Как вести себя в метро: советы, проверенные жизнью и временем

Мария Верховцева

Почему в метро появляются пробки, столпотворения людей? Ведь оно уже с утра совершенно пустое. :) Как же так? Приводим некоторые рекомендации по поведению в метро. Следовать им или нет — дело ваше. Но просто понаблюдайте за происходящим. Вы узнаете много интересного!

Как вести себя в метро

В нашей группе в соцсети «ВКонтакте» есть возможность предложить любую интересную новость. И зачастую эти новости хочется не просто опубликовать в социальной ленте, но и в нашем уютном блоге. 

Роман Прилепский — автор этого занятного поста — прислал нам интересный сборник лайфхаков по правильному поведению в метро: как сократить пробки и сделать так, чтобы пользоваться им было приятно и удобно. Полезная информация к размышлению и распространению, друзья!

Вы когда-нибудь задумывались, почему в метро появляются пробки, столпотворения людей? Ведь оно уже с утра совершенно пустое. :) Как же так? Что происходит? В чём причина?

Сейчас идёт уже девятый год, как я пользуюсь московским метро (я приезжий). И так уж получилось, что невольно я обращал внимание на кучу разных мелочей в движении и поведении людей в метро. С какого-то момента я начал коллекционировать свои наблюдения в виде заметок-рекомендаций. Я искренне убеждён, что если большинство людей будут им следовать, то количество пробок в метро уменьшится и пользоваться им станет приятнее.

Следовать рекомендациям или нет — дело ваше. Но минимум, о котором я вас прошу, — просто понаблюдать за происходящим. Вы узнаете много интересного!

0. Вход/выход из метро

  • Пользуйтесь свободными проходами/дверями, не идите только за толпой.
  • Придерживайте дверь для следующего человека.
  • Если сильный сквозняк стремится закрыть дверь, лучше открыть её в обратную сторону (чтобы следующую за вами девушку/женщину не унесло вместе с дверью).

1. Кассы / билетные автоматы

  • Готовьте деньги заранее, пока стоите в очереди.
  • Если оформляете или продлеваете проездной, подтверждающие документы тоже лучше заранее достать.

2. Турникеты

  • Заранее достаньте билеты.
  • Проходите к свободным турникетам, не стойте за толпой.

3. Эскалатор вниз

Как вести себя в метро

  • Перед входом на эскалатор пропускайте “помеху справа”.
  • Вставайте через одну ступеньку, чтобы не споткнуться и не наступить на пятки кому-то.
  • При заходе на спуск на эскалатор лучше пройтись по левому ряду, чем стоять вторым рядом в правую сторону.

4. Станция метро / переход

  • Не идите навстречу потоку: большей частью на всех станциях метро и переходах правостороннее движение.
  • Не вставайте на пути движения потока людей.
  • Не обгоняйте толпу вдоль края платформы: одно неосторожное движение, и ты на рельсах.
  • Держите крепче телефон, не смотрите в него при пересечении толпы.
  • В толпе на повороте коридора занимайте внешнюю сторону (она чаще всего идёт быстрее).
  • С тяжёлыми сумками или тележками держитесь правой стороны.
  • Смотрите под ноги в толпе, чтобы не наступать на ноги.
  • Если не торопитесь сильно, держите средний/медленный темп.
  • Не играйте в “шашечки”, не подрезайте резко людей, иначе вам же самому наступят на ноги.

5. Вагон: вход/выход

  • Стоя на платформе, заранее отходите в сторону от дверей.
  • Сначала выходят из вагона, потом заходят в вагон (первая очередь — за человеком, покидающим помещение).

Как вести себя в метро

  • Придерживайте двери в вагон метро для заходящих в последний момент.
  • Не останавливайтесь сразу, как вошли в вагон. Проходите в свободное место, не мешайте другим заходить в вагон.
  • Не ходите в толпе по вагону в другой его конец без крайней необходимости — мизерная экономия времени.
  • Готовьтесь к выходу заранее.
  • Готовьтесь к тому, что вас качнёт против движения поезда при старте и при остановке. Держитесь за поручни, друзей или крепко встаньте вдоль траектории движения поезда, не поперёк.
  • Снимайте сумки/рюкзаки с плеч.
  • По возможности соблюдайте дистанцию с другими людьми, не залезайте в их зону комфорта.

Как вести себя в метро

  • Не разговаривайте в вагоне метро по телефону: связь будет плохая, будете орать в трубку, может и вообще всё прерваться. Лучше предупредить, что перезвоните, или написать SMS.
  • Сидя на сидениях, не вытягивайте далеко ноги, если не хотите, чтобы их отдавили или испачкали.
  • Свободные места в вагоне есть в середине вагона, у противоположной двери, в местах стыковки вагонов.
  • При возможности убирайте сумки, багаж под сидения, ставьте рядом с сидениями около площадки у дверей.
  • Не вставайте сразу после выхода из вагона в арке, чтобы посмотреть, в какой стороне ваш переход / выход в город. За вами идёт толпа. Лучше сначала отойдите в сторону.

6. Эскалатор вверх

Как вести себя в метро

  • В толпе к эскалатору занимайте левую сторону: она идёт быстрее всего.
  • Занимайте ОБЕ (!) стороны эскалатора при подъёме. Понаблюдайте, вверх пешком идёт мизерное количество человек. А из-за того, что все стремятся встать в один правый ряд, скапливается огроооооомная пробка.
  • Возможное исключение из предыдущего пункта — станции около важных транспортных узлов, ж/д- или автовокзалов. Тут велика вероятность большого количества спешащих людей. Но в любом случае стоит действовать по обстоятельствам.

Данные рекомендации, думаю, вполне подойдут и другим городам, например Питеру. Возможно, с небольшой адаптацией.

Если у вас есть какие-то дополнения к этим рекомендациям либо замечания (например, правила не всегда или не везде работают), то милости прошу дать обратную связь.

P. S. В дополнение к изложенному, для усиления эффекта — забавная, но чрезвычайно точная классификация пассажиров метро (осторожно, ненормативная лексика!).

Михаил Горлач
2014-09-24 20:53:41
Не нужно придерживать двери вагона - это большая "подстава" для машинистов и причина нарушения графика движения составов.
Дмитрий Горносталь
2014-09-24 21:06:23
"Занимайте ОБЕ (!) стороны эскалатора при подъёме." Вредные советы? Даже если вверх идет мизерное количество (на самом деле это не так), то нет причин им мешать вставая в проходе, так как такие люди почти всегда банально торопятся. Когда народу действительно много, работники метро и так просят занимать обе стороны, а делать это всем и постоянно точно не стоит.
John Smith
2014-09-24 21:21:21
Ты не прав ! Опаздуны, псевдо спортсмены и просто психи прущиеся на верх заставляют людей стоять в очереди на вход эскалатора чтобы эти психи не толкали их в спины.
Михаил Смирнов
2014-09-24 22:00:57
По пятнам на полу у края платформы можно определить примерное место где будет вход в вагон
Михаил Смирнов
2014-09-24 22:02:47
При входе в вагон нужно резко изменить направление (уйти вправо или влево) чтобы толпа не прижала к противоположные дверям. Есть шанс удачно встать
Михаил Смирнов
2014-09-24 22:03:45
Покупать билеты не в первый рабочий день месяца - избежишь очередей из желающих продлить проездной
Сергей Антонов
2014-09-24 22:09:14
И на это потребовалось 9 лет? Это же простые и очевидные вещи, которые можно понять за одну, максимум две недели. Дело скорее в том, что многим людям просто это не нужно, их совершенно не волнует какие неудобства они создают окружающим.(:wonder:)
Sergey Bazhan
2014-09-24 22:10:01
Согласен с вашим мнением.
Tatiana Tanchos
2014-09-24 22:12:51
Да чушь это все. Если человек воспитанный - он и так это все знает, а если нет - будет везде переть против толпы, толкаться и т.д.
Картон Бордовый
2014-09-25 00:19:37
И, тем не менее, всегда было хорошим тоном дать успеть человеку, который опаздывает. Это не значит, что нужно долго держать двери - обычно хватает пары секунд. Помимо того, не раз был свидетелем, как человека било дверями, зажимало предметы одежды, сумки и т.п. Этого можно было бы избежать, прояви те, кто стоит возле дверей, заботу об окружающих.
Анатолий Ким
2014-09-25 00:35:38
1) Когда подходите к эскалатору и планируете "стоять", то идите с правой стороны, а не как обычно, займут левую сторону и ждут, пока будет возможность залезть вправо. А те, кто планирует пройтись пешком на эскалаторе, вынуждены ждать. 2) Если вы вышли из вагона, либо просто идете в потоке по станции, не надо резко останавливаться у навигационных табличек, если вы не знаете куда идти, то постарайтесь встать у колонны и изучать навигацию. 3) Относится к мужчинам, уступайте сидячие места женщинам, пожилым и т.д. не надо притворяться спящим или увлеченно изучающим свой телефон. 4) Если у вас объемная сумка, не надо ставить ее на сидячее место, поставьте сумку себе на колени, либо на пол. 5) Опять к мужчинам, если вы решили присесть, то не надо раздвигать свои ноги, словно пытаетесь сесть на шпагат. 6) Не надо пить пиво и т.д. 7) Не надо есть шаурму и прочее в метро, многим не нравится запах еды в транспорте. 8) Ходите каждый день в душ и носите чистую одежду, от некоторых вонь идет на весь вагон. Всем добра.
Игорь Журавлёв
2014-09-25 00:38:20
Ужас какой то.... У Вас много еще таких "не надо"?
Игорь Журавлёв
2014-09-25 00:44:17
Хорошим тоном? Это Вы откуда такое выкопали?))) Это не забота об окружающих - это забота о долбо.....х, которым невдомек, что следующий поезд придет через 3 минуты и можно просто подождать, а не ломиться сквозь закрывающуюся дверь, протиснувшись все таки, еще и уе.....ть кого нибудь из окружающих с локтя....Зато успел!!! На последний поезд этого дня!!! Смех да и только!
Анатолий Ким
2014-09-25 01:23:24
вроде все по делу.
George L
2014-09-25 09:04:42
Уже не так актуально. Ныне билеты не на месяц, а на 30 дней или на Х поездок.
Дмитрий Мартынов
2014-09-25 09:25:57
зона комфорта в 8 утра и в 18 вечера проста прекрасная (:boring:)
Михаил Смирнов
2014-09-25 10:21:50
тем не менее, почему-то в такие дни очереди больше.
Sergei 'Set' Rivera
2014-09-25 10:56:08
если вы собрались идти пешком вы сэкономите минуту времени - а чертова пробка людей из за таких ходоков как вы будет стоять минимум 5 минут. Вот о чем лично вам стоит задуматься. Спортсмены хреновы...
Виталий Зайцев
2014-09-25 11:50:02
НЕ держите дверь! Не нужно! Вообще! Совсем! Жутко раздражает! Если тебе придерживают дверь, то это замедляет твоё движение. Нет возможности быстро проскочить, потому что перед тобой стоит тело и придерживает тебе дверь. Иногда встречаются особо упоротые, которые ещё и ждут пока ты пройдешь. Всё что - это шаг вперёд (ногу ставишь в угол между дверью и полом) рукой контролируя процесс или слегка толкаешь дверь, второй шаг в бок (отпускаешь дверь) и движешься дальше. Манёвр не подходит, если сильный сквозняк. Но тогда проще потянуть дверь. О всех не позаботишься! Идите и не мешайте другим!
Oleg Gromikhalin
2014-09-25 12:44:25
Угум... правостороннее движение. Давно в метро спускались на переходах - ЛЕВОСТОРОННЕЕ движение в большей её части - чтобы идти НАВСТРЕЧУ поезду, а не в одном направлении, т.к. безопасность превыше всего.
Vadim Kuzmichev
2014-09-25 13:01:05
Главный лайфхак - не надо ехать в московском метро! Я вот поехал как-то раз трезвым и пневмония на месяц в больнице...
Настя Русакова
2014-09-25 13:59:32
Лайфхак нужен строителям метро: 1. Никогда, слышите! Никогда! Не делайте дверей в метро! Они создают лишнее препятствие к тому же довольно тяжелое для миниатюрных людей, и еще заставляют людей совершать какие-то глупые манипуляции ради "морали" - придерживать дверь или нет. А так двери абсолютно БЕЗПОЛЕЗНАЯ вещь, от холода не спасут, а стекло непрошенному гостю при желании не станет препятствием. 2. А еще вы задолбали турникетами. Что за мания делать людям больно? У меня психологическая травма из-за частого битья меня по попе! Придумайте что-то гуманнее.
A Andrew
2014-09-25 17:58:52
Лайфхак как не выглядет глупым: перед тем как давать советы строителям, да и инжинерам в общем хоть чуть-чуть ознакомится с темой. Строительство любых объектов, вестибюлей метро в том числе, должно соответствовать куче норм и правил, ГОСТам, пожарной безопасности и прочему. Наличие тяжёлых дверей не прихоть злобных инженеров которые только и думают, как сделать хуже людям, а лишь соответствие строительным нормам. Насколько эти нормы целесообразны - другой вопрос и не касается данной темы.
Соня Фогман
2014-09-26 00:19:10
а вот как быть с дяденьками, которые любят сидеть раскорячивши колени как можно шире? зачем они это делают? хотят занимать как можно больше места или демонстрируют растяжку? я иногда вежливо прошу сесть покомпактнее, в большинстве случаев это помогает. Но у некоторых такой вид, что нет уверенности, что этого человека надо о чём-то просить) что делать, сидя по соседству? осязание чужого дяденькиного бедра совершенно излишнее ощущение... а есть ещё такие люди, которые сидят вальяжно, занимая полтора места, и деликатные сограждане стоят рядом и не просят подвинуться такого вот... едучи в метро, думайте не только о себе!(:smile:)
Абер Кадабер
2014-09-26 12:25:00
Идя по обычной лестнице (например - на спуске от вестибюля к поездам) старайтесь пройти ее как можно быстрее. Не нужно читать только что взятую газету, отвечать на СМС и т.д.. И еще (вероятно избежать этого нельзя, но тем не менее) очень злят две тетеньки, медленно спускающиеся по такой лестнице и мирно ведущие беседу: они никуда не торопятся, а обойти их невозможно. Или компания из 3 человек, идущая прогулочным шагом в ряд - так же моментально собирают за собой пробку.
Valeriya Fedorova
2014-09-26 16:45:10
Ха-ха-ха. Смешная шутка) Миллионы людей ездят каждый день, никто не болеет (в том числе ваш покорный слуга)
Elly Flameheart
2014-09-26 17:08:20
"Занимайте ОБЕ (!) стороны эскалатора при подъёме. Понаблюдайте, вверх пешком идёт мизерное количество человек. " - это можно делать только если об этом предупреждает дежурная по эскалатору. Иначе - это нарушение правил пользования эскалатором
Dmitry Cherednik
2014-09-26 17:13:16
несколько бездарно проведенных минут
Alex Epov
2014-09-26 17:49:21
Настя, да без проблем: разработайте новые СниПы и ГОСТы, проведите их через все экспертизы и публичные слушания, утвердите в Госкомстрое - и будут проектировать и строить по Вашим пожеланиям. Ну или хотя-бы разработайте такой проект какой вам хочется протащите его через экспертизу и согласования с нарушениями нормативов и примите на себя уголовную ответственность за все возможные последствия. А трындеть умные советы - это не мешки ворочать.
Zaltik
2014-09-26 19:03:27
Согласен. Всё это, по сути, - перечень банальных истин. Автор напомнил мне тренера по плаванию, который сам еле-еле освоил способ "по-собачьему", бегает по краю бассейна и учит пловцов, как действовать руками и ногами, как держать голову и спину.
Dmitry Danilov
2014-09-26 23:07:58
На Кольцевой линии обычно мало народу в первых и последних вагонах. В последние годы правило работает не всегда, а раньше было практически железным.
Тимур Добрый
2014-09-30 07:56:02
Если закончились поездки и завтра с утра ехать на метро, то покупайте билет заранее.
Лексейка Алексейка
2014-09-30 15:47:58
Заходя на эскалатор, который идет на спуск - не вставайте в левом ряду, а также не нужно вставать на месте перед сходом с эскалатора, можно продолжать двигаться ! ! ! Стоять - справа, идти - слева! Ппц как бесят люди, которые мешают спускаться по эскалатору.
Inga Litvinenko
2014-09-30 20:15:37
Вы в метро бываете, чтобы такое писать? Цитата: Занимайте ОБЕ (!) стороны эскалатора при подъёме. Конец цитаты. Так бесят такие люди, когда идешь вверх! Что за херню вы постите?
Nikita Ierusalimov
2014-10-02 00:18:34
Правила метро гласят "занимайте правую сторону экскалатора.ПО-ВОЗМОЖНОСТИ проходите слева"Этот логично не толпиться как "стадо баранов" внизу пытаясь выстроится только лишь в правый ряд,при том что за все время проезду вверх по левой стороне пройдет отсилы два-три человека.Я встаю слева и если кому-то нужно позарез вверх он может меня попросить но я НЕ обязан(исходя из правил) отпрыгивать в сторону потому что возможности в данном случае у торопыги НЕТ.Я ТАМ СТОЮ и БАСТА.Люди которые вечно несутся по экскалатору вверх,может быть вы качаете ягодичные мышцы.Респект.Купите подержанный тренажер-степпер на Авито.Перестаньте страдать хренью.Экскалатор УЖЕ ЕДЕТ с вами вверх.Учитесь расслабляться.
Nikita Ierusalimov
2014-10-02 00:25:26
Женщина или пожилая дама могут вежливо попросить уступить им место и я это с радостью сделаю.Я не обязан при каждом открытие дверей проводить обследование вошедших на предмет их соответсвия "сидячим" категориям.А если у кого-то чванливость и неумение вежливо обращаться к незнакомым с просьбой-это их проблема.Пусть стоят пока не научатся это делать
Павел Полынцев
2014-10-03 15:13:53
Denis Silvers. Если левая половина пуста, можно выйти на нее и подниматься. Но не стоять! В Новосибирске "тетенька и дяденька" уже несколько лет говорят, что "левая сторона предназначена для прохода". Но нет, на пересадке обязательно найдется человек (обычно студент... обычно девушка... обычно не брюнетка), который встанет на пути длиннющего потока. Потребности в этой статье большой не было бы, если бы люди читали и слушали информацию в самом метро.
Андрей Сорокин
2015-08-28 10:19:29
График очень тянутый, к сожалению. И поезд может за перегон во в непиковое время может нагнать 20-30 секунд . Так что надо держать однозначно! А на КРЛ вообще график нагло замедлили на 2 минутыв непиковое время, то есть, даже если поезд потеряет 2 мин, он спокойно успеет по графику, просто едя так, как ездил до ввода замедленного графика!
Fedor Kvashnin
2015-09-25 16:34:25
На эскалаторе раньше требовали занимать только правую сторону, оставляя левую для прохода. Это делалось для безопасности - если при сходе с эскалатора человек замешкается или даже упадёт идущий за ним человек может легко обойти его со свободной левой стороны. Если же стоят и справа и слева, то обойти будет проблематично и может случиться затор и ли даже давка.