Как написать захватывающий текст. 7 проверенных приемов

Дмитрий Горчаков

Семь советов, которые помогут вашим текстам стать уникальными и неповторимыми.

ouh_desire/Shutterstock

ouh_desire/Shutterstock

Одно из самых сильных и распространенных заблуждений о писательском мастерстве состоит в том, что многие воспринимают его как что-то ниспосланное с небес, что-то такое, чему нельзя научиться. Этот миф успешно поддерживается и самими творцами, так как он тешит их самолюбие и дарит ореол избранности.

На самом деле, это совершенно не так. В любом творчестве 90 процентов успеха обеспечивает труд и настойчивость, и только оставшиеся 10 зависят от таланта. Любой человек, при желании и усердии, может научиться писать если не гениальные, то вполне добротные тексты, которые захватят читателей с первой буквы и не отпустят до самой финальной точки. Особенно, если вы воспользуетесь практическими советами, которыми мы хотим с вами поделиться в этой статье.

1. Заинтересуйте читателя с первой фразы

Это одна их самых важных, но в то же время и трудных задач. Первое предложение вашего текста, как хорошо отточенный крючок, должно цеплять внимание читателя. Продолжая аналогию с рыбалкой, можно украсить этот крючок яркой приманкой. Однако тут важно не переусердствовать, чтобы человек к середине статьи не почувствовал себя обманутым.

Вот несколько хороших примеров для начала текста:

  • Задайте провокационный вопрос – “Вы знаете, что общего между блогом и фастфудом?”
  • Цитата – “Эрнест Хемингуэй однажды сказал: “Я не могу примириться с мыслью, что жизнь проходит так быстро, а я не живу по-настоящему.”
  • Статистика – “Согласно исследованиям, 99% блогеров испытывают периодически писательский блок!”
  • История – “На днях я почувствовал себя великим физиком. Мне на голову упало яблоко.”

2. Оцените каждое свое предложение

И речь тут идет совсем не о правописании. Вы можете писать с огромным количеством ошибок, но выдавать великолепные тексты, от которых читатели плачут и смеются. Или наоборот.

Самой главной задачей является удержание читательского внимания. Сегодня Интернет предлагает столько источников информации, а переход между ними настолько легок, что малейшая заминка в динамике вашего повествования приведет к уходу на другие страницы.

Поэтому старайтесь, чтобы каждое ваше слово давало что-то ценное вашим читателям. Лучший способ проверить это – прочитать текст постороннему человеку. Как только вы видите, что его взгляд стал блуждать и туманиться, то это верный знак, что текст надо дорабатывать.

3. Короче. Еще короче

Мода писать длинными замысловатыми предложениями осталась где-то в девятнадцатом веке, когда время было неторопливым, а люди вдумчивыми. Сегодня темп сжат до предела, и на многоступенчатые повествования мало у кого есть время. Хороший способ проверки – прочитать вслух свой текст. Если вы не можете выговорить какое-либо предложение на одном дыхании, то его, возможно, стоит сократить или разбить на несколько простых.

4. Будьте проще

А ведь так тянет иногда ввернуть что-нибудь такое умное!

Подавляйте это желание в зародыше и никогда не обстреливайте читателя чрезмерным количеством научных, профессиональных или жаргонных терминов. Никто не пойдет выяснять значение непонятных слов, просто закроют страницу и покрутят пальцем у виска.

5. Играйте с аналогиями

“Блог – это как свидание. Вы можете произвести хорошее впечатление на первом свидании, но потом вам придется снова и снова доказывать, что вы достойны внимания. Читатель – это ваша любовь, помните это.”

Ну вот, примерно как-то так.

6. Сделайте свой текст уникальным (даже если идея банальна)

Давайте признаемся честно: придумать что-то принципиально новое сегодня невероятно сложно. Каждое ваше озарение, пропущенное через поиск Google, принесет десятки и сотни доказательств, что кто-то когда-то про это уже писал. И что теперь делать?

Ищите другой угол зрения.

Если Интернет пестрит статьями о преимуществах фриланса, то напишите статью том, кому и по каким причинам нужно отказаться от этого вида деятельности. Или опишите историю сотрудника, который сделал свой выбор в ту или другую сторону.

7. Эффектно закончите

После того, как вы дали наживку во вступлении и раскрыли тему в основной части, самое время перейти к заключению. Написать его порой бывает не менее сложно, чем начало. Обычно в заключении повторяют в сжатом виде основную тему вашего сочинения. Но это может быть очень скучно и заурядно, увы.

Гораздо интереснее, если вы последуете по следам мастеров детективного жанра, которые, как известно, разгадку помещают в последние предложения. Добавьте динамики заключению неожиданным вопросом, спорным выводом, оригинальной трактовкой смысла статьи. Сделайте все возможное, чтобы читатель не остался равнодушным и пассивным.

Уверен, что этот набор советов поможет вам писать замечательные тексты. В том смысле, что их будут действительно замечать. Разумеется, этот список не является полным, и у каждого из собратьев по писательскому делу есть свои собственные секреты.

Поделитесь?

Как написать и опубликовать книгу

Sergei 'Set' Rivera
2014-03-18 13:42:34
Справедливо для блоггеров и постов в соцсетях. Ну и "Короче. Еще короче" :) и в итоге "451 градус по Фаренгейту"
George M. Vikhrov
2014-03-18 13:47:49
Прием №0. Сделать опечатку в заголовке.
Пётр Глухов
Пётр Глухов
2014-03-18 14:11:01
Отличнейшая статья. Спасибо, Дмитрий.
Liubov Legent
2014-03-18 15:53:12
Еще желательно думать в ключе "чем я могу помочь кому-то?" и писать соответствующим образом
Соня Фогман
2014-03-18 16:21:24
ещё один рецепт, как обернуть пустоту в симпатичный фантик)) бессмысленное занятие всё равно приведёт к опустошению. и это произойдёт гораздо быстрее, чем вы можете предполагать. ценных идей больше нет? зачем тогда мучиться, применять 90 % труда (действительно, необходимого); сажать кого-то на крючок?? и кто на это клюнет??? оставшиеся 10 (по вашему мнению) % таланта - ничего не стоят? а может в этом как раз вся соль?
Andrey Krasnov
2014-03-18 19:30:20
Цитаты и статистика - не совсем удачный пример. Зачастую они только отпугивают читателя. А вот незамысловатый диалог - это да. Аналогии тоже могут навлечь на мысль о субъективности автора. Лучше дать читателю пищу для размышлений. Thought food - вот где секрет успеха писателя!
Actual Walker
2014-03-18 22:56:24
спасибо! неплохо)
Виктория Барад
2014-04-22 08:44:24
Просто замечательные советы.
Борис Дрейдинк
2014-09-25 23:06:14
Замечательные советы для тех, кто жаждет принизить под плинтус такой замечательный Феномен Человеческой Культуры – как Литература! Намертво затупить вкус к настоящей Литературе. А Писателя сделать официантом в пивной с одной - на одном дыхании как и советуют тут))) – фразой: "Чего изволите-с, товарищ покупатель лёгкого пивного чтива?» ))
Андрей Викторов
2014-09-25 23:18:59
Так это же советы для поп-блогеров) Если у Вас хватит смелости первый год не думать о количестве читателей, возможности заработать на ресурсе и том, что оплачивать хостинг и домен Вы будете сами, то, вполне возможно, через год Вас заметят и Вы с гордостью и усмешкой придёте в бар к официанту, предлагающему пивное чтиво ;)
Медет Жансанов
2015-04-23 21:45:15
Не совсем понял про аналогии.