«Барби» — это не только блестящая комедия, но и отличная драма, которая учит самым простым истинам

Но если вы не выносите феминисток, это кино не для вас.

Работа над «Барби» началась ещё в 2014-м. За последующие годы сменилось всё — от концепции до авторов проекта. В 2021-м на роль режиссёра и сценариста была поставлена Грета Гервиг — возможно, олицетворение феминизма в современном кинематографе, снявшая «Леди Бёрд» и «Маленьких женщин». Вторым сценаристом стал её муж Ноа Баумбах («Белый шум»).

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Довольно долго казалось, что это злая шутка: режиссёрка и сеттинг казались несовместимыми. Однако Гервиг сделала из истории Барби то, что никто другой не смог бы.

В фильме снялись Марго Робби, Райан Гослинг, Майкл Сера, Уилл Феррелл, Америка Феррера и другие.

Стереотипная Барби живёт в Барбиленде в окружении подруг и радуется жизни. Но однажды у неё возникает мысль о смерти, а уже на следующий день она ломает ногу. Другая Барби (давно испорченная) объясняет героине, что её во время игры сломал ребёнок. Стереотипная Барби решает отправиться в реальный мир, чтобы уладить проблему. За ней увязывается Кен, который умеет только круто стоять на пляже. В реальном мире они сталкиваются с жестокостью людей, жадностью компании — производителя кукол и невиданным ранее патриархатом.

Это очень смешная комедия

История, на которой держится фильм, достаточно прочная, чтобы выдержать массив эмоций, которые с ней связаны. При этом сама по себе она вряд ли интересна, причём даже сценаристам: они не собираются объяснять, как работает Барбиленд, как он связан с реальным миром и почему в него так легко попасть. Подобные элементы просто маскируются абсурдом, и это работает. И если первые 10–15 минут уходят на раскачку, то дальше начинается безумный юмор.

«Барби» совершенно ненавязчиво высмеивает саму концепцию детских кукол, затем переключается на патриархат, капитализм, маскулинность и человеческие отношения как таковые. Набор тем и отсылок настолько велик, а плотность шуток такая высокая, что «Барби» кажется образцовой комедией.

Кадр из фильма «Барби»

Только что показали депрессивную Барби (естественно, она пересматривает «Гордость и предубеждение»), а вот Кен учится маскулинности, смотря на видео с лошадьми (он вообще поверил в то, что конь — это продолжение мужчины). Вы только представьте, чего стоит Райан Гослинг в этом образе!

Фильм становится смешнее с каждой сценой. По духу и абсурду он напоминает «Скотта Пилигрима» — фанатам этой истории картина точно понравится.

Количество больших идей и мелких деталей просто невероятное. Буквально в каждой сцене обнаруживается неочевидная находка — от абсурдной шутки до внезапной отсылки.

Простая, но хорошая драма

Несмотря на весь юмор, которого ну очень много, «Барби» блестяще работает как драма, причём довольно зрелая. И это вводит в ступор. В её основе лежит простая и понятная проблема — принятие себя.

Сама идея о том, что фильм про Барби может быть драмой о принятии себя, кажется дикой. Однако Грета Гервиг берёт кукол и начинает устраивать фокусы. В её интерпретации у Барби вполне может быть целлюлит, Кен имеет право на слёзы, а дети и взрослые одинаково уязвимы.

Заявить набор тем не проблема, однако Грета Гервиг гениальна в реализации. Тон и настроение истории позволяют ей переключаться между смехом и слезами в рамках обсуждения одного вопроса, в пределах одной реплики. В словах её героев воедино смешиваются наивность, самоирония и страх, и чем дальше она ведёт персонажей, тем более человечными они становятся. Когда-то это называли новой искренностью.

Кадр из фильма «Барби»

Будь история более грузной и серьёзной, простые истины, вложенные Гервиг, выглядели бы нелепо. Однако «Барби» выдерживает баланс до самого конца фильма.

Бывают картины, которые подают под соусом «ну просто не надо их воспринимать всерьёз». Эта уловка часто применяется к кинокомиксам. Но Гервиг не требует от зрителя снисхождения. Она сняла настоящее кино, не требующее дополнительных условий, — оно просто хорошее. И это безумно радует.

Конечно, сквозь весь фильм проходит и феминистская повестка. Женщина может быть кем угодно (даже если она кукла) — мысль, которая повторяется множество раз. Люди, которые как огня боятся «повестки» (нет, «Повестки»!), во время просмотра будут страдать — хотя вряд ли их занесёт на «Барби» случайно.

Великолепная актёрская работа

У «Барби» просто идеальный каст. Райан Гослинг напоминает, что он блестящий комедийный актёр, сочетающий комизм и трагизм (в духе «Ларс и ненастоящая девушка»). Как и Майкл Сера, некогда выстреливший со «Скотт Пилигрим против всех». Марго Робби более прямолинейна, но всегда точна.

Но даже на таком звёздном и ярком фоне обнаруживаются неожиданные герои. Например, Кейт Маккиннон, играющая сломанную Барби, или Уилл Феррелл, которому наконец дали нормальный сценарий (режиссёры будто привыкли, что он должен смешить сам по себе). Америка Феррера добавляет истории трагичного комизма. Совсем эпизодические роли получают Джон Сина и Dua Lipa.

В фильме в принципе нет неправильных актёров — это успех и каста, и режиссуры.

Блестящий саундтрек

Запоминающаяся музыка начала работать на фильм ещё во время маркетинговой кампании. Саундтрек Dua Lipa в целом звучит как бронебойный хит. Позже добавились трек Billie Eilish и песни в исполнении Райана Гослинга. В самом фильме их сопровождает целый набор классических хитов. У «Барби» есть свой звук, свой музыкальный стиль — в последние годы большие проекты испытывают с этим проблемы. Неудивительно, что люди так полюбили «Стражей Галактики».

Целый кладезь отсылок

«Барби» не только показывает оригинальную историю, но и бесконечно отсылает зрителя к другим фильмам. «Матрица», «Волшебник страны Оз», «Однажды в… Голливуде», «2001: Космическая одиссея», «Топ Ган», «Лига справедливости Зака Снайдера», на экране появляется даже «Крёстный отец». Скорее всего, их в разы больше, но уследить за всеми довольно трудно.

Кадр из фильма «Барби»

Конечно, «свидетели повестки» обнаружат в фильме — о ужас! — феминизм, а некоторые русскоязычные критики отмечают, что в Барбиленде темнокожая президентша (невероятно, правда?). Так что если вы боитесь женщин, то лучше на «Барби» не идти — у вас вспотеют ладошки и поднимется давление, а ногам станет неуютно в сандалиях.

Но если вы не считаете в фильмах количество людей разных рас, то «Барби» вам, скорее всего, понравится — это прекрасный аттракцион, который не напрягаясь управляет эмоциями зрителя. Переключение режимов комедия/драма отлажено настолько, что самые грустные вещи становятся смешными, а шутки оказываются трогательными. Грета Гервиг показала, что большой талант позволяет использовать любой сеттинг для высказывания о важных темах — теперь её выслушает весь мир.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Барби»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Maxim Ostapchuk
24.07.23 21:19
Если мне не нравится откровенная однобокая пропаганда современного феминизма, значит всё, нужно навесить на меня клеймо "женщинофоба". Единственное хорошее, что есть в этом фильме - это Гослинг. Всё остальное - посредственность. Не согласны? Значит вы боитесь мужчин и здравого смысла.
Анна Гордеева
30.07.23 17:46
Автор не понял насколько это сложный интеллектуально фильм, но слава богу, хотя бы уловил что он про феминизм. Качество слога неплохое для девятиклассника.
Мосалев Павел
28.03.24 18:35
Неожиданный отстой, скрытая пропаганда против нормальных взаимоотношений М и Ж. Не понимаю, почему этот фильм настойчиво запихивают во всякие рейтинги. Помимо прочего, он скучный.
Лазейка
29.03.24 15:17
а нормальные — это какие?
Читать все комментарии