Почему я почти не хожу на конференции

Наш любимый Тони Старк знает, кто тут "волк", а кто "овечка"

Наш любимый Тони Старк знает, кто тут "волк", а кто "овечка"

Решил я сесть и критически переосмыслить такое привычное понятие, как «конференция». Разобраться для себя, нужно ли мне ходить туда в качестве докладчика или в качестве слушателя. Свои мысли я изложил ниже и буду благодарен за ваше мнение, каким бы полярным оно ни было.

Если говорить о себе, то я выступал на очень разных конференциях. На большой конференции по SMM мой доклад был признан вторым среди всех, а однажды передо мной была аудитория в 4 тысячи человек. Баркемпы, тренинги, курсы, корпоративные выступления, продажа рекламы и услуг агентства клиентам — счет идет точно на сотни. Но вот больше года, наверное, я не хочу выступать перед массовой аудиторией и очень дотошно подхожу к любой попытке затянуть себя на ту или иную конференцию. И вот почему…

1. Миф о нетворкинге. Люди, продающие конференции, часто говорят, что нетворкинг просто необходим. Что именно на конференциях вы контактируете с максимальным количеством полезных людей. Находите партнеров и инвесторов. Я с этим не согласен. Ни одного партнера своего текущего и прошлых бизнесов я не нашел на конференциях. Было много радужных бесед и смеха, мешки визиток и сотни рукопожатий. Но потом — ничего. То есть идут какие-то переписки, встречи, да, но покупают почему-то совсем другие люди (об этом ниже). Нетворкинг на конференциях напоминает мне катание на водных лыжах, которое вы называете по ошибке изучением моря: вы касаетесь сотен и тысяч волн, но знаний о море у вас не прибавляется. Хотя вы уверены, что знаете все о море, по которому скользили.

Юху! Крутая была конфа. Набухааались…

Юху! Крутая была конфа. Набухааались…

Вот еще один факт: большинство действительно крутых инвесторов не приходят на стартаперские конференции с бейджиками Investor. Напротив, они регистрируются как Visitor и предпочитают «катанию на лыжах» «ныряние с трубкой», а может и «погружения с аквалангом» в тему и проекты, самостоятельно выбирая того, с кем им общаться.

2. Конференции — это знания из первоисточника. Еще один популярный миф от создателей конференций. Вы правда верите, что постоянные гастролеры на конференциях, которые научились в совершенстве лить со сцены воду, хотят чему-то вас научить? Одни и те же люди, одни и те же темы, одни и те же шутки. Для себя я понял, что тут дело в ментальности Иванушки-дурачка, который сидел на печке, и она его привезла куда нужно. Он ничего не делает, просто садится на стул и в конце дня уже знает все! :) Я в это не верю. Если мне нужно понять, как работает Bitcoin, я иду в Google. Если мне нужно понять, как трэкать метрики email-маркетинга, я иду в блог MailChimp. Если меня интересует монетизация YouTube-видео, я иду на Moz и другие сайты. Читаете, применяете, анализируете, читаете дальше — получаете результат. Уровень крутого автора крутого сайта намного круче всего, что вы можете услышать на любой конференции! Зачем платить и ждать, что кто-то разжует все за вас?

3. Разберитесь ДО посещения конференции, кто вы — «овечка» или «пастух». Это следствие п. 2. Не нужно обманывать себя, что вы охотитесь за знаниями, в то время как охотник на сцене и охотится за вашим бюджетом или вниманием. Если у вас нет четкого понимания того, кому и как вы продадите идею, услугу или товар, то не ходите на конференцию. Иначе вас постригут еще до того, как вы придете на чекин.

Овечки, стойте!

Овечки, стойте!

И история… Когда-то я выступал на конференции «сетевиков» (сетевой маркетинг, MLM). Моей темой были социальные сети. Мне платили за выступление гонорар, и я знал, зачем я иду. Думал, что знал, что я — пастух. Я хорошо подготовился. Я всегда готовлюсь 2-3 дня к любому выступлению и тут тоже постарался. Когда я закончил свою полуторачасовую речь, были овации. Люди среднего возраста стали подходить ко мне, благодарить за выступление, а еще, что странно, фотографировались со мной. На это ушло полчаса, и я просто улыбался, жал руки и думал о гонораре :)

Спасибо, что пришли!

Спасибо, что пришли!

За мной вышел следующий докладчик, и он выступил лучше меня. Эмоции, смех, выходы в зал — было круто. И тут он сделал странное, как мне тогда казалось. Он закончил выступление на середине идеи и сделал то, что называется «закрыть на продажи». Он сказал что-то вроде: «Всего рассказать за полтора часа невозможно, поэтому узнать подробности вы сможете в моем вебинаре на дисках! Всего 2995 р. вместо обычной цены — 5700 р.! Но только в течение получаса после моего выступления!»

ezgif-save-7

Из 800 человек аудитории пара сотен человек купили у него диски. За нал. Тут же. Потом было фото и ручкание. А я понял, что был волчонком беззубым, он — волк и пастух, а люди в зале — … м-м-м, просто весело провели и щедро оплатили пару часов своей жизни. Справедливо заметить, что этот гуру мне рассказал тогда, что большинство этих людей имеют дома стеллажи этих дорогущих дисков, которые они НИКОГДА даже не распаковывают.

4. Качество конференций как таковых сильно упало. Видели это легендарное фото?

Конференция Великих!

Конференция Великих!

На ней Альберт Эйнштейн, Мария Кюри, Макс Планк, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Огюст Пиккар и другие. Это конференция равных, которые обмениваются знаниями. Они делают это в реале только потому, что почтой неудобно, а телефоном — трудно. Сегодня каналов первоклассной информации так велико, что покупать посредственность на конференциях просто экономически неэффективно.

Один мой друг, организатор конференций, консультировал меня на предмет экономической целесообразности этого занятия. Он сетовал на то, что делать конференции только с целью заработка очень тяжело. Когда я ему задал вопрос о роскошной еде на столах и предположил, что экономика была бы «интереснее» без тортов, стейков, редких фруктов, воды и кофе, то услышал поразительный ответ: «Так никто тогда не придет!». Журналисты-фуршетники, корпоративные прогульщики работы, студенты составляют большой пласт тех, кто отвлекает вас на конференциях. Собой они разбавляют умы, но создают массовость. Часть вашей оплаты — это клешня омара во рту человека, который пишет статьи, просматриваемые от силу сотней залетных читателей его газетенки.

5. «Экспертность» экспертов должна быть проверена вами ДО! Стыдно такое рассказывать, но как-то раз на одной из конференций в России меня затащили на круглый стол, так как пропал один из говорунов. Тему я узнал в тот момент, когда сел на диван! Я знал о предмете разговора, но никогда не работал с продуктом обсуждения. Почему-то именно мне пришлось говорить больше всех. После круглого стола — аплодисменты и положительные отзывы слушателей. Я просто умею переключать внимание на удобные мне темы. Но люди шли на другое и ничего по теме круглого стола не узнали. Больше на такие мероприятия я не хожу, так как вспомнил все те круглые столы, где я был слушателем, и смеялся полчаса. Матрица мне открылась, и стало понятно, как «глубоко» были погружены в тему мои предшественники :)

Что же делать?

Мой сын, 7 лет от роду, нарисовал вот такую картинку, просто проведя в YouTube 2 часа.

До этого он ничего подобного не делал — так, палка-палка-огуречек. Там же он учится собирать роботов из Hero Factory и LEGO.

А еще, насмотревшись роликов про роботов MindStorm, думает, что нам надо потратить $500 на этот конструктор и он с легкостью сможет собрать робота в помощь маме на кухне :) Никаких курсов, личного преподавания и конференций.

А теперь задайте себе вопрос: сколько курсов Coursera или других вы прошли? Мы много про это пишем. Что вам мешает? Вы позанимались 2 дня и решили, что вам нужен кто-то, кто возьмет над вами шефство? Вам кажется, что нужен учитель? Почему вы не умеете программировать для iOS или Android? Ждете случая записаться на какие-то курсы? Зачем? Есть же курсы Стэнфорда и Беркли, есть учебник по Swift наконец!

А если у вас есть сайт или блог, то какие маркетинговые курсы вам нужны, если вы не разобрались с отчетами Google Analytics? Вы высушили все каналы трафикогенерации для вашего проекта, что идете на курсы SEO? С остальными каналами уже все ОК? Разобрались? :)

Это я все к тому, что пора снимать водные лыжи и надевать акваланг. Найдите опытного email-маркетолога, и вы узнаете, что только в этом канале он продает больше в 5 раз, чем вы со всеми вашими социальными сетями, Твиттерами и другими каналами. Все каналы хороши, поймите меня правильно, но просто разберитесь в чем-то одном — книги, блоги, рассылки, спецы вам в помощь. Когда больше не будет ничего, что вы не знаете, — идите на конференцию и проверяйте ваши знания.

Не надо искать повод для самообразования. Есть такие уловки в реальной жизни. Например, праздник молодого вина Божоле Нуво, праздник клубники или фестиваль уличной еды — это только повод продать вам так себе вино, пластмассовую гидропоническую ягоду или бутерброды, которые вы можете… есть на улице. Не нужно оплату конференции считать поводом начать учиться. Для обучения повод не нужен. Не нужен он и для распития молодого вина или поедания клубники. И помните еще одну проверенную истину. Личные встречи — всегда лучшее, что может дать вам интересующий вас человек. На них люди откровеннее, раскрепощеннее и рассказывают очень дельные вещи. И не нужно заранее «знать, что вам откажут». Большинство людей охотно принимают приглашение на обед с ними, но только при условии, что вы продумали логистику и окажетесь в оговоренном месте в оговоренное время. Без опозданий, без проволочек, настроенные на конструктивный разговор.

Когда стоит ходить на конференции?

  1. Только если вы достоверно знаете, кто там будет и что вы продадите этим людям.
  2. Только если вы подготовлены, уверены в себе и объект вашего преследования осведомлен о том, что вы его поймаете на конференции.
  3. Если ваш работодатель оплатит ваши конференции и поездку на них, а еще сохранит ЗП на эти дни. Тогда обязательно езжайте на все конференции по всему миру — это лучший способ посмотреть мир и расширить кругозор, не платя ни копейки! 
Alexander Orlov
2014-06-06 16:30:49
Слишком много анимации в вашей статье. Не осилил.
-
2014-06-06 16:36:44
>Сегодня каналов с информацией от лучших так велико, что >конференцию делать только для того, чтобы заработать очень тяжело я не понимать ваш русский
Alexander Zholobov
2014-06-06 16:37:33
Из всей статьи один супер кейс по тому, как сделать так, чтбы заработать больше, это про пример выступление для сетевиков, остальное на поверхности кто посетил хотя бы 5-10 конференций.
Антон Бец
2014-06-06 16:43:42
GIFки напрочь убивают читабельность (( явный не лайфхак.
Владимир Скрицкий
2014-06-06 16:47:52
+1
Anton Toroptsev
2014-06-06 16:49:24
Специализированные конференции это обмен опытом, а не продажа чего-либо. Там продают только консультанты, если они туда приходят.
Владимир Скрицкий
2014-06-06 16:50:22
Интуитивно я чувствовал, что теряю время и деньги на этих "событиях". Но теперь есть все аргументы. Спасибо. Теперь пойду только если захочу увидеть и поговорить с конкретным человеком. PS Гифки реально бомбят мозг и глаза.
Олександр Бобир
2014-06-06 16:54:42
Вячеслав, а почему вы не остались в системе, не хотите доить лохов, раз у вас так легко получается продавать воздух? И если не секрет - какое сегодняшнее направление вашей деятельности, чем занимаетесь?
Andrey Popkov
2014-06-06 17:01:05
в конце типа продал книжку
Олександр Бобир
2014-06-06 17:01:38
Совершенно верно. Правильные конференции - это когда кто-либо сделал что-то полезное и собрал людей, профессионально заинтересованых, рассказать о своих результатах, проблемах, с которыми столкнулся и как решил их, послушать критику, советы и пожелания по дальнейшему развитию продукта, заодно и партнёров подыскать, инвесторов. А если какой-то балабол 4 часа воду в ступе толчёт, выступает сплошным монологом, обильно сдабривая свою речь шутками, чтобы "пипл" не заснул, отказываясь принимать любые вопросы - это называется стендап. Люди идут смотреть на весьма дорогого комика, а не за знаниями, но обманывают сами себя.
Dmitry Sychev
2014-06-06 17:02:44
А еще "в течении". Не представляю, когда люди научатся правильно писать это словосочетание. В течении - только если вы плывете куда-то или в речке увидели что-то. В остальных случаях пишется через Е.
Алексей Мась
2014-06-06 17:09:11
Мне кажется тут идет какая-то яркая подмена понятий. 1. Конференции - это резонанс. Люди собрались в одном месте, чтобы посмотреть в месте кино (зачеркнуто) доклад какого-то яркого перца. Посмеяться, задать неудобные вопросы и посплетничать в кулуарах. 2. Количество эффективных конференций в год сильно зависит, но обычно не более 1 в месяц, а лучше в полгода 3. Не обязательно кому-то что-то впаривать на конференции или боятья того, что кто-то что-то впарит тебе. Лучше слушать собственные мысли, которые рождаются на стыках знаний. То есть что-то ты услышал в докладе, что-то тебе подсказали те, кто сидят рядом, что-то додумал сам или прочитал на твитволе. Ты оказываешься в клубке знаний и людей и сам распоряжаешься теми мыслями, которые приходят или не приходят. Конференции по факту это атмосферные мероприятия. Мне лично жалко тех людей, которые приходят туда "продавать" или "покупать"... Опять таки иногда для атмосферы там нужны коньяк и крабы, а иногда они будут лишние. В общем очень странная статья :) такое на каждой конференции можно увидеть. Зачем для этих знаний на сайт ходить?
Егор Лесничий
2014-06-06 18:31:01
отлично. чего вы все ноете? сделайте лучше
Василий Комаров
2014-06-06 18:34:03
Всё так.
Алексей Грунин
2014-06-06 18:38:18
кто оплачивает подобные сборища ?
Sergh Zinkivskyy
2014-06-06 18:48:04
Не часто хожу на конференции, но если уже пошел, то ставлю перед собой несколько целей следующего формата: 1. Хороший повод увидеть друзей и знакомых - это уже бонус для настроения и поддержки коммуникации 2. Когда спикеры выступают на какую-то тему, неважно на какую, важно какие мысли и идеи рождаются в тот момент. Очень часто именно на конверенциях рождаются отличные идеи. Это можно сравнить с техникой могун (когда ты визуализируеш какое-то действие и прорабатываешь его в голове) или игру в шахматы (когда продумываешь игру на несколько шагов вперед). И возможно все зависит от уровня профессионализма человека и нужно ходить на конференции, где ты уверен что там может быть разрыв шаблонов, но есть но, никто не знает где и при каких обстоятельствах может родится гениальная идея, так что настрой я думаю важнее всего.
Олександр Бобир
2014-06-06 18:50:42
вход платный, 60-200 долларов стоит, если зал на тысячу человек. Есть виповские конфы, "участие" (койкоместо) стоит 1200-5000 долларов, но там всего 20-30 человек, душевное общение, омары под божеле и таки можно задавать вопросы. Взамен тебе раскроют секрет зарабатывания бабла: выходи на сцену и толкай придуманную тобой пургу. Это називается "Информационный Продукт". Есть бесплатные конференции. Длятся они, как правило, полтора часа. За это время лектор убеждает лохов в зале, что они запросто могут уже с завтрашнего дня зарабатывать по 5-20 штук баксов в месяц не напрягаясь. Для этого нужно... Ой, полтора часа так незаметно пролетело, пора зал освобождать. Кому интересно - у меня завтра семинар на эту тему, вход - 200 долларов. Но вы в течении следующих 15 минут можете приобрести билет по льготной цене со скидкой в 80% за 60 долларов.
Макс Бодягин
2014-06-06 20:02:08
+2
Петр Гришечкин
2014-06-06 22:50:34
Этот прост явно не на той площадке разместили) Это явно на Хабр прямая дорога...))
Kirill Mazur
2014-06-07 01:02:14
совершенно согласен. На большинстве конференций я просто прихожу и записываю свои же мысли и идеи, которые приходят в голову "на стыке знаний". Так что конференции – это, скорее, отвлечение и шанс на какое-то время настроить себя на общую волну идей и вдохновения, чем на конкретное получение знаний или способ кому-то что-то продать.
-
2014-06-07 13:21:49
Я даже не об этом. Ощущение наспех отредактированного машинного перевода.
Dmitry Pavlov
2014-06-07 16:52:49
Согласен полностью. Посещение конференций - пустая трата времени. Даже если там будет речь о чем-то вас интересующем - в IT сфере обычно записывают доклады, которые можно посмотреть в удобное время потом. Я тож епришел к этому выводу. Даже больше - я придумал как определить целесообразность любого действия (не только участия в конференции). Надо составить и задать себе несколько вопросов (по личным интересам и приоритетам они у всех разные разумеется). Например, такие: 1. У меня есть более интересные дела, которыми я могу заняться вместо этого? (лучший ли это выбор как потратить время) 2. Принесет ли это мне материальную пользу? (выгода от занятия - обычно заработок или на худой конец - их экономия) 3. Принесет ли это мне нематериальную пользу? (инвестиции в бренд - свое имя или своя компания, улучшение здоровья, действительно полезное обучение, которое я не могу получить менее затратными способами или быстрее, или может просто это удобное место для личной встречи с кем-то, с кем(и) необходимо пересечься и это удобно сделать именно там) 4. Смогу ли я это сразу использовать для решения своих дел? (контрольный вопрос. часто люди порываются что-то узнавать про запас. обычно это неоправдано)
Grisha Grisha
2014-06-07 17:37:09
"Для обучения повод не нужен." Респект. У вас уже есть все необходимые ресурсы.
Ariana
2014-06-07 19:54:43
Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза. Головний бiль, головний бiль, головний бiль, головний бiль, головний бiль - КНИГА!
Николай Скоробогатько
2014-06-08 15:34:17
+3
Андрей Шу
2014-06-08 18:24:38
Отличный текст. Поддерживаю на все 100.
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-09 06:31:51
Вам же хуже :)
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-09 06:32:00
+4
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-09 06:32:33
Бомбить мозг — это была такая задумка.
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-09 06:33:03
Я главный редактор этого скромного бложика.
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-09 06:33:27
Типа да. Я писал ее год и думаю, что имею право на это в своих статьях на своем блоге.
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-09 06:34:08
Вы все — это комментаторы или писаки вроде меня? :)
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-09 06:35:15
Не все так просто и некоторые такие «сборища» таки приносят результат не только волку ;)
Alex Krakovetskiy
2014-06-09 20:57:51
Полный бред. Могу опровергнуть каждый пункт.
Sergey Koshman
2014-06-10 16:29:29
+5
Sergey Koshman
2014-06-10 16:33:25
где опровержения?
Alex Nichiporchik
2014-06-10 16:50:39
Люди, продающие конференции, часто говорят, что нетворкинг просто необходим. Что именно на конференциях вы контактируете с максимальным количеством полезных людей. Находите партнеров и инвесторов. Я с этим не согласен. Ни одного партнера своего текущего и прошлых бизнесов я не нашел на конференциях. На не продуктивные конференции ездили
mrr
2014-06-11 14:57:21
И хорошо – сэкономил время. Ерунда же написана.
mrr
2014-06-11 14:58:31
Оно заметно.
mrr
2014-06-11 14:59:08
А мог бы врачом стать.
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-11 17:32:22
Он просто может.
Oleg Ivanitsky
2014-06-11 18:27:59
Статья хорошая и в тоже время однобокая. Есть конечно минусы в посещении конференций. Но есть и плюсы. Их больше на мой вгляд. Напишу о статью о другой стороне медали и выложу сюда ссылочку в комменты)
Alexandr Chu Chin
2014-06-11 19:51:11
Слава, спасибо за статью! Ждал ее, по тизерам в Facebook .))) Мы слишком много «знаем», еще больше думаем. Но мало умеем, и слишком мало ДЕЛАЕМ! P.S.: гифки делают публикации более эмоциональными. Мне нравится. А может у меня просто слишком позитивное мышление?!!
Christina Timofeyeva
2014-06-11 21:01:42
не эксперт, не эксперт писал статью, не понравилась!
Christina Timofeyeva
2014-06-11 21:08:59
И все-таки конференция это интересное живое мероприятие, куда стоит сходить, вместо сидения за компьютером. Люди получают действительно интересный и полезный контент, заряд сил и много чего другого. Нужно уметь слушать, быть открытым к информации, учиться общаться с разными людьми и любое мероприятие окажется крайне полезным!
Анна Молодых
2014-06-11 23:45:57
Поддерживаю вышесказанное! И это поняла только посетив не один десяток конференций и сделав выводы, что именно нужно МНЕ на подобных мероприятиях. Жаль, что этого не понял автор.
Саша Че
2014-06-12 14:12:04
Согласна с автором. Конференции себя изживают. Организаторы готовы проводить каждый день что-то на "громкую" тему, в итоге ощущение, что одни и те же люди толпой переходят из одного здания в другое, выступают с одним и тем же докладом и теми же шутками, которые уже раздражают. Новые идеи рождаются, потому что смотришь на этот ужас и понимаешь, что ты способен на большее. Стоит ходить, если хочешь реально презентовать какой-то свой супер-мега-пупер проект или же если знаешь, что кто-то из участников может подтолкнуть тебя к интересным решениям. Всё. НАУЧИТЬСЯ можно только на мастер-классах, и то поверхностно.
Roman Makarenko
2014-06-15 11:43:49
Толковые мысли. Многие забывают о целях своих действий. И тогда конференция превращается в "потусить".
Anastasiya Gurtovaya
2014-06-16 14:51:44
Почему-то ожидала треш разноса бессмысленности конференций, но оказалась вполне себе отличная статья с аргументами и прекрасным выводом. Спасибо, Слава. Со всем согласна.
Дмитрий Романов
2014-06-20 10:00:54
полностью согласен, сам дошел до этого с полтора года назад. а третий пункт "почему стоит ходить" вообще правильный
Alex Buznik
2014-09-17 17:36:06
«Если статья вам понравилась, то подписывайтесь на анонс моей книги «Сомнение»» — общение не прошло даром )
Alexander Tyukin
2015-10-13 10:00:04
Анимации действительно много, сложно читать. Хоть она и забаваная) Статья хорошая. Переосмыслил. Осознал до конца, что езжу на конференции ради прогулки и общения с интересными людьми, закрепления знакомства. Но точно не за знаниями... может быть за идеями. Они рождаются, как раз, из мыслей интересных людей. И ещё после прочитанного, закрепил своё мнение по поводу того, что инфо по всем платным курсам можно найти в интернете, не вставая с дивана, а остальное зависит от желания. Спасибо за статью.
Эдуард Сергеевич
2015-12-17 07:41:52
+6
Евгения Кузьмичева
2015-12-17 09:41:13
Вызывающий заголовок, под которым автор рассказывает о занятиях типа "баркемпы, тренинги, курсы, корпоративные выступления, продажа рекламы и услуг агентства клиентам", а в четвертом пункте - бац! - говорит что "уровень конференций как таковых сильно упал" и в пример приводит фото знаменитого 5ого Сольвеевского конгресса 1927 года. Уважаемый автор, вы ничего не попутали? Вы уверены, что имеет смысл сравнивать настоящие научные собрания как таковые со сборищами по продаже и впариванию чего-либо? Научные конференции, уверяю Вас, никуда не делись, и, хоть, возможно, уровень не у всех из них такой, как изображен на фотографии 1927 года, они до сих пор направлены на обмен знаниями между учеными. Пожалуйста, не вводите людей в заблуждение громкими заголовками, слово "конференция" в данном случае какое-то безразмерное получается. Иначе рискуете показаться общественности не самым образованным человеком, коим так старательно описываете себя в статье. С уважением.