «ЗИЛ-Юг». Мастер-план всей территории разработан голландским бюро KCAP, а архитектурным обликом первой очереди занимались специалисты Buromoscow. Типология зданий очень разнообразна: редкие для городских проектов таунхаусы, высокие 28-этажные башни, низкоэтажные секции от трёх этажей в домах каскадного типа с видовыми террасами. Все они — с выходом к реке. Прибрежные районы напоминают курортный город: светлые дома, причал, обустроенная набережная. При возведении зданий используют самые современные технологии и учтут урбанистические наработки из мегаполисов всего мира. Пространство будет максимально проницаемым, поэтому жители любой очереди смогут пользоваться инфраструктурой всего района.

Строительство первой очереди начнётся в 2021 году. Если вас интересует по-настоящему комфортное и современное жильё в Москве, рассмотрите покупку квартиры или апартаментов в жилом квартале Shagal. Кстати, будущие жители могут принимать участие в обсуждении развития территории и делиться своими пожеланиями, потребностями и представлениями о современном благоустройстве в рамках градостроительной лаборатории Generation Zil.