Добро пожаловатьв научнуюфантастикуКак технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов
Решения, которые прежде казались чем-то невероятным, сейчас используются везде: от супермаркетов до онлайн-банкинга.
Вспоминаем, что уже появилось в нашей жизни, и прогнозируем тренды будущего вместе с экспертами Студии инноваций ВТБ.


Виртуальные мирыи цифровые артефакты
Глава 1.1
О виртуальных мирах, в которые люди могли бы отправиться для общения, выполнения заданий и поиска ответов, фантасты говорили ещё в XX веке.
Например, такие упоминания можно встретить в «Нейроманте» Уильяма Гибсона, сборнике эссе «Театр и его двойник» Антонена Арто и «Лавине» Нила Стивенсона. Кстати, последний как раз придумал термин «метавселенная».
В реальности цифровые миры появились только в 2000-х. Бренды создают такие с разными целями: для проведения открытых ивентов, геймификации обучения сотрудников, повышения лояльности молодой аудитории или интересной презентации продуктов через новый канал, который ещё не стал привычным для пользователей.
Своя метавселенная есть и у ВТБ. Пока она ориентирована на сотрудников. Сегодня здесь тестируют новые сценарии и способы коммуникации. Например, проводят ретроспективы спринтов и тимбилдинги, создавая эффект погружения, как в крутой компьютерной игре.

ВТБ проверял, как метавселенные работают в корпорации, фокусируясь больше на HR-задачах: онбординге, обучении и сплочении распределённых команд. Платформа также укрепляет технологический бренд банка: на Data Fusion 2024 она стала площадкой для дискуссий об ИИ, а на Startup Village 2025 — интерактивной зоной, где более 100 посетителей попробовали игру «Запусти стартап».
Сотрудники высоко оценили продукт за создание формата с подобным уровнем вовлечения в совместную работу, и банк планирует масштабировать его в формате веб-версии. Сейчас в «Метаверсе ВТБ» уже можно организовать рабочую встречу, пообщаться с коллегами голосом или текстом, обмениваться презентациями, путешествовать между локациями, среди которых — детализированная копия офиса ВТБ в Москва-Сити.

Компания планирует и дальше развивать платформу: добавлять новые сценарии для внутренних и клиентских мероприятий, инструменты геймификации и персонализации, запускать поддержку VR-устройств, постепенно превращая метавселенную в полноценный канал для коммуникаций и клиентского опыта.

Глава 1.2NFT






NFT (Non-Fungible Token) — цифровые артефакты, которые пользователь может коллекционировать. Это как произведения искусства, только в виртуальной реальности. Такие стали популярны в 2010-х.

Сегодня возможностей у NFT больше: они заменяют билеты на закрытые мероприятия или дают доступ к уникальному контенту. Иногда бизнес преподносит такие штуки клиентам как подарок или лимитированный мерч. ВТБ тоже внедряет NFT, чтобы повысить вовлечённость сотрудников и клиентов. И это работает.
Для нас NFT — это инструмент признания и мотивации, создающий эмоциональную связь с корпоративной культурой. Например, на хакатоне MORE.Tech 2024 участникам дарили цифровые артефакты за участие в квизе. Ещё мы проводили масштабное внутреннее мероприятие — церемонию награждения лучших сотрудников по итогам года. Они получили NFT, дополненные AR-контентом для вау-эффекта. Также NFT может интегрироваться с другими разработками Студии инноваций.

Цифровые артефакты можно использовать для подтверждения подлинности данных, контента и объектов, в бонусных программах и даже как поощрение за благотворительность. Именно за счёт своей уникальности и удобной интеграции NFT стали полезным инструментом, который помогает создавать особый опыт и удобные сервисы для клиентов.
Глава 1.3Открытые API

Открытые API (Application Programming Interface) — это как универсальный ключ, который позволяет разным программам и сервисам безопасно обмениваться информацией. Представьте, что ваши банковские счета, карты и прочие услуги собраны в одном приложении. Так намного проще: вы видите баланс сразу во всех банках, можете переводить деньги и оплачивать услуги, не переключаясь между десятком разных сайтов. Всё это работает благодаря тому, что банки делятся друг с другом нужной информацией через единые цифровые «шлюзы» — то есть API.

Как ожидается, в ближайшее время такие технологии станут обязательными для всех крупных российских банков. И ВТБ тоже активно готовится к этим изменениям. Для клиентов это удобно прежде всего за счёт смены канала взаимодействия: все финансовые задачи будут решаться в одном приложении, без разрозненных сервисов и скачков между платформами.

Кроме того, это станет новым этапом развития цифровых помощников. Например, появятся специальные сервисы, которые анализируют ваши траты, предлагают оптимальные банковские продукты и даже подсказывают, как выгоднее распорядиться деньгами. Но тут же может возникнуть и обратная сторона — так называемые антисоветники, которые будут просто продвигать услуги определённых банков. Так что и самим банкам, и регуляторам нужно не только думать об удобстве, но и хорошо защищать персональные данные, а также бороться с мошенниками.
ВТБ уже сейчас участвует в разработке этих стандартов и тестирует варианты, как сделать новые технологии максимально удобными, понятными и, главное, безопасными для всех клиентов.

Разработка продуктови реакции мозга
Глава 2.1Нейрокогнитивные технологии
Нейрокогнитивные науки — это направление на стыке нейробиологии, психологии и компьютерных наук, которое изучает, как мозг обрабатывает информацию и принимает решения.

В исследованиях применяют нейровизуализацию и нейрофизиологию, поведенческие и психометрические тесты, отслеживание взгляда, биометрию, а также аналитические модели и машинное обучение.
Это нужно, чтобы понять, как клиенты на самом деле воспринимают интерфейсы банковских приложений, сайт или дизайн карты и где можно улучшить пользовательский опыт.
Мы проводили индивидуальные эксперименты: сравнивали в лабораторных условиях наши пользовательские пути и аналогичные у конкурентов в рамках взаимодействия с веб-сайтом банка. Сначала по эмоциональному отклику мы отставали, а потом переделали дизайн некоторых страниц сайта, провели повторное исследование и начали значительно опережать. Сейчас новый дизайн активно внедряется, и мы ожидаем увидеть цифры увеличения конверсии.

Применение инструментов нейрокогнитивных исследований всё больше распространяется во многом именно благодаря возможности глубже понять мотивацию, эмоции и тревоги клиентов.
Это крайне ценные знания — они позволяют постоянно повышать комфорт и качество взаимодействия с банковскими продуктами и сервисами: адаптировать приложения, сайты, пластиковые карты так, чтобы они были предельно полезными и понятными для потребителей.
Конечно, с такими технологиями связан и важный вопрос безопасности. Но при взаимодействии с финансовыми организациями об этом можно не тревожиться. Сейчас ВТБ пилотирует новые решения, при этом работа ведётся в соответствии с действующими стандартами конфиденциальности и защиты информации.

Компьютер с «человеческиммозгом» и тренды будущего
Глава 3.1Нейроморфные процессоры

Сейчас компьютеры стараются мыслить как люди, но пока не достигли в этом совершенства. Зато скоро всё может измениться, потому что учёные уже занимаются созданием нейроморфных процессоров — чипов, сделанных по образу и подобию структуры нейронов мозга.
Устройства нового типа работают не как обычные компьютеры с традиционными транзисторами, а пытаются «думать» по аналогии с работой нейронных сетей человека. Вместо линейных вычислений они обрабатывают информацию параллельно, как это происходит в мозге. Поэтому способны быстрее и эффективнее распознавать образы, воспринимать звуки и решать другие сложные задачи.
Такие процессоры ориентированы на импульсные нейросети, которые ближе к работе мозга: сигнал в них передаётся короткими импульсами, а не постоянно. Именно эта событийность и даёт ключевое свойство нейроморфики — высокую энергоэффективность: если часть процессора не участвует в вычислениях, она отключается и не тратит энергию.
Для бизнеса, в том числе для банков, нейроморфные процессоры могут принести большую пользу, особенно там, где важна автономность и эффективность. Они помогут запускать сложные нейросетевые задачи без трат на мощные охлаждения и батареи. Позже эта технология найдёт применение и в центрах обработки данных банков: экономия электроэнергии позволит размещать больше процессоров на меньшей площади, увеличивая скорость и мощность вычислений.
Ожидается, что массовое внедрение нейроморфных процессоров в беспилотниках может начаться в ближайшие 3–5 лет, а затем технология распространится и на другие области. В отличие от квантовых компьютеров, которые требуют прорывных научных решений и могут долго оставаться экспериментальными, нейроморфные процессоры — это эволюционное развитие существующих технологий, которое обязательно найдёт своё место в будущем.


А ещё в поле её интересов нейрокогнитивные технологии, большие языковые модели, банковская инфраструктура, разнообразные платёжные технологии и инструменты улучшения клиентского сервиса. Плюсы такого формата работы с инновациями с открытого рынка — в быстрой проверке гипотез и праве на ошибку.
Здесь подразделения ВТБ могут тестировать потенциально перспективные направления и легко отказываться от них, если нужно. Так, благодаря команде Студии инноваций банк экономит ресурсы — может не ставить всё на технологии, которые в скором времени, возможно, окажутся неактуальными.
Глава 3.2Трендвотчинг

Это способ внимательно наблюдать за актуальными событиями и стараться понять, какие технологии, продукты и решения станут востребованными уже завтра. В ВТБ этим занимается Центр технологических исследований, который постоянно изучает открытые источники и помогает найти наиболее перспективные направления развития для tech-команд. Такая работа позволяет банку быстрее реагировать на изменения и первым предлагать клиентам новые возможности.
Тренды бывают разными: они могут касаться потребностей покупателей, новых технологий, законодательных изменений или внутренних бизнес-процессов. Сам трендвотчинг начинается с анализа информации в динамике, чтобы нащупать тренд, определить его и предложить форматы его использования или интеграции в существующий бизнес-процесс.
Важная часть работы — постоянная самодиагностика: банк оценивает, на какой стадии развития находится трендовая технология и какое мы занимаем место на рынке.
Иногда выявленные тренды, наоборот, заставляют корректировать прогнозы. Например, делаешь исследование, находишь каких-то маленьких, но очень перспективных ребят. Напрашивается вывод, что будущее в этой области за стартапами. А через неделю они становятся частью большой компании, так как не могут самостоятельно выжить на рынке.

Сотрудники и клиенты тоже активно участвуют в процессе поиска лучших направлений для развития бизнеса.
Наблюдение за их опытом, обратная связь и изучение привычек помогают лучше понять, что востребовано и как адаптировать предложения. Сейчас для всех игроков рынка важен тренд на персонализацию — не просто массовую рекламу, а именно адресное общение с конкретным человеком, основанное на его предпочтениях и поведении.
При этом особое внимание уделяется безопасности и сохранению конфиденциальности.
Трендвотчинг помогает понять, когда пора не отмахиваться от новых идей, а присмотреться к ним внимательнее. Это как замечать протоптанные тропинки, по которым реально ходят люди. Вовремя выявить и внедрить правильные инновации — значит удержать клиента, повысить продажи и стать лидером рынка.
Так что трендвотчинг — это не просто про модные темы, а про умение видеть настоящее будущее и использовать это знание для создания удобных и востребованных продуктов здесь и сейчас.

