Почему нужно оградить ребёнка от гаджетов до 13 лет

Пётр Глухов

Подавляющее большинство родителей уверены, что телефон, телевизор или компьютер — идеальный способ занять ребёнка. В этой статье приведены доводы педиатра о том, почему такой выбор — грубейшее заблуждение, которое только вредит умственному и физическому развитию детей. Также вы узнаете, сколько времени «в цифре» положено ребёнку от рождения до совершеннолетия.

Lyashenko Egor/Shutterstock.com

Lyashenko Egor/Shutterstock.com

У меня есть дочь. Лизе три года, и она без ума от планшета, на котором в любой момент можно посмотреть любимую «Свинку Пеппу». Я не вижу в этом ничего плохого, тем более что мультик очень жизнерадостный и познавательный. Как мне кажется, такой контент развивает у дочери положительные качества и учит чему-то новому. Также не стану кривить душой и признаюсь, что позитивная хрюшка перетягивает на себя внимание моего неуёмного счастья и даёт нам с женой некоторое время на передышку. Кажется, что вся семья в выигрыше!

Однако моё видение ситуации сильно пошатнулось, когда я прочитал статью известного американского педиатра Крис Роуэн (Cris Rowan). Она изучает влияние современных технологий на становление малышей. Предлагаю и вам познакомиться с «неудобными» доводами автора, которые будет нелегко принять таким неидеальным родителям, как я.

Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребёнок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Учёные утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.

Ожирение

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще. Каждый четвёртый молодой канадец и каждый третий американский юнец страдают синдромом «широкой кости».

Шутки шутками, но среди детей с лишним весом в 30% случаев будет диагностирован диабет, а вдобавок к этому лица, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, серьёзно сокращая продолжительность своей жизни. Учёные бьют в колокола, призывая всех и каждого следить за тучностью детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.

Потеря сна

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Учёные ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.

Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список психических недугов можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности, то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями. К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.

Агрессивность

Повторим избитую истину: жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Просто внимательно взгляните на участившееся физическое и сексуальное насилие в современных онлайн-СМИ, фильмах и телепередачах: секс, надругательства, пытки, истязания и убийства.

Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Зависимость

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания от взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов. Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система всё ещё развиваются. Поэтому, говорят учёные, нельзя равнять риски для молодого и уже сформировавшегося организма. Также обсуждается мнение о том, что радиочастотные излучения должны быть реклассифицированы как 2А (вероятный канцероген), а не текущий 2В.

Заключение

Завершая свою статью, Крис Роуэн рекомендует временные рамки, которые являются приемлемыми для детей разных возрастов.

Возраст Время ТВ без насилия Мобильные гаджеты Видеоигры без жестокости Видеоигры с насилием Онлайн насилие и/или порнография
0–2 нисколько никогда никогда никогда никогда никогда
3–5 1 час в день никогда никогда никогда никогда
6–12 2 часа в день никогда никогда никогда никогда
13–18 2 часа в день лимит в 30 минут за день никогда

Смею предположить, что абсолютное большинство детей ежедневно выходит за лимиты, приведённые в таблице. Стоит ли из-за этого паниковать? Через какое-то время каждая семья узнает свой ответ, верный или ошибочный.

www.huffingtonpost.com
murr_aelaa
2015-05-09 21:30:03
Оградите "взрослых" от гаджетов, они от них тупеют. Хотя дело не в гаджетах.
Игорь Журавлев
2015-05-09 21:42:40
Рекомендации, безусловно, полезные , но абсолютно не применимые к современному уровню и темпу жизни. Мне так кажется...
polly_alex_king
2015-05-09 23:15:32
Моему младшему брату купили планшет, когда ему исполнилось 6 лет. Сейчас ему 7,5. Ребёнок проводит от 4 часов в день за телевизором, компьютером или планшетом, а при изъятии и запретах психует и не может нормально жить. Мне 17, тошнит от крутых гаджетов, пользуюсь кнопочным телефоном и ноутбуком, почти всё время, проведённое за ним, уделяя полезным вещам. Пытался ограничивать брата, но он начинает кричать и плакать, а родители говорят, чтобы я его не донимал. "Лишь бы не плакал" (с)
polly_alex_king
2015-05-09 23:15:59
Моему младшему брату купили планшет, когда ему исполнилось 6 лет. Сейчас ему 7,5. Ребёнок проводит от 4 часов в день за телевизором, компьютером или планшетом, а при изъятии и запретах психует и не может нормально жить. Мне 17, тошнит от крутых гаджетов, пользуюсь кнопочным телефоном и простым ноутбуком, почти всё время, проведённое за ним, уделяя полезным вещам. Пытался ограничивать брата, но он начинает кричать и плакать, а родители говорят, чтобы я его не донимал. "Лишь бы не плакал" (с)
musalav
2015-05-09 23:55:48
Всегда интересовало, почему для видеоигр с насилием уже с 13 лет есть "лимит в 30 минут в день", в то время как порнография строго запрещена. Чем она хуже, или, скорее, чем видеоигры с насилием лучше? Ну и сложно отобрать гаджет у ребёнка, когда он видит, что все окружающие его взрослые ими пользуются. На мой взгляд, правильнее постараться привить ему культуру обращения с ними, чтобы они были досягаемы, но не желанны до одержимости.
Slava Gerchikov
2015-05-10 00:55:52
Задайте лучше другой вопрос - почему фильмам в прокате выставляют возрастной рейтинг, а российские криминальные сериалы с большим количеством крови, насилия и т.п. по телевизору крутят в любое время
Джо Неуловимый
2015-05-10 06:09:12
"любой момент можно посмотреть любимую «Свинку Пеппу». Я не вижу в этом ничего плохого, тем более что мультик очень жизнерадостный и познавательный. Как мне кажется, такой контент развивает у дочери положительные качества и учит чему-то новому" Свинка пеппа, кроме как прыгать по лужам ничему больше не учит :)
i.marik
2015-05-10 08:40:24
Не надо огораживать ни от чего. Просто надо фильтровать весь контент. У моей дочери ничего из перечисленного нету. В тоже время для 6,5 лет она умеет считать, писать, читать аглийские слова, очень общительный и веселый ребенок. Планшет может не брать в руки неделями, так как не хватает время на это все. Будущее наших детей зависит от нас родителей.
pretenderxxx
2015-05-10 09:31:46
вся суть статьи - рекомендации от лучших рекомендологов , для стран где "брошюра с инструкцией превыше здравого смысла.. вообщем надуто из ничего .. много "приблуд" в нашем быту облегчают нам жизнь, и все они вредны для здоровья в той или иной степени . Каждый родитель умеющий пользоваться "мозгами" сам решит что и как для своего ребенка лучше.
luch_solnca
2015-05-10 11:45:07
Хорошо,как оградить ребенка от всего этого? Выходя на улицу закрывать глаза? Или лучше в общем не выходить из дома где нет гаджетов? Какую тактику применить?
Slava Gerchikov
2015-05-10 12:13:58
«Свинка Пеппа» - нечто отупляющее, не говоря уже о том на какой человеческий орган похожи ее герои. Вы еще дайте ребенку полный курс наркоманских телепузиков
Александр Хорошилов
Александр Хорошилов
2015-05-10 13:19:00
просто отдайте ребенка в спорт, и проблема отпадет. Останется время только на учебу в школе - и учиться будет хорошо, и с фигурой будет все в порядке - при нагрузке 2 часа льда + 2 часа ОФПСФП можно есть что угодно и мозги работают. Проверено.
Alexandr Alfeev
2015-05-10 13:19:38
По статье видно, что педиатру следует заниматься тем, что он (возможно) знает - лечением детей, а не тем, в чем он не силен - выявлением закономерностей и элементарной логикой. Примитивно и неубедительно, на уровне газетной страшилки про кока-колу.
liza_vorobyeva
2015-05-10 15:19:53
Гигантская проблема всех этих рекомендаций и исследований про "экранное время" в том, что видеоигры, поиск в интернете и просмотр телевизора - это вообще абсолютно разные виды деятельности. Игры - это всегда активное времяпрепровождение, там внимание, память и исполнительные функции работают будь здоров (особенно в этих всеми нелюбимых стрелялках). И пока все исследования по видеоиграм говорят как раз наоборот - это позитивно для этих процессов. Ну а про то что видеоигры повышают агрессивность в долгосрочной перспективе - это просто неправда. Телевизор, с другой стороны, - это пассивный процесс, который не требует воли, мало памяти и внимания. Это совсем другая история. И почему, почему никаких ссылок на "многочисленные исследования"? Где они все? Печаль какая, опять пустые спекуляции.
musalav
2015-05-10 16:46:58
Спасибо за ссылки! Почитал, интересно!
Максим Кошелев
Максим Кошелев
2015-05-10 21:05:49
и потом получить совершенно не приспособленного к современному миру человека.
andre_win
2015-05-10 21:36:36
Что Вы такое сделали, чтобы достичь этого? Скажите пожалуйста, если не секрет, что?
Liubov Kosinskaya
2015-05-10 22:18:35
Когда я преподавала у группы детей 6-12 лет, среди них отличались явной сообразительностью, активностью и инициативностью те, у кого мобильников вообще не было. Те же, кто был гаджетами не обделён, явно пасовали перед ситуациями реальности. И у меня нет сомнений, что получив свой первый планшет лет в 15, адекватный ребёнок за месяц наверстает всё, что известно его сверстникам. А вот те, кто провели детство в вируальности, выйти из неё смогут очень вряд ли.
Liubov Kosinskaya
2015-05-10 22:22:56
Объяснять что есть что и зачем. Оградить ребёнка от встреч с окружением невозможно, но можно научить различать. Да и прежде, чем смотреть на улицы, стоит разобраться с тем, что в доме.
luch_solnca
2015-05-11 10:19:23
Это априори. Но ничего конкретного. Ведь ребенок взаимодействует с социумом. Особенно в школе будет очень сложно это регулировать. Да,это вопрос ценностей в семье.
stepanbe
2015-05-11 12:24:28
Привет всем тут! Крис только негативные моменты расписала. А где же про пользу? Я читал когда-то давно в Игромании, что, мол, шутеры развивают концентрацию. В любом случае, лет через 15 мы узнаем, хорошо ли поступают родители, полностью доверяя им планшеты и доступ в Интернет. Я почему-то думаю, что поступают они верно. Именно благодаря технологиям человечество может прогрессировать, поскольку душевно человек не может прыгнуть выше головы, мы все-таки ограничены
Liubov Kosinskaya
2015-05-11 13:26:01
Я выше уже писала, но повторюсь. В прошлом году я преподавала у группы детей 6-12 лет, основная масса 9-10. Да, они взаимодействуеют между собой, да, есть влияние школы, но разница между теми, у кого даже мобильников нет и теми, кто обвешан гаджетами, колоссальная. Разница в пользу первых. Они активнее, сообразительнее, инициативнее. С ними можно нормально говорить о серьёзных вещах и они понимают. И к гаджетам их не особо и тянет - у них есть скейт, ролики, шахматы..... Им интересна жизнь в ральности. Школа этого не меняет, если в семье заложена правильная основа.
id32186455
2015-05-11 15:41:05
В детстве у меня была игрушка. Кнопки с буквами и картинки с кнопками. Нужно было сопоставить их. Например, если нажать одновременно кнопку с буквой П и кнопку под картинкой с петухом, загоралась лампочка и звучал сигнал. В результате я к 3 годам знал все буквы. Кончено тут еще усилия родителей (вырезание букв из бумаги и прикалывание их булавками к ковру на стене, чтение сказок на ночь и т.д.) Штуки с кнопками я люблю до сих пор. Думаю, при правильном выборе развивающих программ планшет может много пользы принести.
id32186455
2015-05-11 15:49:51
На ithappens или zadolbali была история. Родители сделали так: планшет в тумбочке, тумбочка на замке, к планшету внешний монитор, который стоит на тумбочке. Составляется культурная программа. Ребенок приходит из школы, включает это все. Получается подобие индивидуального телевидения с ограниченной интерактивностью. По словам, ребенку нравилось.
id54311778
2015-05-13 00:50:20
Меня интересует, а наф красной линией
id54311778
2015-05-13 00:54:11
Меня интересует: а наф через всю таблицу красной линией проходит просмотр ТВ? Чтоб быть в теме ментальности соседей, понимать и ржать с идиотских анекдотов, основанных на сюжетах идиотских сказок, различать бренды, орать в магазине "купи-купи-купи"? Уж лучше пусть свинками по пакману постреляет, развивая мелкую моторику, чем этот шаблон с ТВ.
Светлана Волкова
2015-05-13 19:58:31
Конечно, важно не позволять детям осваивать гаджеты до шестнадцати! Не всем же уверенно ориентироваться в технике! Кому-то надо и улицы подметать. Вообще-то, не пустоты в душе появляется от гаджетов, а гаджеты — от пустоты и безграмотности родителей. Ставшую красавицу берегли от веретена, чтоб не укололась, да не помогло. Как, всё-таки, любят люди наделять несчастные достижения прогресса различными негативными характеристиками! Вроде, 21 век, а охота на ведьм — всё так же популярна...
Светлана Волкова
2015-05-13 20:01:35
Опечатка: там (в предыдущем комментарии) — про спящую красавицу... :-)
home3d
2015-05-15 08:55:39
Моя дочь в год уже освоила iPhone, научилась запускать на нём Youtube, разные игры для малышей, которые я ей для этого скачал. В результате ей сейчас год и 10 мес., она уже говорит (по-детски, конечно, но понять можно всё), сама, благодаря мультикам, научилась считать до 5 на английском, обожает свинку Пеппу, правда сама в поиске её найти, естественно, не может. И это госпожа Крис Роуэн называет отставанием в развитии? Мне кажется, что свою собственную (в т.ч. врождённую) тупость и ожирение американцы пытаются оправдать чем угодно, вот теперь - гаджетами. И навязать это мнение всему миру, дабы остальные не обгоняли их в развитии. Мой вердикт - всё индивидуально, но, если в меру, - полезно. Единственное - берегите зрение ребёнка!!
Svetlana Kirillovna Astashova
2015-07-30 11:48:31
Глупо в чем-то ограничивать человека старше 13-15 лет и вплоть до 18. В этом возрасте родители могут только договариваться с детьми и находить компромиссы, но никак не ограничивать, ссылаясь на таблицы с сухими цифрами. Если вы хорошо воспитали ребенка, он сам сможет понять, что для него хорошо, а что плохо. Моя младшая сестра, в отличии от меня, рано получила доступ к гаджетам. И что же? Она выросла отличной девчушкой, вполне способной самостоятельно контролировать поток информации из интернета и четко разделять реальность и увиденное на экране. Такие мелочи - меньшее, что должно волновать родителей. Если приложить все усилия, чтобы вырастить достойного человека, все остальное естественно приложится само собой.
Светлана Гонтарь (Демина)
2016-04-09 19:42:57
Вы правы: Вам кажется :).
Александр Гаврилов
2016-04-25 12:09:41
А где доказательства всех этих цифр? Вот вам мой пример... у меня двое детей , одному 8лет второму 1,5 месяца. Старший гаджет(мой телефон) начал получать лет с 5. Естественно ставилось ограничения по возрасту что бы реклама вылетающая в играх не шокировала его. И есть сосед у которого ребенок на год старше, но достаток в семье не большой, и гаджетов там нету. А вот и вывод: моё детище отлично учится сам не ругается и меня просит не выражаться(бывает ругаемся с женой) , а соседский : Не раз слышал как матерится, встречал одного на другом конце города, обижает сверстников(раз моего пытался обидеть). В общем говоря оторва! И ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ГАДЖЕТЫ?!? Что вложите в своего ребенка, то и вырастет. Спасибо за внимание. Интересно услышать ваше мнение...
Walter Sullivan
2016-05-07 10:21:55
Да да да, конешно... и грамоте не надо до 15ти лет учить... потом за месяц освоят азбуку... Где вы живёте?... в джунглях и преподаёте наверно мауглям? Не замечали как людям в преклонном возрасте столкнувшимся с IT сложно и долго стать даже посредственным юзером? Многие едва гуглом научаться пользоваться и то не создав свой аккаунт. Они не умеют решать вопросы ни поиском ни форумами ни т.п.... а вы говорите месяц. Такими ограничениями вы заметно усложните жизнь детям обрекая впоследствии ограничить свои таланты недоразвитыми навыками способными только не дать умереть с голоду в современном мире.
Walter Sullivan
2016-05-07 10:25:54
И насилие и порно делает из людей циников. Только первое по отношению к окружающим а второе по отношению к себе.