Пошаговое руководство по онлайн-шопингу
Шаг 1. Выбираем где
Типичный страх пионера онлайн-шопинга: «В Сети полно мошенников: заплачу и ничего не получу!»
Азия, Европа, Америка или Россия? От того, где находится магазин, зависят условия доставки. Так, у азиатских ретейлеров обычно бесплатная доставка в страны СНГ. В случае с европейскими и американскими продавцами, скорее всего, придётся обращаться к посредникам.
Здесь вы найдёте обзор различных интернет-магазинов →
Покупайте в магазинах с хорошей репутацией. Информацию о той или иной площадке можно почерпнуть на форумах шопоголиков. Читайте отзывы. Если превалируют негативные, откажитесь от покупки на этом сайте.
Шаг 2. Выбираем когда
Типичный страх пионера онлайн-шопинга: «Это дорого. За заказ заплати, за доставку заплати, посреднику заплати…»
«Чёрная пятница» даёт старт рождественским распродажам. Это первая пятница после американского Дня благодарения (выпадает где-то между 23 и 29 ноября). В этот день скидки достигают 80%, а люди с вечера занимают очереди в магазины.
«Киберпонедельник» — понедельник после «чёрной пятницы». В этот день ценопад происходит в онлайн-магазинах: придя на работу, люди продолжают докупать подарки. Существуют определённые правила покупок в «киберпонедельник».
Закрытая распродажа — кратковременные акции онлайн-магазинов для зарегистрированных пользователей, во время которых объявляются скидки до 90%. Мотивы: желание сбыть невостребованный товар и PR.
Помимо этого, онлайн-магазины нередко приурочивают распродажи к праздникам. Так, в первый понедельник сентября в США отмечается День труда. В этот день большие скидки предлагают магазины одежды. Азиатские продавцы снижают цены в Праздник весны (китайский Новый год, выпадает на период между 21 января и 21 февраля).
О других сезонах скидок в интернет-магазинах читайте здесь →
Шаг 3. Выбираем что
Типичный страх пионера онлайн-шопинга: «Покупаешь вслепую, а вещь может не подойти, не вписаться в интерьер…»
Определившись с магазином, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь через социальные сети. Если в Facebook* или Twitter вы используете псевдоним, обязательно отредактируйте профиль: при получении посылки придётся предъявлять паспорт.
Помните, даже если интерфейс магазина переведён на русский и цены отображаются в рублях, поиск по сайту может не отзываться на кириллические запросы. Ищите лучше на английском. Также для упрощения поиска применяйте фильтры. Обычно товары сортируются по цене, размеру, цвету и другим параметрам.
Используйте приложения для онлайн-шопинга. Они помогут не только отыскать нужную вещь, но и сэкономить при покупке и отследить доставку.
Всегда внимательно читайте описание товара: материал, характеристики, габариты, вес и так далее. Вещь на фото может визуально отличаться от той, что в жизни! Её не подменили. Просто снимки для каталога делают профессионалы: хороший свет, при котором играют цвета, макросъёмка, при которой сложно оценить реальный масштаб, и так далее.
Особо осторожным следует быть с одеждой. Видели фото а-ля «ожидание и реальность»? Чтобы избежать подобных промахов, будьте честны с собой и не покупайте вещи не по фигуре.
Размеры могут отличаться не только от страны к стране, но и от бренда к бренду. Поэтому обязательно пользуйтесь таблицами размеров. Они есть у всех крупных онлайн-магазинов. Держите под рукой портновскую ленту. Она поможет правильно определить свой размер. А правильно измерить себя поможет вот эта статья.
Наконец, читайте комментарии других пользователей. Пишут, что вещь «маломерит»? Возьмите на размер больше.
Шаг 4. Делаем заказ
Типичный страх пионера онлайн-шопинга: «Я в этом ничего не понимаю, ещё нажму не туда».
Заполняйте форму заказа на языке продавца. Указывайте действительный номер телефона и email, чтобы менеджер магазина при необходимости мог с вами связаться. Не игнорируйте поле для пометок, если таковое есть. Указывайте свои особые пожелания: «Двойной слой пузырчатой плёнки, пожалуйста».
Вводя персональные данные, убедитесь, что находитесь на защищённой странице — HTTPS и специальный значок в адресной строке браузера. Это одно из основных правил безопасности при покупках в интернете.
Шаг 5. Оплачиваем
как работают кредитные картыТипичный страх пионера онлайн-шопинга: «Ввести номер карты? Ни за что!»
Безопаснее всего привязать банковскую карту к электронной платёжной системе вроде PayPal. Она даёт дополнительные гарантии безопасности: платежи осуществляются через защищённое соединение, пользователь не вводит реквизиты карты на сторонних сайтах. При покупке на eBay деньги поступают на счёт продавца только после подтверждения факта доставки либо по истечении времени на открытие спора.
Существуют и другие способы защитить деньги на карточке при расчётах в интернете. Например, подключить SMS-банкинг и оперативно отслеживать движение денежных средств.
Что делать, если с карты списали лишние деньги? Алгоритм действий подробно описан здесь. Главное — не паникуйте и как можно скорее свяжитесь с интернет-магазином. Возможно, ошибка произошла из-за колебания курса валют. Деньги вернут.
Шаг 6. Выбираем доставку и посредников
Типичный страх пионера онлайн-шопинга: «Если доставка бесплатная, где гарантия, что я получу заказ в целости и сохранности?»
Дойдя до раздела «Доставка» (shipping), уточните следующее:
- Отправляет ли продавец товары в вашу страну/город?
- Какие способы доставки предоставляет интернет-магазин и какова их стоимость?
- Можно ли в качестве получателя указать третье лицо?
Если ответ на первый вопрос отрицательный, обратитесь к посреднику. Посредники при интернет-шопинге — это компании, предоставляющие адреса для доставки товаров в США и Европе и пересылающие покупки их владельцам. Услуга платная. Сориентироваться среди множества посредников поможет эта статья.
Посредники не только переправят вам ваш заказ, но и могут помочь с оформлением таможенной декларации. Внимание! Не занижайте стоимость товара для таможни: если с ним что-то случится, вернуть деньги будет крайне сложно.
Прямая доставка может осуществляться почтой, транспортными компаниями, курьерскими службами либо посредством самовывоза. Первый и последний способ, как правило, наиболее бюджетные. Так, в большинстве азиатских интернет-магазинов обычная почтовая доставка бесплатна, чего не скажешь о EMS, UPS, DHL, FedEx и других экспресс-службах. Также обычно доставка ничего не стоит, если у магазина в вашем городе есть пункт выдачи товара.
Для некоторых ретейлеров принципиально, чтобы данные плательщика и получателя совпадали. Уточните этот момент в FAQ перед покупкой, если планируете, к примеру, сделать подарок и заказать что-то на чужое имя и адрес.
Шаг 7. Отслеживаем и получаем посылку
Типичный страх пионера онлайн-шопинга: «Посылка потеряется!»
Если доставка осуществляется «Почтой России», то мониторить перемещение заветной коробочки можно на её официальном сайте. В других случаях удобно использовать агрегаторы — сайты или приложения. Они собирают информацию по трекингу с различных ресурсов и оповещают об изменениях.
Номер для отслеживания важен не только для того, чтобы знать, когда получишь заказ. По правилам «Почты России», если у почтового отправления отсутствует tracking code, его вес не превышает двух килограммов (так называемый мелкий пакет), а габариты позволяют опустить его в почтовый ящик, то извещение на него не выписывается: заказ просто положат в ваш ящик, как обычное письмо или газету.
Форс-мажоры
Получив извещение, не спешите радостно хватать посылку на почте и бежать домой. Убедитесь, что с ней всё в порядке: нет ли вмятин или следов вскрытия. Если есть, посылку нужно вскрыть на месте.
Подробная инструкция: что делать, если пришла посылка с дефектами →
Хуже, если посылка вовсе не пришла. В этом случае необходимо идти на почту и писать заявление на розыск почтового отправления. К письменному обращению нужно обязательно приложить квитанцию, которую, в свою очередь, нужно запросить у продавца, ведь именно он являлся отправителем посылки.
Подробная инструкция: что делать, если «Почта России» потеряла посылку →
Заветная посылка на руках — не спешите вскрывать её. Чтобы не быть голословным при возникновении спорных ситуаций (некомплект заказа, товар не соответствует описанию и так далее), снимите вскрытие посылки на мобильный телефон.
Кроме того, согласно статье 26.1 закона «О защите прав потребителей»:
- Потребитель вправе вернуть товар ненадлежащего качества, потребовать его замену или получить денежную компенсацию.
- Потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в течение семи дней с момента получения, а если при доставке не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата — в течение трёх месяцев с момента передачи товара. При условии, что сохранены товарный вид и потребительские свойства вещи.
Подробная инструкция: как вернуть товар в интернет-магазин →
Теперь вы готовы к онлайн-шопингу. Делитесь в комментариях своими лайфхаками.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Надо брать: зарядная станция Baseus за 2 998 рублей
10 полезных товаров, которые отдают со скидками на распродаже «Оу, май!» от AliExpress
9 паровых швабр для качественной весенней уборки
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
10 стильных контейнеров, которые помогут навести порядок на полках с крупами
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, «Ситилинка», Indiwd и других магазинов
10 товаров, которые помогут разбить цветник на подоконнике
Не только пауэрбанк: 6 аксессуаров, которые помогут прокачать смартфон
РекламаКороткий путь в профессию: 5 причин поступить в колледж
Отпуск в любой сезон. 8 направлений для отдыха в России на разные времена года
7 удивительных мест в России, про которые не пишут в популярных путеводителях