Добро пожаловатьв научнуюфантастикуКак технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов

Решения, которые прежде казались чем-то невероятным, сейчас используются везде: от супермаркетов до онлайн-банкинга.

Вспоминаем, что уже появилось в нашей жизни, и прогнозируем тренды будущего вместе с экспертами Студии инноваций ВТБ.

2022годВиртуальные мирыи цифровые артефакты

Глава 1.1Метавселенные

О виртуальных мирах, в которые люди могли бы отправиться для общения, выполнения заданий и поиска ответов, фантасты говорили ещё в XX веке.

Например, такие упоминания можно встретить в «Нейроманте» Уильяма Гибсона, сборнике эссе «Театр и его двойник» Антонена Арто и «Лавине» Нила Стивенсона. Кстати, последний как раз придумал термин «метавселенная».

В реальности цифровые миры появились только в 2000-х. Бренды создают такие с разными целями: для проведения открытых ивентов, геймификации обучения сотрудников, повышения лояльности молодой аудитории или интересной презентации продуктов через новый канал, который ещё не стал привычным для пользователей.

Своя метавселенная есть и у ВТБ. Пока она ориентирована на сотрудников. Сегодня здесь тестируют новые сценарии и способы коммуникации. Например, проводят ретроспективы спринтов и тимбилдинги, создавая эффект погружения, как в крутой компьютерной игре.

ВТБ проверял, как метавселенные работают в корпорации, фокусируясь больше на HR-задачах: онбординге, обучении и сплочении распределённых команд. Платформа также укрепляет технологический бренд банка: на Data Fusion 2024 она стала площадкой для дискуссий об ИИ, а на Startup Village 2025 — интерактивной зоной, где более 100 посетителей попробовали игру «Запусти стартап».

Сотрудники высоко оценили продукт за создание формата с подобным уровнем вовлечения в совместную работу, и банк планирует масштабировать его в формате веб-версии. Сейчас в «Метаверсе ВТБ» уже можно организовать рабочую встречу, пообщаться с коллегами голосом или текстом, обмениваться презентациями, путешествовать между локациями, среди которых — детализированная копия офиса ВТБ в Москва-Сити.

Фотография Константин Прошин
Константин Прошин
руководитель направления,
Студия инноваций ВТБ

Компания планирует и дальше развивать платформу: добавлять новые сценарии для внутренних и клиентских мероприятий, инструменты геймификации и персонализации, запускать поддержку VR-устройств, постепенно превращая метавселенную в полноценный канал для коммуникаций и клиентского опыта.

Следить за трендами и внедрять их в практику— важная задача для бизнеса. В ВТБ для этого создали специальное подразделение — Студию инноваций.Команда34 человека — специалисты по прорывным технологиям, которые исследуют рынок, находят интересное, тестируют гипотезы и помогают внедрять полезные для клиентов продукты и важные для внутренних процессов банка инструменты.80+ пилотных проектов в год запускает Студия инноваций ВТБ для более чем 30 подразделений банка. Это масштабная работа, которая помогает не отставать от стремительно приближающегося будущего или даже опережать его!

Глава 1.2NFT

NFT (Non-Fungible Token) — цифровые артефакты, которые пользователь может коллекционировать. Это как произведения искусства, только в виртуальной реальности. Такие стали популярны в 2010-х.

Сегодня возможностей у NFT больше: они заменяют билеты на закрытые мероприятия или дают доступ к уникальному контенту. Иногда бизнес преподносит такие штуки клиентам как подарок или лимитированный мерч. ВТБ тоже внедряет NFT, чтобы повысить вовлечённость сотрудников и клиентов. И это работает.

Для нас NFT — это инструмент признания и мотивации, создающий эмоциональную связь с корпоративной культурой. Например, на хакатоне MORE.Tech 2024 участникам дарили цифровые артефакты за участие в квизе. Ещё мы проводили масштабное внутреннее мероприятие — церемонию награждения лучших сотрудников по итогам года. Они получили NFT, дополненные AR-контентом для вау-эффекта. Также NFT может интегрироваться с другими разработками Студии инноваций.

Фотография Симон Сукиасян
Симон Сукиасян
ведущий руководитель
проектов Студии инноваций ВТБ

Цифровые артефакты можно использовать для подтверждения подлинности данных, контента и объектов, в бонусных программах и даже как поощрение за благотворительность. Именно за счёт своей уникальности и удобной интеграции NFT стали полезным инструментом, который помогает создавать особый опыт и удобные сервисы для клиентов.

Глава 1.3Открытые API

Открытые API (Application Programming Interface) — это как универсальный ключ, который позволяет разным программам и сервисам безопасно обмениваться информацией. Представьте, что ваши банковские счета, карты и прочие услуги собраны в одном приложении. Так намного проще: вы видите баланс сразу во всех банках, можете переводить деньги и оплачивать услуги, не переключаясь между десятком разных сайтов. Всё это работает благодаря тому, что банки делятся друг с другом нужной информацией через единые цифровые «шлюзы» — то есть API.

Как ожидается, в ближайшее время такие технологии станут обязательными для всех крупных российских банков. И ВТБ тоже активно готовится к этим изменениям. Для клиентов это удобно прежде всего за счёт смены канала взаимодействия: все финансовые задачи будут решаться в одном приложении, без разрозненных сервисов и скачков между платформами.

Кроме того, это станет новым этапом развития цифровых помощников. Например, появятся специальные сервисы, которые анализируют ваши траты, предлагают оптимальные банковские продукты и даже подсказывают, как выгоднее распорядиться деньгами. Но тут же может возникнуть и обратная сторона — так называемые антисоветники, которые будут просто продвигать услуги определённых банков. Так что и самим банкам, и регуляторам нужно не только думать об удобстве, но и хорошо защищать персональные данные, а также бороться с мошенниками.

ВТБ уже сейчас участвует в разработке этих стандартов и тестирует варианты, как сделать новые технологии максимально удобными, понятными и, главное, безопасными для всех клиентов.

2025годРазработка продуктови реакции мозга

Глава 2.1Нейрокогнитивные технологии

Нейрокогнитивные науки — это направление на стыке нейробиологии, психологии и компьютерных наук, которое изучает, как мозг обрабатывает информацию и принимает решения.

В исследованиях применяют нейровизуализацию и нейрофизиологию, поведенческие и психометрические тесты, отслеживание взгляда, биометрию, а также аналитические модели и машинное обучение.

Это нужно, чтобы понять, как клиенты на самом деле воспринимают интерфейсы банковских приложений, сайт или дизайн карты и где можно улучшить пользовательский опыт.

Мы проводили индивидуальные эксперименты: сравнивали в лабораторных условиях наши пользовательские пути и аналогичные у конкурентов в рамках взаимодействия с веб-сайтом банка. Сначала по эмоциональному отклику мы отставали, а потом переделали дизайн некоторых страниц сайта, провели повторное исследование и начали значительно опережать. Сейчас новый дизайн активно внедряется, и мы ожидаем увидеть цифры увеличения конверсии.

Фотография Андрей Волгин
Андрей Волгин
директор по управлению
проектами Студии инноваций ВТБ

Применение инструментов нейрокогнитивных исследований всё больше распространяется во многом именно благодаря возможности глубже понять мотивацию, эмоции и тревоги клиентов.

Это крайне ценные знания — они позволяют постоянно повышать комфорт и качество взаимодействия с банковскими продуктами и сервисами: адаптировать приложения, сайты, пластиковые карты так, чтобы они были предельно полезными и понятными для потребителей.

Конечно, с такими технологиями связан и важный вопрос безопасности. Но при взаимодействии с финансовыми организациями об этом можно не тревожиться. Сейчас ВТБ пилотирует новые решения, при этом работа ведётся в соответствии с действующими стандартами конфиденциальности и защиты информации.

Ещё больше нейротехнологий

2027годКомпьютер с «человеческиммозгом» и тренды будущего

Глава 3.1Нейроморфные процессоры

Сейчас компьютеры стараются мыслить как люди, но пока не достигли в этом совершенства. Зато скоро всё может измениться, потому что учёные уже занимаются созданием нейроморфных процессоров — чипов, сделанных по образу и подобию структуры нейронов мозга.

Устройства нового типа работают не как обычные компьютеры с традиционными транзисторами, а пытаются «думать» по аналогии с работой нейронных сетей человека. Вместо линейных вычислений они обрабатывают информацию параллельно, как это происходит в мозге. Поэтому способны быстрее и эффективнее распознавать образы, воспринимать звуки и решать другие сложные задачи.

Такие процессоры ориентированы на импульсные нейросети, которые ближе к работе мозга: сигнал в них передаётся короткими импульсами, а не постоянно. Именно эта событийность и даёт ключевое свойство нейроморфики — высокую энергоэффективность: если часть процессора не участвует в вычислениях, она отключается и не тратит энергию.

Для бизнеса, в том числе для банков, нейроморфные процессоры могут принести большую пользу, особенно там, где важна автономность и эффективность. Они помогут запускать сложные нейросетевые задачи без трат на мощные охлаждения и батареи. Позже эта технология найдёт применение и в центрах обработки данных банков: экономия электроэнергии позволит размещать больше процессоров на меньшей площади, увеличивая скорость и мощность вычислений.

Ожидается, что массовое внедрение нейроморфных процессоров в беспилотниках может начаться в ближайшие 3–5 лет, а затем технология распространится и на другие области. В отличие от квантовых компьютеров, которые требуют прорывных научных решений и могут долго оставаться экспериментальными, нейроморфные процессоры — это эволюционное развитие существующих технологий, которое обязательно найдёт своё место в будущем.

Фотография Андрей Волгин
Андрей Волгин
директор по управлению
проектами Студии инноваций ВТБ

Нейроморфные процессоры — одна из тем, исследуемых командой Студии инноваций ВТБ.

А ещё в поле её интересов нейрокогнитивные технологии, большие языковые модели, банковская инфраструктура, разнообразные платёжные технологии и инструменты улучшения клиентского сервиса. Плюсы такого формата работы с инновациями с открытого рынка — в быстрой проверке гипотез и праве на ошибку.

Здесь подразделения ВТБ могут тестировать потенциально перспективные направления и легко отказываться от них, если нужно. Так, благодаря команде Студии инноваций банк экономит ресурсы — может не ставить всё на технологии, которые в скором времени, возможно, окажутся неактуальными.

Глава 3.2Трендвотчинг

Это способ внимательно наблюдать за актуальными событиями и стараться понять, какие технологии, продукты и решения станут востребованными уже завтра. В ВТБ этим занимается Центр технологических исследований, который постоянно изучает открытые источники и помогает найти наиболее перспективные направления развития для tech-команд. Такая работа позволяет банку быстрее реагировать на изменения и первым предлагать клиентам новые возможности.

Тренды бывают разными: они могут касаться потребностей покупателей, новых технологий, законодательных изменений или внутренних бизнес-процессов. Сам трендвотчинг начинается с анализа информации в динамике, чтобы нащупать тренд, определить его и предложить форматы его использования или интеграции в существующий бизнес-процесс.

Важная часть работы — постоянная самодиагностика: банк оценивает, на какой стадии развития находится трендовая технология и какое мы занимаем место на рынке.

Иногда выявленные тренды, наоборот, заставляют корректировать прогнозы. Например, делаешь исследование, находишь каких-то маленьких, но очень перспективных ребят. Напрашивается вывод, что будущее в этой области за стартапами. А через неделю они становятся частью большой компании, так как не могут самостоятельно выжить на рынке.

Фотография Никита Молодых
Никита Молодых
исследователь Центра
технологических исследований ВТБ

Сотрудники и клиенты тоже активно участвуют в процессе поиска лучших направлений для развития бизнеса.

Наблюдение за их опытом, обратная связь и изучение привычек помогают лучше понять, что востребовано и как адаптировать предложения. Сейчас для всех игроков рынка важен тренд на персонализацию — не просто массовую рекламу, а именно адресное общение с конкретным человеком, основанное на его предпочтениях и поведении.

При этом особое внимание уделяется безопасности и сохранению конфиденциальности.

Трендвотчинг помогает понять, когда пора не отмахиваться от новых идей, а присмотреться к ним внимательнее. Это как замечать протоптанные тропинки, по которым реально ходят люди. Вовремя выявить и внедрить правильные инновации — значит удержать клиента, повысить продажи и стать лидером рынка.

Так что трендвотчинг — это не просто про модные темы, а про умение видеть настоящее будущее и использовать это знание для создания удобных и востребованных продуктов здесь и сейчас.

Фотография Марина Никерова
Марина Никерова
руководитель Студии
инноваций ВТБ
Заглянуть в будущее