Почему «Американская история ужасов» вечно разочаровывает, но её всё равно смотрят
19 сентября стартует уже девятый сезон знаменитой хоррор-антологии Райана Мёрфи. В каждом сезоне «Американской истории ужасов» обыгрывают какую-нибудь тему, основанную на классических сюжетах ужастиков и городских легендах. Причём чаще всего в сериале играют одни и те же актёры, каждый раз появляясь в совершенно новых образах.
За годы авторы уже успели рассказать о доме с привидениями, психиатрической лечебнице, шабаше ведьм, цирке уродов, отеле, построенном маньяком, и многих других захватывающих сюжетах.
У «Американской истории ужасов» неизменно высокие рейтинги, и проект уже заранее продлён на десятый сезон. Но при этом буквально каждый год повторяется одна и та же история: после нескольких эпизодов сюжет начинают ругать и многие бросают просмотр. Но к следующему сезону часть аудитории возвращается, благо формат антологии позволяет смотреть каждую новую часть отдельно.
Почему «Американская история ужасов» постоянно разочаровывает
Сезоны слишком затянуты
Райан Мёрфи и его постоянный соавтор Брэд Фэлчак умеют создавать очень бодрое и захватывающее начало. Они отлично знакомят с персонажами и нагнетают обстановку.
Но иногда возникает ощущение, что к середине сезона им надоедает работать, и проект отдают в руки других авторов, которые просто должны дотянуть сюжет до необходимого количества серий.
Если посмотреть список сценаристов, которые работают над сериями, эти предположения подтверждаются. Конечно, мало кто из крупных режиссёров лично полностью снимает сериалы. Яркие проекты вроде третьего сезона «Твин Пикс» Дэвида Линча и «Молодого Папы» Паоло Соррентино скорее можно считать исключением. Но в большинстве сериалов шоураннеры пишут и зачастую снимают первые эпизоды и финал. Мёрфи и Фэлчак так поступают далеко не всегда.
Здесь достаточно вспомнить, например, второй сезон. В его сюжете отлично смешались депрессивная атмосфера психиатрической лечебницы, одержимость демонами и даже похищение людей инопланетянами.
И он был неплох примерно до десятого эпизода, где действие неожиданно разбавили ярким музыкальным номером. Но вместо того, чтобы закончить сезон чёткой точкой, зрителям показали ещё три серии, где плавно подводили к слишком неестественному хеппи-энду.
Кстати, с годами длительность сезонов сократилась с 13 серий до 10. Но всё равно «Фрик-шоу» после смерти жуткого клоуна Твисти становится намного менее интересным: в нём снова слишком долго прощаются с персонажами.
В шестом сезоне «Роанок» это попытались разбавить неожиданным твистом. С середины авторы как бы разоблачают все предыдущие события, показывая их в виде реалити-шоу. Но всё же даже такой ход кажется слишком надуманным и, возможно, Мёрфи следовало бы снимать более короткие сюжеты на 6–8 серий. Тогда динамика бы возросла, а зритель не успевал заскучать.
Сценаристы путаются в собственных же канонах
До определённого момента каждый сезон «Американской истории ужасов» развивался самостоятельно. Но уже в «Фрик-шоу» героиню Пеппер в финале забирают в психиатрическую лечебницу, как бы объясняя, что во втором сезоне показывали того же персонажа. И это означает, что они существуют в одном мире.
Но тогда уже возникают вопросы к остальным героям, которых играют актёры, появлявшиеся в предыдущих сезонах. Это вроде бы совсем другие персонажи. Но ведь выглядят они так же.
А дальше становится ещё сложнее. Медиум Билли Дин Говард, которую играет Сара Полсон, появляется ещё в первом сезоне «Дом-убийца». А потом она фигурирует в «Отеле». При этом Сара Полсон в этом сезоне играет ещё и нового персонажа — Салли Маккенну. А в дополнение ко всему журналистка Лана Уинтерс из «Психбольницы» появляется в седьмой части «Культ» и берёт интервью у главной героини Элли. Их обеих снова играет Сара Полсон.
Но апофеоз наступает в сезоне-кроссовере «Апокалипсис», который связывает события «Дома-убийцы» и «Шабаша». Там уже несколько актёров появляются в двух ролях, что может окончательно запутать. А всё той же Саре Полсон дают сразу три образа, никак не связанные друг с другом.
Всё это никак не объясняют, заставляя зрителя просто поверить, что в мире сериала могут появляться настолько похожие люди. Конечно, в фантастике и ужасах не стоит искать стопроцентно жизненную логику. Но иногда это начинает напоминать самоцель авторов. Или же подводит к следующему пункту.
Авторы слишком любят одних и тех же актёров
Привязанность Райана Мёрфи к постоянному касту проявляется не только в «Американской истории ужасов». Многих постоянных участниц проекта он приглашает и в другие сериалы: Анджела Бассетт и Конни Бриттон снялись в «9-1-1», Джессика Лэнг — во «Вражде», Эмма Робертс — в «Королевах крика».
Конечно, у многих режиссёров есть любимчики. Так, Кристофер Нолан во многие свои фильмы приглашает Майкла Кейна, а Квентин Тарантино — Сэмюэла Л. Джексона. Вот только там создаются совершенно разные образы и характеры, которые никогда не встретятся.
Но проблема «Американской истории ужасов» не только в постоянных столкновениях героинь Сары Полсон друг с другом. Ещё одна любимица автора Джессика Лэнг из сезона в сезон появляется примерно в одном и том же образе. В «Психбольнице» она играет строгую управляющую заведением, в «Шабаше» — строгую же верховную ведьму, руководящую ученицами, в «Фрик-шоу» — строгую хозяйку цирка.
И получается, пока остальным героям прописывают новые и совершенно неожиданные характеры, её героини буквально одинаковые. Конечно, к четвёртому сезону это уже просто надоедает. К счастью, тогда авторы решили с ней попрощаться (правда, позже вернули в «Апокалипсисе»). И потом Мёрфи пригласил её сыграть ровно тот же типаж во «Вражде».
Социальные темы не всегда к месту
Первые сезоны «Американской истории ужасов» не затрагивали глобальных проблем. Это были классические хорроры о призраках или маньяках.
Но постепенно в сериале стали появляться более серьёзные социальные темы. Они, конечно, важны, но не всегда подходят такому проекту. Например, в «Культе» героиня страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) из-за событий 11 сентября. И катализатором проблем с её психикой становится победа Дональда Трампа на президентских выборах.
Разумеется, Мёрфи — ярый противник нынешнего президента США, но всё же в сюжетах и так достаточно неожиданных поворотов. Когда человека с ПТСР начинают преследовать преступники, а ему никто не верит — это уже интересная тема. Стоило ли делать такой сильный акцент именно на политике.
И точно так же в «Апокалипсисе» слишком чётко показывают ужасы патриархального уклада. За разрушением мира стоит Антихрист, а ведьмам, которые пытаются предотвратить трагедию, противостоят мужчины-колдуны. Разумеется, они хотят поставить женщин на место.
Теме равноправия сейчас посвящено множество проектов. И зачастую они оказываются действительно важными и впечатляющими. Но «Американская история ужасов» показывает это слишком уж в лоб, зачастую теряя в художественности.
Чем же всё-таки хороша «Американская история ужасов»
Казалось бы, при всей этой критике сериал мог бы провалиться после первой пары сезонов. Если зрителям скучно, рейтинги проекта падают, и его либо как-то изменяют, либо просто закрывают.
Однако же каждый год он продолжается, а значит аудитория в целом остаётся довольной. И этому есть несколько причин.
Это невероятно стильный сериал
Райан Мёрфи — отличный визионер. Он умеет создавать потрясающе красивую картинку. В таких ярких сезонах, как «Шабаш», «Фрик-шоу» или «Отель» каждый персонаж отлично запоминается, и гротескность образов только помогает этому. Причём авторы умудряются заинтересовать зрителя ещё до начала сезона, выпуская очень необычные и стильные промоматериалы.
Кроме того, Райан Мёрфи и Брэд Фэлчак не зря прославились созданием сериала «Хор» (Glee). В «Американской истории ужасов» есть отличные музыкальные номера. Так, в третьем сезоне появилась знаменитая вокалистка Fleetwood Mac Стиви Никс, от которой фанатела одна из героинь.
Но только песнями приглашённые гости не ограничиваются. В «Отеле» Леди Гага сыграла полноценную роль, а в «Апокалипсисе» появилась легендарная актриса Джоан Коллинз.
Это возвращение к классическим ужастикам
Пик традиционных сюжетов хорроров остался далеко в прошлом. Сейчас на экраны выходят либо новые более серьёзные фильмы ужасов, либо переосмысления классических сюжетов.
И в плане стилизаций «Американской истории ужасов» нет равных. Это знакомые многим с давних пор рассказы про дома с привидениями, страшных клоунов или ведьм. И у тех, кто соскучился по жуткой ретро-атмосфере, сюжеты этого сериала вызовут приятную ностальгию.
Причём в девятом сезоне авторы и вовсе решили сделать прямые отсылки на слэшеры восьмидесятых, вероятно, подхватив моду, заданную «Очень странными делами».
В проекте много отсылок к реальным историям
Какими бы фантастическими ни казались сюжеты этого сериала, во многих из них с удивлением можно обнаружить связь с историческими фактами.
Например, в «Психбольнице» образ жуткого заведения очень напоминает печально известную школу для умственно отсталых «Уиллоубрук», закрытую из-за жестокого обращения персонала с детьми.
Твисти из «Фрик-шоу» — намёк на маньяка Джона Гейси, выступавшего в образе клоуна Пого. И там же появляется Эдвард Мордрейк — один из самых известных людей с физическими отклонениями: у этого человека было второе лицо на затылке. Ну а «Роанок» ссылается на одноимённую английскую колонию, которая бесследно пропала в Америке в XVI веке.
В итоге получается, что каждый сезон «Американской истории ужасов», как минимум, интересно начинать смотреть. Но, увы, обычно спустя несколько эпизодов восторг сменяется скукой. И так до следующего раза.
Лучшие предложения
Выгодно: умная кофемашина Rombica со скидкой 57%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
14 классных мужских и женских аксессуаров дешевле 500 рублей
Отборные скидки: выгодные предложения на товары для школьников, бытовую технику и компьютерные аксессуары
10 качественных письменных столов не дороже 10 000 рублей
10 товаров с «Осенней распродажи» на AliExpress, которые отдают с хорошими скидками
10 предметов декора для тех, кто хочет дом как из Pinterest
Надо брать: смартфон Honor 200 Pro со скидкой 34%
Как семье с детьми купить квартиру: 5 мер поддержки, на которые вы можете рассчитывать
6 полезных навыков, которые помогут студенту выделиться на рынке труда
Как развлечь ребёнка, если не работает YouTube? 9 безопасных сервисов
Успеть, пока тепло. Ловите идеи от команды Яндекс 360, которые помогут не прозевать солнечные дни
Реклама