Эта одна книга из серии («Проект – 50», «Компания, оказывающая профессиональные услуги – 50» и другие монографии), посвященной постмодернистской экономической модели, в центре которой человек. Талантливый, уверенный в себе, самозабвенно любящий свое дело. Его имя знают и уважают. Потому что он – профессионал.
Пример такого человека сам автор – Том Питерс. Инженер по образованию, воевал во Вьетнаме, несколько лет работал советником в Белом доме, затем – в крупной американской компании. Уволившись, стал писать книги.
«Лучшая книга о бизнесе ХХ века», «Величайшая в истории книга о бизнесе» – все это о Томе и его произведениях.
Сегодня Том Питерс возглавляет международную консалтинговую компанию «Tom Peters Company». На его семинары и тренинги приходят тысячи людей: мелкие клерки и первые лица таких компаний, как «Microsoft», «Intel», «Coca-Cola», «Starbucks», «Rolls-Royce» и других.
Том Питерс – яркий пример построения корпорации из одного единственного человека, создания бренда из собственного имени. Я-бренда.
Он заявляет: «Работа имеет значение». Потому что твоя работа – это ты и есть. Я-бренды принимают ответственность за свою жизнь. Они эгоисты. В лучшем смысле этого слова.
Революция Я-брендов
Мы живем в удивительное время. И красивые даты, выпавшие нам в связи с началом нового столетия, не причем. Экономика, как мы ее знаем, скоро изменится. Произойдет, уже происходит, революция.
По крайней мере, автор книги «Преврати себя в бренд» убежден в этом. Эра «Больших Фирм» с их системами общественной стабильности заканчивается (во многом из-за развития компьютерных технологий и Интернета.)
Скоро 90% работы, которой заняты «белые воротнички», изменится до неузнаваемости, а сами «офисные рабы» станут ненужными, экономически нерентабельными. Окажутся за бортом. Будут предоставлены сами себе.
По мнению Питерса, это вопрос ближайших 10 лет (+/– 2 года). На мой взгляд, все меняется не столь быстро (по крайней мере, в России). Но то, что лед тронулся, – несомненно.
Первое чувство, возникающее у человека, осознавшего это, – страх. Как мне жить? Я не умею плавать! Вода за бортом слишком холодная!
Естественная реакция. За годы работы на «Больших Боссов» в нас задушена (порой, собственными руками) инициативность, драйв и отвага. Именно поэтому миллионы людей не любят свою работу – просто де_ла_ют ее.
Естественно, что им страшно. Оклад, соц.пакет и пособия по безработице давали чувство защищенности. А что теперь?
Теперь, по мнению Питерса, мы вернемся к истокам. В первые годы демократии в Америке каждый работал для себя и своей семьи. (У нас подобное тоже было в период НЭПа, но гораздо меньше по времени и скромнее по масштабам.) Никто не ждал, что о нем позаботятся. И чувство защищенности было куда сильнее – оно подкреплялось независимостью и свободой.
Эти сентенции автора напомнили мне другую гениальную книгу – «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Эгоизм в лучшем смысле этого слова. В чистом виде. Это, наверное, и есть залог свободы и независимости. Фундамент новой экономической модели, в которой главными действующими лицами будут компании одного человека.
Как не пойти ко дну в эпоху перемен? Нужно быть чертовски хорошим специалистом и ответственным по отношению к тому, что делаешь. Нужно, чтобы твое имя стало синонимом первоклассной работы.
Спросите себя: кто Я? Революция Я-брендов началась. Viva la Revolution!
Как превратить себя в бренд?
Вы – это ваши проекты
Жизнь – это проект. Выступление на утреннике в детском саду, капитанство в школьной футбольной команде, университетский диплом, доклад на научной конференции и даже организация дня рождения друга – все это ваши проекты. Кейсы. Они накапливаются и, в конечном итоге, составляют жизнь. Вашу жизнь. И от того, насколько классно вы выполняете каждый из них, зависит, кто вы такой.
Путь к совершенству – перестать делать несовершенные вещи. Все, что вы делаете, должно быть пропитано индивидуальностью и мастерством. Я-бренды стремятся именно к этому.
Работа, которая что-то значит, – это «ВАУ-проекты». Те, которые, будоражат ваш дух и дух всех вокруг. Если то, чем вы занимаетесь, не мотивирует, не вдохновляет, не помогает, вы страдаете ерундой.
Примите как данность: вы – это ваши проекты. Хотите перестать быть посредственностью, перестаньте делать посредственные вещи.
Действительно классные проекты отличаются по трем критериям: дизайн, стоимость и доверие. Том Питерс призывает читателей обратить пристальное внимание на это.
Я-бренд, его визитки и сайт должны прекрасно выглядеть. Я-бренд изучил рынок и себя и точно знает, чего стоит. Не будьте ханжами – люди имеют денежную оценку. Спросите у Роберто Карлоса или Сары-Джессики Паркер. Наконец, Я-бренд – тот, кому доверяют. Одно имя этого человека вызывает эмоции и создает атмосферу. О чем вы думаете, когда слышите «BMW»? Комфорт, безопасность, статус?
Что еще нужно, чтобы делать свою работу хорошо?
- Креативность;
- умение говорить;
- маркетинговые навыки;
- оптимизм;
- постоянное самосовершенствование;
- терпение;
- вовлеченность;
- открытость;
- умение руководить (и не только собой).
Немало, правда? Но никто не говорил, что будет легко. «Если ваш проект не назовешь клевым, вас тоже не назовешь клевым. Точка».
Вы – это ваши клиенты
Старая истина «скажи мне, кто твой друг…» не теряет актуальности в XXI веке. В начале этой статьи я перечислила (некоторых) клиентов Тома Питерса. Впечатляющий список, не так ли?
То, с кем и для кого вы работаете – определяющий фактор. Определяющий вас. Речь идет не только о том, чтобы выбирать клиентов, но и об отношении к ним.
Питерс учит любить их. Это трудно. Но Я-бренд относится к своим клиентам заботливо, внимательно, с крайней степенью эмпатии. Он не просто готов качественно выполнить для него ту или иную услугу, он стремится помочь.
При таком отношении вы легко сможете получать отзывы. Хорошие отзывы. А хорошие отзывы и «сарафанное радио» – это бесплатная реклама вашего бренда.
Вы – это ваш календарь
Время – все, что у нас есть. Единственный ресурс, который дается бесплатно, без всяких вложений. Единственный не возобновляемый ресурс.
Если вы тратите время на что угодно, кроме своего ВАУ-проекта, вы снова страдаете ерундой.
«Потом», «завтра», «когда-нибудь» – Я-бренд не знает этих слов. У него есть четкий план действий на день, месяц и даже год. Он прочитал не одну книгу по тайм-менеджменту и нашел для себя идеальную систему распределения времени.
В фокусе внимания – только его проект. Все остальное либо согласуется с ним, либо не мешает его реализации. Все остальное – вон из жизни Я-бренда. Жестко. Но необходимо.
Вы – это ваша адресная книга
Эгоизм в лучше смысле слова. В чистом виде. Вот, что пропагандирует Питерс. Парадокс в том, что при этом он заявляет: Я-бренд – командный спорт.
Поначалу это вызвало у меня недоумение, но постепенно я поняла, что имеется в виду.
Помните игру «The Sims»? Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, нужно заводить друзей. При этом дружба гаснет, если контакты не поддерживаются.
Это очень показательная модель взаимоотношений в современном мире. Нам нужны связи. Нет, речь не о тех, кто замолвит за вас словечко.
В адресной книге Я-бренда множество полезных контактов. Людей, у которых можно чему-то научиться, с кем можно построить прочное партнерство, кто просто вдохновляет.
Я-бренд общается с каждым из них. Звонки, е-mail’ы, совместные обеды – все это регулярно в его графике.
Кроме того, Я-бренду просто необходимо общение с единомышленниками и критиками. «Я настолько классный человек, с насколько классными людьми общаюсь».
Что эта книга дала мне?
Мой друг сказал мне однажды: пишешь ты намного лучше, чем продаешь себя. Это правда. Мне всегда казалось, что этого достаточно. Работодатели сами разглядят мой потенциал и кинутся заказывать тексты.
Но у клиентов нет времени отбирать зерна от плевел. Именно это сподвигло меня на то, чтобы завести блог, стать активнее в социалках и многое другое. Благодаря Тому Питерсу я поняла, что нужно научиться заявлять миру – кто я? Что я делаю? Какова моя цель?
Каждый из нас чего-то стоит. А Я-бренд знает, как извлечь из этого реальную – денежную – стоимость.
Резюме
В целом книга читается на одном дыхании. Она очень иронична. Хочется растащить ее на цитаты.
Но главное «Преврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностью» мотивирует! Почти в каждой строчке: «сделайте!», «прямо сейчас!», «давайте!».
После каждой главы приведены списки дел. Автор не обязывает выполнять их все. Но если вы последуете хотя бы 50 его советам (а их гораздо больше), вы продвинетесь далеко вперед на пути к собственному Я-бренду.
Станьте первым, кто оставит комментарий