5 мифов о жизни, которым учат в вузах

Aaron Amat/Shutterstock.com

Aaron Amat/Shutterstock.com

Давайте признаемся честно: кроме нескольких хороших друзей, ряда интересных знакомств, студенческих вечеринок и умения делать шпаргалки и вести конспекты отечественная система образования ничего не дает. Вы проводите в вузе 4-5-6 лет – и выходите оттуда с дипломом в одной руке и целым мешком иллюзий и завышенных ожиданий – в другой. Повезло, если у вас к моменту окончания уже год-два как есть работа (иначе вы столкнетесь с нереально высокой конкуренцией на рынке труда и невозможностью устроиться в более-менее приличное место, если только не поедете покорять город-миллионник или столицу своей / чужой страны). А преподаватели наших вузов по привычке “вдалбливают” в головы студентов кучу теории, которая на 90% никогда и нигде не будет применена + еще и “снабжают” их 5 вредными мифами, которые не имеют ничего общего с реальностью.

“Лучшие ученики добиваются лучших результатов”: этот миф работает более-менее, пока речь идет об оценках в вашей зачетке. За стенами вузов он не означает ничего. Знаете, где оказались 4 из 5 лучших студентов нашего курса через год-два после выпуска из магистратуры? Правильно – без работы. Из этих 5 человек только 1 (если я не ошибаюсь) сейчас работает по специальности. Никакой корреляции между «пятерками» (или «100 баллами», как было в случае с нашим вузом) и успешностью в жизни за пределами “альма матер” не существует. Существует только связь между настойчивостью, умением использовать с пользой для себя даже невыгодную ситуацию и обстоятельствами жизни – но никак не между жизнью и вашей «зачеткой».

«Чем дольше человек работает – тем больше у него опыта и компетенции»: на этом мифе построена вся бюрократическая система в странах СНГ + почти вся система нашего образования. Куда бы вы не пошли, вы везде столкнетесь с «тетей за 40-50», которая уже не первую пятилетку просиживает кресло, не умея в 2013-м году пользоваться компьютером, – но при этом считается «ценным работником» или «опытным педагогом», потому что уже 15-20 лет здесь работает. В то же время у меня (и думаю, у вас тоже) найдется не меньше десятка знакомых и друзей, которые в свои 20-25-28 лет обладают навыками, знаниями и идеями, раз в 5 большими, чем у этой “тети” в ее 60 (и многие из них успели поработать за 5 лет в нескольких крупных компаниях, агентствах и стартапах, получив опыт и знания, которые за свои 15 лет “просиживания” в кресле не получит ни один “опытный” чиновник и преподаватель-теоретик). Вы по-прежнему хотите учиться знаниям у людей, которые 10 лет мусолят один и тот же учебник?

“Все навыки можно оценить и измерить”: миф, прекрасно работающий в вузе, где всем “по заслугам” можно расставить оценки в зачетки. А потом “дипломированного специалиста” надо учить 2 года реальному (а не теоретическому) бухучету. Навыки в таких сферах, как дизайн, проектирование интерфейсов, копирайтинг, онлайн-маркетинг вообще измерить трудно (потому что ни один серьезный отечественный вуз не готовит веб-дизайнеров или копирайтеров, а человек с двумя проектами в портфолио за 5 лет работы никак не идентичен по навыкам тому, у кого за 2 года – 25 проектов).

“Есть признанные авторитеты, и с этим надо смириться”: любимая догма преподавателей и начальников “старой закалки”. Тянется этот миф своими корнями еще во времена, когда “партии было виднее”, а труды политиков и экономистов 80-тилетней давности служили неопровержимым источником теории и практики для всех видов деятельности: от науки и медицины до живописи и литературы. Сейчас в любой сфере (кроме разве что теоретической и квантовой физики) пересмотр “догм” и концепций происходит в среднем каждые 4-5 лет. Голова на плечах и способность к анализу и исследованию – это куда важнее, чем несгибаемая вера в то, что “всё сказанное в граните отливается.”

“Нужно следовать правилам”: если бы этот миф был правдой, то никакого Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Боба Дилана, братьев Кличко и Тайгера Вудса не было бы. Отсутствие правил не означает, что надо переходить улицу на красный свет, есть руками вместо вилки и ножа и ругаться матом в общественных местах. Отсутствие правил означает, что нет универсального рецепта или привычной жизненной схемы, которым надо следовать, чтобы все вокруг были довольны, а вы “укладывались” в схему “детский сад-школа-институт-работа-женитьба-дети-квартира в ипотеку-внуки-старость-пенсия-смерть”. Собственно, и образование в вузе мы получаем не для того, чтобы следовать правилам, а чтобы повысить свои знания в определенной нише и создавать что-то новое, что идет вразрез со старой схемой товарно-денежных, социо-культурных и технологических связей в обществе. Вот только в отечественных вузах почему-то об этом нюансе забыли.

Уверен почти на 100%, что у вас есть свои “мифы”, которыми вы можете дополнить данный список. Не стесняйтесь: чем скорее понимаешь, покинув стены университета, в чем тебя обманули, тем легче прощаться с иллюзиями и добиваться реальных, а не теоретических успехов.

Рахим Давлеткалиев
Рахим Давлеткалиев
2013-03-11 15:40:12
Отлично! Еще хочу добавить: "после окончания ВУЗа сложно найти работу". На самом деле сложно найти работника, нормальному (не гениальному – нормальному!) специалисту работу найти не сложно.
Юрий Прохоров
Юрий Прохоров
2013-03-11 15:54:21
"Вы по-прежнему хотите учиться знаниям у людей" - знаниям не учатся: их, приобретают (самостоятельно). ВУЗ нужен для формирования системного мышления (в идеале) и профессионального кругозора, а не конкретным навыкам и опыту (который в принципе сложно дать - ибо вариантов применения у выпускника всегда больше, чем можно показать на занятиях или даже прочитать самому).
Snake3136
Snake3136
2013-03-11 16:11:22
Ужасная статья. У автора видать не срослось с вузом. Какие-то личные претензии. Правильно пишут, что ВУЗ нужен для формирования мышления. И не всем эти мифы вдалбливают. Мой преподаватель меня взял на первую работу. Статья подходит не под все профессии. И да, есть признанные авторитеты, и не потому что они что-то и когда-то, а потому, что в них и сейчас нуждаются люди.
Phenomen
Phenomen
2013-03-11 16:26:59
студенты не понимают, что это они должны учиться, а не их кто-то должен учить. в этом фундаментальная разница российского и западного образования.
Дмитрий Горчаков
Дмитрий Горчаков
2013-03-11 16:30:25
Лучших результатов добиваются худшие и средние ученики. Чем дольше человек работает, — тем меньше у него опыта и компетенции. Ваши ценные навыки невозможно оценить и измерить. Признанных авторитетов не существует. Следовать правилам не нужно. Ура! Я опроверг все вузовские мифы о жизни!
Roma Reva
Roma Reva
2013-03-11 16:31:47
а картинку по теме трудно было найти по-проще... ?
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-11 16:41:50
поверьте, у автора всё ОК было с вузом и с дипломом :) О признанных авторитетах я бы поспорил, конечно, но это - тема для отдельной статьи :)
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-11 16:42:36
если в статье вас не устроила только картинка - значит, цель достигнута :)
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-11 16:45:22
"ВУЗ нужен для формирования системного мышления" - только не отечественный. Мне приходилось работать и многими с выпускниками маленьких вузов в провинции, и с многими людьми, получившими после 5 лет свой диплом в именитом столичном университете с кучей регалий и признанных "преподавателей". Те, у кого было системное мышление, приобрели его за годы работы на себя или на кого-то, но никак не в вузе
Максим Литвинов
Максим Литвинов
2013-03-11 16:50:20
Картинка самая что ни наесть хорошая, привлекает внимание. Если бы не картинка я бы не заглянул бы в текст статьи, а прошел мимо. Статья от этого хуже не стала, а привлечь внимание как то нужно. Автор молодец.
Сергей Заболотный
Сергей Заболотный
2013-03-11 16:50:30
Отлично!
Aldamir Azerov
Dmitriy Shibayev
2013-03-11 16:55:12
Статья отвратительная, абсолютно демотивирующая. Это с вашей стороны, не лайфхак для студентов, поступающих сейчас в вузы, а лайф*к! Таких статей не должно быть на подобных ресурсах.
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-11 16:59:18
Демотивация заключается в том, чтобы студент включал мозги, а не тупо глядел в конспект и "в рот" лектора? Или в том, что пусть студент, который хочет получить системные знания, поступает в вуз за границей (благо, таких возможностей сейчас более чем достаточно) либо повышал свои знания за счет бесплатных онлайн-курсов (http://lifehacker.ru/2013/02/22/50-mirovykh-resursov-besplatnogo-onlajjn-obrazovaniya/)? Тогда бесспорно, редакция всячески готова "демотивировать" :)
Слава Баранский
Слава Баранский
2013-03-11 17:16:16
Я закончил вуз десять лет назад и мне показалось, что научили меня только «мутить», давать взятки, и знакомиться с людьми — за это спасибо :)
Слава Баранский
Слава Баранский
2013-03-11 17:18:36
А может быть просто школьникам, пока есть время, подумать о смене страны поступления в вуз? Выучить язык современной науки (английский)… Родителям найти денег на актуальное образование, а не протирать штаны на никчемных работах… Вам так не кажется?
Юрий Прохоров
Юрий Прохоров
2013-03-11 17:19:24
Однако, была ли мотивация у этих выпускников сформировать то самое системное мышление? Сам факт диплома любого ВУЗа, об этом не свидетельствует, это личный выбор каждого. И ВУЗ не гарантирует этого для своих студентов, да и не может. Можно довести студента до выпуска, но нельзя заставить студента научиться))) Как раз работа на себя или на фирму формирует может быть и системное, и возможно весьма глубокое, но весьма узкое проф.мышление, а никак не широкое академическое.
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-11 17:19:38
взяток не давал никому за 5 лет обучения, но вот знакомиться с людьми, терпеливо относиться к мудакам всех видов и возрастов (и как избегать их), а также делать самые нестандартные шпаргалки с применением ИТ и собирать команду для проекта за 1 час - это даааа :)
Юрий Прохоров
Юрий Прохоров
2013-03-11 17:29:25
"..студент включал мозги, а не тупо глядел в конспект и «в рот» лектора?" Однако, это проблема студента или лектора? Одно дело когда лектор не может рассказать предмет, и другое когда масса студентов в этом не заинтересована по большому счету. Тогда причем тут учеба в ВУЗе и учеба вообще, не важно "у нас" или за рубежом? В чем концепт-то? То что нужно включать мозг - да. То что и без ВУЗа можно быть специалистом - в некоторых случаях, может быть. То что без ВУЗа можно зарабатывать больше чем с дипломом - да. То что в вузе не "научат предпринимательству" - конечно, да (и это нормально) То что диплом сам по себе не гарантирует ничего - да (и это нормально) Да и вообще направления и специальности бывают разные. То что может быть актуально для экономиста или программиста может быть не совсем подходящим для филолога или врача.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 17:53:24
Любое государство заинтересовано в "выращивании" граждан с развитым левым полушарием - http://px-pict.com/4/6.html - , которые стремятся действовать по шаблону, схеме. Поэтому с детства нам вдалбливают догмы и схемы, чтобы мы были предсказуемы и действовали, обеспечивая необходимый уровень потребления и т.д. и т.п. Я считаю, что учеба в школе и вузах - это зря потраченное время. Убежден, что гораздо лучше с детства заниматься тем, что нравится. Это позволить развиться в том, в чем действительно есть способности.
Vitaly
Vitaly
2013-03-11 17:58:25
Открываю статью и что вижу на весь экран - фото "ТП-стриптизерша на заплеванной лестнице". Какое это имеет отношение к статье? Зачем это нужно мне? Автору? Всем читателям сайта? Зачем захламлять внимание не имеющими отношения к теме картинками? И так во всех статьях. Кроме мнимого украшательства эти картинки не несут никакого смыла - это само по себе противоречит принципам минимализма и оптимизация жизни, которые проповедует «Лафхакер». Реально, такое отношение ко мне как к читателю просто бесит. Вот возьмите в качестве примера блог Лео Бабаута http://leobabauta.com/bio - ничего лишнего, все кратко и по сути. Вот как должен выглядеть «Лайфхакер» и его статьи. Кроме этого картинки: 1. Жрут трафик при загрузке, 2. При копировании статьей в блокнот через клиппер тянутся и картинки тоже. Потом приходится ручками убивать, на что тратится время. 3. Сами авторы тратят свое драгоценное время на поиск картинок - по сути не нужная никому работа. Предложение к Лайхакеру. Проведите опрос среди читателей на предмет минимизации дизайна и нужности картинок - увидите, результаты вас удивят.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 18:06:27
На вкус и цвет все фломастеры - разные. Мне нравится, что есть картинки. Я не люблю минималистичные текстовые сайты типа блога Лео Бабаута. Персональный лайфхак для вас - http://www.printfriendly.com/print/?url=http%3A%2F%2Flifehacker.ru%2F2013%2F03%2F11%2F5-mifov-o-zhizni-kotorym-uchat-v-vuzakh%2F
Dmitro Podzyvalovsky
Dmitro Podzyvalovsky
2013-03-11 18:08:58
Бросил вуз 18 лет назад, ни о чем не жалею, работаю работу, которая нравится и которой уж точно не научили бы там где я учился.
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-11 18:11:15
Простите, но я не считаю Лео Бабаута авторитетом в мире контент-дизайна, к примеру. Большой Текстовый Интернет - это Quora и Reddit, если хотите. И да: это интернет - пространство Свободы и Самовыражения, и здесь понятие "должен" выглядит как-то странно :)
Слава Баранский
Слава Баранский
2013-03-11 18:23:27
Картинку убрал. Согласен, перегнули. И если вы приводите пример с блога Лео Бабауты, которого я искренне почитаю, то обратите внимание на то, что у него нет комментариев :) Эту фишечку вы не привели в пример… И еще… В этом месяце будет новый диз. ЛХ, чистый и правильный. Уверен, что многим понравится.
Тарас Богатырёв
Тарас Богатырёв
2013-03-11 18:48:27
ВУЗ — это начальная школа жизни и он полностью соответствует стране, в которой находится. Всё, что нужно в этой жизни и в этой стране, тебе в ВУЗе дают! : ) Александр, может быть, у этих мифов есть другое значение? Например: «Лучшие ученики добиваются лучших результатов» — А разве не так?! Станьте лучшим в своей сфере, и Вы будете №1 — Вам достанутся все лавры! К чёрту всё, берите и делайте. Станьте лучшим, Александр! Помните, чьи слова? ; ) «Чем дольше человек работает, — тем больше у него опыта и компетенции» — Не путайте «Просиживать штаны» и «Вгрызаться в тему» (оно же «Грызть гранит науки»). Поэтому есть подозрение, что значение звучит примерно так: Чем дольше изучаешь тему и глубже в неё погружаешься, тем больше у тебя знаний, опыта, а это и есть компетенция. «Все навыки можно оценить и измерить» — Так и есть! Неужели, Вы никогда не читали зарубежной литературы по маркетингу? Там же везде эти слова лозунгами написаны. Если Вы не знаете меры измерения, то это — Ваша проблема. Значит у Вас не хватает компетенции это измерить. «Есть признанные авторитеты, и с этим надо смириться» — Скорее, здесь смысл в том, чтобы прислушиваться к авторитетам и наблюдать за ними. «Нужно следовать правилам» — Александр, есть правила, а есть жизненные уклады. Следовать, нарушая правила, это — прорыв, согласен! Но везде ли нужно рвать, реформировать? — Нишевых ВУЗов не бывает.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 19:21:30
Было бы здорово иметь возможность сконфигурировать отображение и включить полную версию, версию "только текст" и т.п. Не знаю, что за систему вы используете для сайта, но наверняка jQuery применяется и сделать такую возможность достаточно просто. Кстати, вы могли бы сборать фидбек относительно фукнциональности сайта - что кому не хватает. Что добавить и т.п. Я бы написал пару тройку предложений. Спасибо.
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 21:25:09
Чтобы понять всю абсурдность здесь написанного, поставьте "НЕ" перед каждой новой догмой. Не признавайте авторитетов, не стремитесь стать лучшим, не следуйте правилам (кто сомневается, начните не следовать правилам дорожного движения и посмотрите, что из этого выйдет), и даже не пытайтесь рабтать, компетенция и опыт вам ни к чему, вы и без того самородок. Вдалбливать в голову приходится, извините, тем, у кого она из гранита. Умный человек, понимающий, зачем он получает образование, воспринимает всё без приложения внешней силы. Остальным же, которым "отечественная система образования ничего не дает", нужно просто признать свою тупость, бросить это бесполезное дело и идти в чёрную работу, землю копать, а не мечтать о яхтах и мерседесах - это, поверьте, не ваше. Чтобы жить красиво, эстетику жизни нужно понимать.
Александр Максимович
Александр Максимович
2013-03-11 21:38:45
Забавно. Если ты в 17 лет знал куда идешь учиться, готовился, стремился и добивался, то об этих "мифах" и не слышал (эт я о себе)) А если поступил сам не знал куда из-за того, что рядом с домом, низкий проходной балл, откосить от армии или родители договорились, то и просиживал на задних партах, играя в карты)) За пять лет в вузе некоторые выносят лишь мысль "и зачем мне, инженеру, преподавали философию??"))) а потом устраиваются на всевозможные подработки охранниками, сисадминами и редкие занимаются чем-то, что действительно нравится, но увы совсем далеко от образования)) Посыл статьи очень негативный, даже к сожалению бесполезный. Необходимо осознавать свои шаги, а не бегать по написанному кем-то учебному расписанию.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 21:43:20
Возможно, не все стремятся "жить красиво" и мечтают "о яхтах и мерседесах". Хотя, конечно, если эти потребительские заморочки - единственно важное, то отдать свою голову для штамповки в учебные заведения - прогнозируемый результат (зависит от усердия), а если плюнуть на все - то будет как лотерея (можно и сорвать большой куш, а можно остаться ни с чем). А вообще, нарушать правила - мало чем отличается от следования им.
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-11 21:47:20
Я понял что меня обманули даже не закончив универ. Сейчас я на третьем курсе и в раздумьях что делать. Я понимаю, что чтобы мне купить квартиру, машину, путешествовать итп. - мне нужна черт знает какая работа. В моей специальности - переводчик - столько не зарабатывают. НУ и зачем спрашивается 5 лет иметь себе мозг? За пять лет можно развить неплохой бизнес - чем я и начал заниматься. Безусловно язык мне пригодился, но не более того. Преподаватели живут в своем мире, где та муть, которую они объясняют имеет какой-то вес. А в реальной жизни - кому какая разница что такое фонема???
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 21:51:55
Интересно, как это нарушать правила и следовать им, является одним и тем же? Говоря словами Льюиса Кэролла: "Если тебе всё равно куда попасть, значит всё равно куда идти". Вы, случайно, эту статью не в соавторстве писали?
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 21:58:23
Ну, конечно! Что же ещё должно быть у человека в 20 лет, если ни машина, квартира и путешествия?! С чего ты взял, что ты способен сделать успешный бизнес, если ты даже не в состоянии построить краткосрочный план по получению знаний, их развитию и успешному приложению? Тебе сейчас нужен готовый результат в виде денег и признания окружающими твоих успехов, которых у тебя пока что никаких нет. Это как один мой знакомый мечтает пойти в правохранительные органы, не для того, чтобы все могли спать спокойно, а чтобы лохов опрокидывать, потому что "время сейчас такое", а так бы он конечно дядей стёпой бы был и переводил бабушек через дорогу. Не ссы мне в уши про бесполезность знаний, мой юный друг!
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-11 22:05:36
Я не говорю о бесполезности знаний. Знания бывают разные. Я люблю читать книги по бизнесу, маркетингу, автобиографии итп. Я образовываюсь в том направлении, которое мне необходимо. С чего я взял про успешный бизнес? Потому что он не имеет ничего общего с образованием. Как можете заметить большинство топовых компаний созданы людьми без образования.
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:07:42
Да, согласен с вами, статья вредная. В первую очередь нужно устранить всех провокаторов. Если вы не признаёте авторитетов, то выходит, что и Стив Джобс вам тоже не авторитет. Такие дела.
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-11 22:09:08
И кстати про готовый результат - я фигачу по 14-16 часов в день на свой бизнес.
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:17:44
Чёрт, как же всё просто, нужно было просто не получать образования и сразу становиться миллионером! Успех заключается в правильном учёте баланса сил, выбору подходящего времени и... удаче, а не в том, получал ты образование или нет. Я понял, что ты любишь читать книги про чужой успех и от этого очень страдаешь. Большинство написанного в книгах по успеху не имеет ничего общего с действительностью, потому что первое правило миллионера, не делиться своим успехом ни с кем. В этих книгах пишут либо прописные истины, либо бесконечно далёкие примеры без существенных подробностей, методик в них нет, да и повторить чужой успех невозможно, иначе число миллионеров равнялось бы тиражу этих книг, действительный смысл которых лишь в том, чтобы заработать ещё денег с их продажи. У пожилого миллионера берут интервью. - Скажите, как вам удалось заработать свой первый миллион долларов? - Я приехал в Америку и у меня в кармане не было ни цента. Потом я нашел на улице монетку в один цент и купил яблоко. Затем я продал это яблоко за два цента и купил два яблока. Потом я продал эти два яблока за четыре цента и купил четыре яблока. - И что же случилось потом? - А потом умер мой дядя и оставил мне в наследство миллион долларов.
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-11 22:20:13
Скажите, у Вас есть собственный бизнес?
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-11 22:27:11
Тогда вопрос к Вам еще один: зачем же люди идут учиться? Среди опрошенных мной людей ответы были такими: - Социальный статус - План Б - если где-то что-то не получится - Что ты скажешь своим детям если у тебя не будет образования - просто чтобы было Тяга к знаниям? Пфффф. Люди идут учиться в надежде, что после этого они своим дипломом намажут масло на хлеб себе же. Никакой высокой цели и тяги к познанию.
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:28:37
А что в твоём понимании бизнес, справка о регистрации ИП? У меня нет такой, потому что я на рынке не торгую. Но мой творческий вклад в развитие чужих идей неплохо продаётся, в этом мне очень помогло образование. И вообще, я считаю, что если у каждого, кто об этом мечтает, будет свой бизнес, то некому будет улицы мести.
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-11 22:36:56
Я вообще не понимаю с чего все началось и почему так резко негативно к моим фразам. Есть люди кому нужно образование реально, а кто-то понимает что жизнь и без него хороша и круто создавать что-то свое. НО то, что оно необходимо вбивается абсолютно всем без исключение. Общество диктует что нормальный человек - это образованный человек. Шаблоны шаблоны шаблоны.
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:40:11
Это потому что нам не повезло родиться в этой стране во времена долбоёбов. Но вот почему-то эти "малограмотные заграничные миллионеры" стремятся нанимать как можно большее число образованных людей, оплата труда которых, может стоить в разы дороже твоего громкого имени индивидуального предпринимателя. У наших испорченных людей завышенная самооценка, многим бы по их уму на завод или в поле, а они отнимают у страны трудосилы ради бесполезного протирания штанов в арбузолитейных институтах.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 22:43:23
Хорошо, чтобы было понятней - попробую привести пример. Допустим есть правило "если долго учиться, то станешь умным". - По правилам: долго учишься, чтобы стать умным. - Против правил: не учишься, чтобы стать умным. - Вне правил: становишься красивым.. :) Как-то так. В примерами у меня всегда не ахти, но надеюсь, изложил доходчиво.
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-11 22:43:53
Я понял Вашу позицию, спасибо)
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:44:10
Потому что гений (позволим себе такое высококонтрастное слово) - это явление. Такие люди в советах, подобных этой статье, не нуждаются. Остальным же безопасней жить по шаблонам.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 22:44:53
Вот это верно, что Джобс, что лектор в ВУЗе, что чёрт в ступе - не более чем стороннее мнение.
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:45:46
И, да. Никакого негатива! )
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:48:49
Зато вы старались. :)
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 22:51:29
Единственный ресурс, который у нас есть - это время. Его можно тратить на шлифовку своих академических знаний, разбирая семы с ремами, чередование яти оборунтной и прочие подобные шутки в других областях знаний (это интересно). А можно тратить его на бизнес (извлечение прибыли). А можно на постижение Бога и духовное совершенствование. Можно бухать. Можно материть зомбоящик. Можно заниматься искусством. Много чего можно... И каждый, думается мне, волен распоряжаться им как нравится, не заставляя других делать то, что им кажется верным. Хотя.. и это тоже способ провести время :)
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 22:54:17
Страшно представить, что бы было, если бы каждый занимался только тем, что ему нравится. Заставлять не нужно, нужно уметь объяснять, почему это должно нравиться. Здесь уточню сразу, что объяснить, почему нужно бухать, проще, чем то, почему нужно много работать.
Evan Gart
Evan Gart
2013-03-11 23:08:54
Не соглашусь с автором статьи: 1. Между достижениями в учёбе и в реальной жизни зависимость действительно не прямая, но шансов добиться успеха больше у трудолюбивого, ответственного и инициативного человека; 2. Как и в предыдущем пункте происходит подмена понятий "работать / учиться", на "просиживать", а ведь и у людей "старой закалки" можно научиться чему-то хорошему, например, настойчивости и упорству; 3. О точности измерителей всегда можно вести споры, но какова же альтернатива? 4. Разумная критика Эйнштейна, Маркса и Дарвина, это конечно же занимательная тема для научной статьи и очень тонкого троллинга; Хотелось бы видеть в статье больше предложений, примеров из реальной жизни и аналитических выводов.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-11 23:15:26
Хорошо. Вот допустим я родился, через 100 лет умру. Вопросы: 1. С какого перепуга я должен тратить свое время на что-то, что мне не нравится? 2. Почему кто-то там лучше знает, что мне надо делать, а чего - нет? 3. Почему Вам страшно представить, когда каждый занимается чем ему нравится? Вы может быть плохого мнения о людях? Гадости люди делают, как правило, не от своей природы, а от необходимости залезть на головы другим, поскольку общество устроено по правилу пирамиды и диктует нам борьбу за ограниченные (самой системой, кстати) ресурсы. Если этого правила не было бы, я полагаю, что и делить было бы нечего, ну и гадить друг другу - тоже не надо. Ведь никому на самом деле не нравится причинять зло. Это противоестественно.
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 23:22:14
Очень с вами согласен!
Alex
Алексей Федотов
2013-03-11 23:32:46
1- Если вам нравятся гонки на спортивных болидах Формула-1, то вы конечно должны в них участвовать... при условии, что вы, для начала, должны научиться водить старые раздолбанные жигули, которые вам НЕ нравятся, чтобы сдать на них экзамен в ГИБДД, а затем заработать денег, возможно на не очень интересной работе, чтобы заплатить за уроки в школе спортивной езды, затем нужно будет потратить ещё времени на покупку машины (тоже средненькой) и развитие навыков езды на ней, после чего можно с основаниями подать заявку на должность запасного пилота какой-нибудь аутсайдерской команды, затем, отпахав там, можно попробовать подать резюме в команду покруче и так до самого верха, вперёд к мечте, через то, что на самом деле не нравится. 2 - Мы бы все жили долго и счастливо, если бы сами с рождения знали, что для нас лучше, а что нет. На то и есть учитель, чтобы объяснять эти понятия. 3 - Если у человека нет слуха и голоса, то ему лучше не петь, даже если ему это нравится. Если же тяга к пению непереносима, то этому нужно учиться, а не драть попусту петуха, насилуя чужие уши. Свобода одних людей всегда наталкивается на свободу других.
Max Tatarchenko
Max Tatarchenko
2013-03-11 23:43:39
Да понятно. Проблема в том, что не все специальности одинаково полезны. А народ все идет и идет на никому ненужных юристов-экономистов, которых как собак не резанных.
Дмитрий Горчаков
Дмитрий Горчаков
2013-03-11 23:45:25
Любимый пример всех недоучек - вот Билл Гейтс ушел с учебы и создал Microsoft. Джобс вот тоже. Типа сильный аргумент. Но это два-три имени, у которых получилось, поэтому они у всех на слуху. А что вы знаете о миллионах недоучек, у которых ничего не получилось? О них не пишут книги и не снимают фильмы, поэтому так удобно делать вид, что их не существует.
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-12 00:06:19
Алексей, я думаю продолжать смысла нет. Вы безнадежны :) Вы сами верите в то, что перед тем как насладиться чем-то, нужно обязательно помучиться. Что ж - дело Ваше. Мучайтесь!
Вадим
Вадим
2013-03-12 00:06:39
5+!
Dmitry Pavlov
Dmitry Pavlov
2013-03-12 00:10:03
Везде одинаково. К сожалению, нигде не "намазано". Страна поступления большой роли не играет.
Max Tatarchenko
Max Tatarchenko
2013-03-12 00:19:40
1)Лучшие ученики добиваются лучших результатов. У меня в группе все почти так, если отбросить "купленные" дипломы. А из тех кто добросовестно учился - все по специальности и неплохо устроились. 2)Чем дольше человек работает, — тем больше у него опыта и компетенции. Работая в софтверной компании всегда полезно послушать более опытных разработчиков, что помогает обойти много "косяков" и многое постичь. 3)Все навыки можно оценить и измерить. Эмпирически можно. Я проводил не одно собеседование и могу судить. 4)Есть признанные авторитеты, и с этим надо смириться. Нет абсолютных авторитетов, но есть достаточно авторитетные личности. 5)Нужно следовать правилам. Нужно. Но нужно отделять правила от стереотипов. Да, учат в универе много фигни ненужной. Но эта фигня, если ты достаточно умный, складывается в целостную структуру, что позволяет оперировать абстракциями и концепциями, а не конкретными понятиями. Я часто вижу программистов-самоучек и легко ощущаю их пробелы в знаниях. Да, если ты будешь всю жизнь торговать, рисовать говнодизайн или верстать HTML - хватит и так, но большее - нужно понимание теории.
Микола Тарасенко
Микола Тарасенко
2013-03-12 01:27:10
И вновь спасибо авторам Лайфхакера. Лично меня мотивирует и лишний раз подтверждает собственные мысли и догадки.
Nikolay Martyanov
Nikolay Martyanov
2013-03-12 01:51:36
Бредовая статья. Раздражает, когда начинают заявлять о нашём "мёртвом" образовании. Если автор не смог ничего вынести из вуза сам - это не значит, что в этом вуз виноват. Я своим 6 годам (дважды был на 1-ом) в универе сильно благодарен. Пусть пока пригодилось не всё, что давали, но что-то точно очень сильно пригодилось.
Snake3136
Snake3136
2013-03-12 06:21:43
ага, пройди онлайн курс нейро-хирурга
Snake3136
Snake3136
2013-03-12 06:31:16
я со своим дипломом намазал масло на хлеб на 3 работах. Удивительно. Надо тогда либо все обобщать обсуждение либо частные примеры приводить
Дмитро Снисарь
Дмитро Снисарь
2013-03-12 08:08:19
Когда начинаю вести новую группу, после того как узнали друг-друга поближе (на втором-третьем занятии) всегда спрашиваю: "ребят а зачем лично вы пришли на эту специальность?" Как правило ответы социальные: "мы хотим учиться", "хотим работать специалистами", "не хотим оставаться в селе", и в том же духе. По привычке начинаешь раскручивать ответы: "Хорошо, вы хотите учиться, представьте что вы уже научились. Что вы делаете?" - "Ищем работу" - "Молодцы, нашли. Чем вы занимаетесь?" - "Ну не знаю... в офисе сидим, за компьютером" (это была группа экономистов) - "Хорошо, в офисе, а что делаете?" И тут почти всегда идет пауза. А к слову ко мне приходят 3-5 курсы. - "Ладно, ребят вы когда поступали, для чего вы это делали?" (вывожу вопросом на будущее) А ответ как правило идет из прошлого, и ответов 3 может 4: родители заставили, хотел убежать подальше от родителей, хотелось свободных взаимоотношений с противоположным полом, не хотелось работать. По сути вывод такой: студенты становятся студентами чтобы оставаться детьми Так собственно о какой мотивации мы говорим? Я бы лично, будь моя воля, прогонял их на первом курсе через психологов, чтобы провести грамотную сепарацию и работу с целями. Потом подталкивал бы их устроится на работу. Потом когда они стали на ноги, и стали самостоятельными спрашивал: "А вы хотите учиться?"
Alex
Alex
2013-03-12 08:50:32
Хорошо, что вы верите в страну лентяев, где по полям бегают поросята, с торчащими из бока ножами, а на деревьях растут пироги. А ещё вы, наверное, искренне убеждены в том, что поставив такую вот жирную точку в этом разговоре, сильно меня задели. Да, валите, ради бога. :)
Алексей Ерофеев
Алексей Ерофеев
2013-03-12 10:26:56
Очень забавная пурга. Развенчивая пять мифов вы создали шесть "ересей". Давайте по порядку. >> "преподаватели по привычке «вдалбливают» кучу теории, которая на 90% никогда и нигде не будет..." Хороший преподаватель учит ориентироваться в своей предметной области и решать в ней определенные задачи. Никто вам ничего не вдолбит. Шанс ознакомиться - дадут, дальше решайте сами. >> "Никакой корреляции между «пятерками» и успешностью не существует." Существует. Заинтересованный в предмете студент воспринимает зачетку не как самоцель и добивается успеха. Студент воспринимающий зачетку как самоцель и умеющий добиться лучших оценок - по крайней мере уже умеет добиваться хоть каких-то результатов. Остальные плавают как кучки известно чего известно где. С таким поведением "вероятность успеха крайне мала". Но есть. Но "крайне мала!!!". >> "в свои 20-25-28 лет обладают навыками, знаниями и идеями, раз в 5 большими, чем у этой «тети» в ее 60" В 20 это не навыки, это самомнение. В 25-28 надо смотреть на состав опыта. 60 - не возраст для математика, например. Продолжительность играет роль. Поставьте ее равнозначным критерием рядом с достижениями в предметной области и получите более полноценный комплексный критерий. >> "Все навыки можно оценить и измерить: миф" Говорите вы. >> человек с двумя проектами в портфолио за 5 лет работы никак не идентичен по навыкам тому, у кого за 2 года — 25 проектов "2/5 != 25/2" говорите вы. Очевидно, да. Но есть нюанс. Вы уже меряете. Причем неправильно. Две большие промышленные системы дают больше ценного опыта, чем 25 мелких задач на фрилансе на скриптики и верстку. Критерии оценки опыта надо выделять исходя из того для чего нужен специалист. В остальных случаях - бессмысленно толочь воду в ступе. "Есть признанные авторитеты, и с этим надо смириться" Истинно так. Означает это буквально: "пока я не признанный авторитет я живу в среде которая частично сформирована этим авторитетом". Это не отменяет противоречия с авторитетом. Но не учитывать, а тем более не знать его постулатов - глупо. >>"«Нужно следовать правилам»: если бы этот миф был правдой, то никакого Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Боба Дилана, братьев Кличко и Тайгера Вудса не было бы." Вы предлагаете абсолютную импровизацию и асоциальность? Думаю у этих людей есть/был четкий свод внутренних правил, которым они следуют для достижения результата. Корректируемый, конечно, в зависимости от окружающих условий. Например, Кличко не бьет противника ногой в пах для быстрой победы. Значит, принимает минимум необходимых правил бокса, чтобы остаться на ринге и победить. Если вы учитесь в вузе - наверное стоит принимать его минимальный распорядок, чтобы продолжать в нем учиться, если это действительно соответствует вашей цели.
Слава Баранский
Слава Баранский
2013-03-12 10:37:01
Дима, не согласен тут я с тобой. У меня был одноклассник. Он еле доучился в школе, так как ему было нудно и невыносимо тошно. Он все сдал на 5 и выскочил со школы. Потом мы пошли вместе в ВУЗ. Он его бросил на втором курсе и начал бизнес. Через два года он устроил к себе всех друзей я был у него в партнерах. Все закончилось трагично — он погиб в аварии. Он был недоучкой, но за свои 25 он сколотил империю недвижимости и хотел открывать сеть ночных клубов. Никакого начального капитала у него не было. Это не Стив и Билл, это Алексей из Киева. И да, про него нет и не будет фильмов. И знаешь, таких как он валом. Мы смотрим только на тех, кто под софитами.
Max Tatarchenko
Max Tatarchenko
2013-03-12 11:21:54
Опять же, попробуй он построить что-либо потехнологичнее купи-продай или попал бы в кризисную ситуацию, недостаток знаний бы вылез наружу. Да и в конце-концов ведь тут уже говорилось, что основное -не тратить время на нелюбимое занятие. Но почему всех судят по себе, некоторым вполне себе нравилось учиться и работа в итоге, которую без образования б не получил. Да мне, к примеру, банально просто приятно иногда поспорить или поговорить на отвлеченные темы. И тут я и использую всякого рода побочные знания, которые я получил и точно не буду сипользовать в профессии. Да, за это не платят денег, ну так что, может мне и на рыбалку бесплатно не ходить? Чем больше людей будет покупать дипломы, учиться для галочки или честно не учиться, тем больше будет всякого рода целителей-магов, Петриков и МММов.
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-12 14:08:36
Пусть пока пригодилось не всё, что давали, но что-то точно очень сильно пригодилось. (c) - дважды прочтите "со стороны" ваше утверждение... и вы еще уверены, что отечественное "образование" живо?
Юрий Прохоров
Юрий Прохоров
2013-03-12 14:26:33
А вы можете сформулировать свои требования к Университетскому образованию? Очевидно, вы сторонник узкоспециализированного и прикладного обучения. Однако, это скорее уровень колледжа (техникума или института, если угодно), но едва ли академии или классического университета. И опять же: проектный опыт хорош для может быть ИТ или маркетолога/менеджера, дизайнера, журналиста, а представьте себе биолога ,филолога, историка, врача, педагога, математика и т.д. и т.п.? Или они "не нужны" в "инновационном" обществе? ;) Может быть просто изначально ожидания от образования не те?
Юрий Прохоров
Юрий Прохоров
2013-03-12 14:37:51
Вы хотите бизнес (!) и высокого потребления - однако зачем-то пошли в Универ на переводчика. Универ виноват в этом? С чего вы решили? Преподаватели видимо занимаются тем, чем и должны на данном направлении. Только вам это и не надо судя по чтению маркетинговых книг и т.п. А что такое реальная жизнь, кстати? Квартира, машина и путешествия? А для кого-то будет важнее что-то другое, например познание и исследование, полезность обществу и семья и что-то еще?. Может быть для них "муть" преподавателей очень нужна, как и фонемы. В отличие от автобиографий...)))
Юрий Прохоров
Юрий Прохоров
2013-03-12 14:39:57
Пардон это я к вышеописанному #comment-372356
Алексей Ерофеев
Алексей Ерофеев
2013-03-12 16:24:52
простой пример я живу в квартире над вами я люблю танцевать под громкую музыку, высоко подпрыгивая и обрушиваясь всем весом на пол допустим, чисто технически - законов я не нарушаю, потому что танцую днем нарушаю санитарные нормы, но это частности и усложним, у вас двое маленьких детей, которые днем спят а я танцую мне это нужно для ощущения счастья танцевать у себя дома я не хочу причинять зло, это для меня противоестественно, вы не хотите причинять мне зло - это противоестественно но оба мы будем причинять друг другу зло в этой ситуации, делая то что мы хотим я буду танцевать, вы будете пресекать эти попытки обращениями в сэс, полицию и к мировому судье полные вагоны зла
Женька Шишова
Женька Шишова
2013-03-12 16:53:51
Сейчас учусь в колледже на товароведа. Взяток у нас не берут,подаркам особо не радуются. Некоторые преподаватели в открытую просят не дарить. Учебники обновляются,так же преподаватели перепроверяют свои знания. Но шпорами иногда все-токи получается пользоваться)) В колледж пошла осознанно,профессию выбрала сама. Никто не давил. Знаю что во многих учебных учреждениях никаких знаний не дают,а где-то и делают на этом бизнес. Но мне такое не встречалось,следовательно все-токи где-то нормальное образование дают.
Владимир Мельничук
Владимир Мельничук
2013-03-13 18:35:09
По поводу отсутствия образования у Билла Гейтса и Стива Джобса - первый по его же признанию ВЫНУЖДЕН был оставить учебу, которая ему нравилась (он был одним из лучших студентов на курсе) только по причине невозможности совмещать учебу и занятие бизнесом, который у него УЖЕ БЫЛ. Это далеко не то что предлагают в своих коментах многие недоучки-емпиристы - Бросить учебу из принцыпа и ковырять пальцем в носу (вебе, торговле и тд) - а вдруг бизнес большой наковыряется.. Второй Джобс - выступая перед выпускниками в своей знаменитой речи заявил, что лучшему, что ему удалось создать и достичь, он обязан своему ВУЗУ, в котором он проучился официально 1-ый курс и еще год ходил на лекции нелегально.. Учебу вынужден был оставить по причине отсутствия средст у его семьи на образование - ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по этой причине..
Александр Мельник
Александр Мельник
2013-03-13 19:44:20
"Учебу вынужден был оставить по причине отсутствия средств у его семьи на образование" - давайте только без легенд о нужде Джобса, пожалуйста. Ни в книге Возняка "Стив Джобс и я", ни в "iКона", ни в авторизованной Джобсом биографии от Айзексона нет ни слова о дефиците средств у семьи (наоборот, его приемная семья сделала всё, чтобы оплатить его поступление в вуз). Университет он бросил, потому что ему было неинтересно, и он не хотел тратить все деньги родителей и всё свое время на то, что ему было неинтересно, хотя еще 2 года околачивался в кампусе. Не заводите людей в заблуждение, в его выступлении перед выпускниками Стэнфорда нет ничего подобного: "I had no idea what I wanted to do with my life and no idea how college was going to help me figure it out. And here I was spending all the money my parents had saved... So I decided to drop out and trust that it would all work out okay"
Павел Меньщиков
Павел Меньщиков
2013-03-14 05:59:30
А в данной статье не спор о вреде или пользе "ВУЗа", а ишь об оценках, стоит ли за ними гонятся вот для примера: http://vk.com/video181651551_164232396
Nikolay Martyanov
Nikolay Martyanov
2013-03-17 02:53:31
Более чем уверен. Как сказано в соседнем комменте, за узкими знаниями и больше ничем - велкам в техникум.
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-17 13:24:31
Про Джобса - пересмотрите видео
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-17 13:29:56
Да-да, Джобс сам оставил ВУЗ. Да знаете, мнения разделяются, и на это есть свои причины. Кто-то наемный работник, закончил ВУЗ итп. Это хорошо и я рад за таких людей. Кто-то мечтает о большем. Все что я хотел бы сказать - высшее образование - это не обязательный атрибут современного человека. Можно просто обойтись и без него, но общество четко диктует, что это обязательная ступень становления. Те, кто его получил - молодцы, но не нужно этим тыкать другим. Те, кто оставил по своему желания - тоже молодцы. Смысл в том, чтобы жить как считаешь нужным, и не слушать никого вокруг. А образование - это просто по желанию.
Александр Мерзляков
Александр Мерзляков
2013-03-17 13:32:57
А рассуждать нужно образование или нет - предлагаю оставить это на личное усмотрение каждого. Все зависит от человека. Здесь нет аргументов ЗА и ПРОТИВ. Тут все ЗА и все ПРОТИВ. Каждый сам выбирает свой путь.
watcherfox
watcherfox
2013-03-17 22:34:19
Кроме специальности, институт научил меня учиться. Не знать всё, а именно подходу и способам обучения. Куда и как направить свои мысли для быстрого и кратчайшего достижения цели, организации, сосредоточенности и методам поиска. Но самый главный урок который я извлек — это не боятся своего незнания и всегда быть готовым принять вызов и научиться новому. Знать всё невозможно да и бессмысленно, ориентироваться во всём похвально и необходимо, быть специалистом в какой-то определенной области — способность, заслуживающая уважения.
Жека Курасов
Жека Курасов
2013-04-02 23:04:29
Всем привет! Интересная статья
Grigory Belous
Grigory Belous
2013-06-30 13:21:30
Проблема в том, что в "нашем" обществе нету положеного финансирования спорта, творчерских професий. Только если ты не играеш в команде высшей лиги или твои песни не крутят на ТВ. Поетому всем кто ходил в кружок гимнастики или скрипки рано или поздно прийдется кинуть любимое занятие и пойти на предлагаемое родителями економическое образование. Самореализации прийдется искать в академических професиях
Max Tatarchenko
Max Tatarchenko
2013-06-30 13:27:16
Народ и так тупой как пробка, а им спорта мало. Да, финансировать спорт нужно, но только при условии, что с академическими науками уже все отлично.
Алексей Кандыбович
Алексей Кандыбович
2013-10-15 17:31:47
Приходим к американской модели - необходимо быть квалифицированным, хорошим, очень хорошим специалистом в своей сфере.! И конечно личностные качества (что так же является определенным талантом) всегда будут в приоритете у работодателя
максим удалов
2013-10-19 13:29:47
К нам в лабораторию в академический институт на практику приходят студенты, которые не могут посчитать проценты. 3-4 курс! Понимаю, что комментарий слегка не в тему, но может быть, нужны статьи немного другого плана, а? Не о том, чему зря учат, а о том, чему зря не учат?
Anastasi
2013-12-10 23:33:02
Чудно, но комментарии порой читать намного занимательнее, чем статью.
Михаил Щербаков
2013-12-11 05:54:38
Хотел выучиться на финансиста, оказалось, никто из преподавателей не умеет торговать на рынках и что-то зарабатывать. Только жалуются, что зарплата маленькая. Бросил, конечно.
Юрий Прохоров
Юрий Прохоров
2013-12-11 19:29:58
А что, кто-то всерьез расчитывал, что лекции будет читать практикующий финансист, более того - игрок на бирже?))) Проблема в том, что тот кто зарабатывает - в лучшем случае объяснит что он сам лично для этого делает, но не преподаст (как правило) академический предмет нормально. Т.е. это консультация, может быть тренинг, но никак не образование.
Илья Аносов
2014-08-16 01:37:09
Подобные мифы внушают с детства, и чем раньше общество осознает их нецелесообразность, тем свободнее и развитей оно будет.