Библиотека Tilda Publishing: что читают крутые дизайнеры

Настя Радужная

Многим из вас знаком сервис Tilda Publishing. При помощи него можно создавать красивые контентно-ориентированные веб-проекты: сайты, презентации, лендинги и многое другое. Лайфхакер познакомился с дружной командой Tilda, побывал в их стильном офисе и выяснил, что читают профессиональные дизайнеры.

Книжная полка

Студия Tilda Publishing, где рождаются основные идеи по развитию сервиса, находится на территории центра дизайна Artplay, в самом сердце творческой жизни Москвы. Основатель сервиса Никита Обухов, будучи гостем нашей рубрики «Рабочие места», рассказал Лайфхакеру, что, когда он с коллегами только переехал на Нижнюю Сыромятническую, в студии были голые стены. Но усилиями команды она постепенно ожила, обросла самобытными деталями.

Tilda Publishing

В уютной студии Tilda Publishing

Небольшую экскурсию по библиотеке Tilda Publishing для нас провела дизайнер Ира Смирнова.

«Как только мы переехали, почти сразу же в студии появилось несколько книжных шкафов, которые постепенно заполнились.

Tilda Publishing

Одновременно со столами и стульями в студии стали появляться книги

Книги появляются на полках спонтанно: что-то покупается специально для студии, что-то приносят сотрудники, некоторые книги — подарки друзей. За несколько лет собралась приличная библиотека.

Tilda Publishing

В июле мы запустили образовательный раздел Tilda Education, в рамках которого готовим онлайн-курс по веб-паблишингу. Во время подготовки приходится часто обращаться к теории, и очень помогает, что самые важные книги всегда под рукой».

Tilda Publishing

Нужные книги всегда под рукой

Поговорим с сотрудниками. Узнаем, что они читали, читают и рекомендуют прочесть.

Никита Обухов
креативный директор и основатель Tilda Publishing

Я расскажу о книгах, которые считаю самыми важными для старта, что и в какой последовательности нужно прочесть начинающему дизайнеру.

В первую очередь я рекомендую удивительную книгу Виктора Папанека «Дизайн для реального мира». Папанек очень точно и полно описал, что такое дизайн и кто же такой дизайнер. Рекомендую всем начинающим для того, чтобы чётко ответить себе на вопрос: «Чем же я всё-таки занимаюсь и что такое дизайн?». Когда я её читал, постоянно сохранял себе в заметки цитаты — настолько ёмко и тонко Папанек сформулировал многие вопросы. Это круто. Книга была написана в далёком 1979 году, потом переиздавалась в 1982-м. Мы для себя открываем профессию дизайнера, ну, скажем так, последние 15 лет. Удивляет, насколько стара эта профессия: больше 30 лет назад были сформулированы понятия, до которых мы только сейчас доходим.

Затем я рекомендую прочитать книгу Александры Корольковой «Живая типографика».

Tilda Publishing

Александра Королькова, «Живая типографика»

В ней довольно хорошо и в простой форме описаны все основные понятия, связанные с типографикой и шрифтом. Не все осиливают «Основы стиля в типографике» Роберта Брингхерста, поэтому для начала Королькова — то, что нужно.

Но следующая книга — именно Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике» (2-е издание).

Tilda Publishing

Роберт Брингхерст, «Основы стиля в типографике»

Книга довольно объёмная, и люди делятся на тех, кто над ней сразу засыпает, и тех, кто читает её запоем. Да, такова эта область. В любом случае, если вы всерьёз думаете работать в сфере веб-дизайна, её вам прочитать стоит. Это базовые знания, которыми нужно обладать дизайнеру, работающему с большим потоком информации.

Понимание законов композиции — это также базовый профессиональный навык дизайнера. Книга, которая поможет с ними разобраться, — «Фотография как…» Александра Лапина.

Tilda Publishing

Александр Лапин, «Фотография как…»

На самом деле эту книгу нужно было назвать «Основы композиции». В ней перечислены все основные понятия и приёмы. Композиция очень сложна в изучении, и в действительности каждый видит её по-своему. Композиция в дизайне отличается от композиции в живописи.

Кроме того, обратите внимание на книги издательства A Book Apart. Это, скорее, «методички», поэтому читать их удобно. Не могу сказать, что они полностью раскрывают заявленные темы, но отлично подходят для того, чтобы ознакомиться с основными понятиями, которые встречаются именно в веб-дизайне.

Перечисленные книги — это баланс информативности и простоты. Они знакомят со всеми основными понятиями, который должен знать дизайнер.

Более полный список книг, рекомендованных Никитой →

Наташа Савичева
дизайнер Tilda Publishing

Мне нравятся книги, позволяющие взглянуть на визуальную культуру в непривычной перспективе. Когда ты в курсе разных точек зрения, интересно смотреть на привычные вещи в новых контекстах. Каждый автор из моей подборки имеет собственное видение дизайна и рассказывает о том, что формирует его взгляды.

John Berger — Ways of Seeing

Tilda Publishing

John Berger — Ways of Seeing; Bruno Munari — Design as Art

Эта книга — своего рода парадокс: она написана по фильму. Фильм BBC Ways of Seeing о современной визуальной культуре сделан Джоном Бергером в 1960-х. Последовавшая книжка отлично дополнила и углубила тему. В ней несколько эссе, которые позволяют понять, как меняется восприятие одной и той же графики со сменой эпох, и отследить происхождение визуальных клише. Например, оказывается, что богатые семьи в XVII веке, украшавшие усадьбы собственными портретами, в своих устремлениях мало чем отличались от нынешних любителей пофоткаться на телефон.

Simon Garfield — Just My Type

Tilda Publishing

Simon Garfield — Just My Type

Это своего рода bedtime reading для дизайнеров. В этой книге нет главы об истории типографики. Возможно, это единственная книжка по теме, которая не расскажет, как отличить ранние итальянские засечки от поздних британских. Зато в ней собраны интересные истории из жизни известных шрифтов: кто и зачем их создал, как они применялись и как влияли на общественное мнение. Из неё я узнала, что Эрик Джилл был немного не в себе, а его знаменитый Gill Sans — своего рода извращение. Ещё есть интересная история о лондонском Johnston Sans, попытка найти происхождение написания The Beatles и глава о худших шрифтах в истории (и как они ими оказались).

Bruno Munari — Design as Art. Бруно Мунари — это легендарный итальянский дизайнер, он написал книжку о своём видении принципов творческой работы в 1966 году. Это давно. Обычно за такой длительный период книга теряет актуальность, но, благодаря остроте мысли и универсальности подхода, все до сих пор её читают. Мунари рассказывает о вариативности, мимикрии, контрастах, стилизации, выразительной типографике и других методах создания красивых и полезных вещей. Он считает, что дизайн — это форма искусства, а дизайнер отличается от художника только тем, что применяет свои таланты на благо людям.

Джон Маэда «Законы простоты. Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь»

Tilda Publishing

Джон Маэда, «Законы простоты»

Это идеальная книжка для зануд! Если вы любите красоту систем, прагматичный подход ко всему на свете и хороший слог, её обязательно стоит прочитать. Маэда много думает о базовых принципах жизненных процессов в целом и дизайна в частности. Он учит наводить порядок в данных и функциях, упрощать сложное и ценить пустое пространство. Я думаю, они с Бруно Мунари могли бы отлично поспорить. Маэда говорит: «В то время как великолепное искусство заставляет задуматься, великолепный дизайн делает всё понятным» (While great art makes you wonder, great design makes things clear). А ещё в книжке очень красивая вёрстка и иллюстрации.

Deyan Sudjic — B is for Bauhaus Y is for Youtube. Последнее пополнение коллекции — новая книжка Дейена Суджича, директора Лондонского музея дизайна. Это полноценный словарь современной культуры. Суджич обладает уникальной базой знаний о культуре и дизайне. Тема каждого эссе — это только отправная точка: автор умело оперирует совершенно разными, на вид несвязанными явлениями, чтобы привести читателя к неожиданному выводу. Например, в первой главе A is for Authentic обсуждаются старые автомобили, отполированные до блеска, сложности с реставрацией Джексона Поллока, французское кафе в Нью-Йорке и американский бар в Вене, шрифт Gotham и то, как он себя дискредитировал, а ещё зелёная парка автора.

Ира Смирнова
дизайнер Tilda Publishing

Мне думается, что, кроме профессиональных книг, хороший дизайнер обязательно читает художественную литературу. Дизайн — это в первую очередь мышление. Мышление прочно связано с речью, а чтобы развивать речь, нужно читать хорошие тексты.

Например, Владимира Набокова. Иногда я слышу претензии, что его литературная техника настолько сложна, что форма затмевает содержание. Но это хорошая тренировка для дизайнера: попробуйте разобраться в логике Набокова, понять его композиционные схемы, и вы почувствуете гармонию. Со временем Набоков станет понятнее, а ваш дизайн — глубже и разнообразнее.

Tilda Publishing

Владимир Набоков, «Приглашение на казнь»

Начать можно с романтической «Машеньки», но самое впечатляющее произведение, на мой взгляд, «Приглашение на казнь».

«Души начинают видеть» — это переписка двух великих поэтов — Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.

Tilda Publishing

Марина Цветаева и Борис Пастернак, «Души начинают видеть»

Они были лишены возможности встретиться и 10 лет писали друг другу письма, насыщенные, глубокие, страстные. В этих письмах так много чувств, кажется, что переживаешь сразу тысячу жизней, настолько они яркие и разные. Но, когда поэты наконец увиделись, встреча прошла холодно. Два мастера слова лишь в переписке смогли раскрыться друг перед другом. Я вижу в этом параллель с работой дизайнера, которому тоже нужно чувствовать людей на расстоянии, понимать их и создавать продукты, которые они полюбят.

«Гроздья гнева» Джона Стейнбека будто открыли мне второе измерение и позволили увидеть наше общество, ориентированное на богатых, успешных и энергичных, другими глазами. Эту книгу хорошо читать в паре с романом «Атлант расправил плечи». Тогда картина мира раскрывается на 360 градусов. Это тоже важный навык для дизайнера — видеть ситуацию в целом и уметь оценить её с разных точек зрения.

Также рекомендую читать стихи Маяковского, который, кстати, был почти дизайнером по образованию. Он учился в училище живописи, ваяния и зодчества. Может быть, поэтому у него такой графичный слог и идеальная композиция?

«Наивно. Супер» — книга норвежского писателя Эрленда Лу.

Tilda Publishing

Эрленд Лу, «Наивно. Супер»

Она действительно очень наивная, и это правда супер. На первый взгляд она кажется примитивной, но эта простота какая-то очень умная и трогательная. Дизайнеру полезно уметь иногда абстрагироваться от всего предыдущего опыта и превращаться в ребёнка. Забыть все прошлые работы, все клише, которым он научился, и отнестись к проекту наивно. Тогда появится шанс сделать великую работу, потому что всё гениальное просто.

Tilda Publishing

Библиотека Tilda Publishing

***

В конце встречи мы разговаривали с ребятами из Tilda о ценности книг в работе и их влиянии на людей.

«Есть книги, которые нужно читать, потому что они помогают быстрее освоить какой-то профессиональный навык. Ни один лектор, ни один курс или тренинг не сделает то, что могут сделать три-четыре правильные книги. Читая книгу, ты осознанно или неосознанно фокусируешься на том, чего не хватает в твоей работе, в конкретных решениях конкретных задач.

Книг написано уже так много, что всегда можно найти ту самую, которая подскажет правильное решение. И неважно, бумажная она или электронная. Важно, что люди научились передавать свой опыт и знания тем, кто хочет эти знания приобрести.

Есть книги, которые развлекают, помогают отвлечься. Они погружают тебя в другую реальность. Нет такого фильма и такой музыки, которые бы могли сравниться с книгами по силе воздействия. Когда читаешь, мозг работает иначе.

Есть книги и вовсе уникальные. Когда понимаешь, что автор знает о жизни нечто сакральное. Читая такую книгу, будто проживаешь свою жизнь заново и обретаешь новые смыслы внутри себя».

Теперь мы знаем, что читают крутые дизайнеры. Надеемся, вы взяли на заметку многое из библиотеки Tilda Publishing.