РЕЦЕНЗИЯ: «Бесконечное число самых прекрасных форм», Шон Кэролл

Все мы немного дрозофилы. У нас с плодовыми мухами 29 000 общих генов. Как это получилось, что нам делать с этой информацией и почему у нас при этом нет фасеточных глаз, рассказывает книга Шона Кэролла (Sean Carroll) «Бесконечное число самых прекрасных форм», которая вышла в издательстве Corpus.

[lh_review name=»Шон Кэролл» photo=»//cdn.lifehacker.ru/wp-content/uploads/2015/09/tn255x255-carroll_1443100214.png» text=»Профессор молекулярной биологии, генетики и медицинской генетики. Вице-президент Медицинского института Говарда Хьюза по научному образованию. Член Национальной академии наук США. Автор научно-популярных книг по биологии и истории науки.»]

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С тех пор, как в 1859 году вышла книга Чарльза Дарвина (Charles Darwin) о происхождении видов, эволюция стала одной из самых обсуждаемых тем в науке. И чем больше находится подтверждений теории, тем больше и опровержений.

Правда, для большинства знания об эволюции ограничиваются курсом общей школьной биологии и шутками о происхождении от обезьян. В том числе и потому, что до недавнего времени учёные и сами не могли объяснить, как именно происходит развитие каждого вида, несмотря на все доказательства. По крайней мере, не могли объяснить доступно.

Нет смысла дискутировать с теми, кто нападёт на теорию эволюции. У нас есть ископаемые. Мы выиграли.

Льюис Блэк (Lewis Black)
комик

А между тем доказательства теории эволюции растут и множатся. На основе исследований эмбрионов, изучения ископаемых останков и молекулярной генетики выросла новая отрасль науки. Дисциплина, которая появилась из сочетания эмбриологии и эволюционной биологии, — evo-devo. Она занимается сравнительным анализом генов различных видов животных. Фактически изучает эволюцию на уровне ДНК.

Именно о ней, точнее о том, на какие вопросы ответила evo-devo, и рассказывает Шон Кэролл.

«Бесконечное число самых прекрасных форм» — книга для почемучек. Если мы генетически так похожи на других животных, то почему отличаемся? Как эмбрион, развиваясь из двух клеток, понимает, где ему строить ноги, а где — голову? И извечные вопросы: где найти промежуточные видовые формы и почему мы не видим, как работает эволюция сейчас?

Отвечать на эти вопросы в рецензии нет смысла, лучше прочитать, что пишет и показывает автор.

Материал книги во многом напоминает учебник по общей биологии для старшей школы: в ней содержится информация о развитии жизни, начиная с видообразования в разные геологические периоды и заканчивая новыми гипотезами в эмбриологии. Но все сведения связаны цепочкой ДНК, поэтому картина развития всего живого получается цельной, логичной, а не раскроенной на главы, как в старом учебнике.

Автор то сравнивает механизм работы генов с работой навигатора, то проводит аналогии между геномом и тёмной материей, чтобы читателю с самыми поверхностными знаниями во всех отраслях науки можно было понять, как же случилась эволюция.

Кому и зачем читать эту книгу?

Человек — единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, какую он должен разрешить и какой он не может избежать.

Эрих Фромм (Erich Fromm)

Наверное, читать всем, кто хоть иногда задумывался, каким образом смогла развиться жизнь, и кто интересуется новостями в области науки.

«Бесконечное число самых прекрасных форм», Шон Кэролл

купить на litres.ru Купить на amazon

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Nikoloz Bionika
09.11.15 03:47
Эволюция — хороший пример современного мировоззрения, которое если что и уничтожает, то в первую очередь — самое себя: она — или невинное научное описание определенных процессов, или атака на саму мысль. Если эволюция что-нибудь опровергает, то не религию, а рационализм. Если эволюция значит только, что реальное существо — обезьяна — очень медленно превращалась в другое реальное существо — человека, то она безупречна с точки зрения большинства ортодоксов; ведь Бог может действовать и быстро, и медленно, особенно если Он, как христианский Бог, находится вне времени. Но если эволюция означает нечто большее, то она предполагает, что нет ни обезьяны, ни человека, в которого она могла бы превратиться, нет такой вещи, как вещь. В лучшем случае есть только одно: текучесть всего на свете. Это атака не на веру, а на разум: нельзя думать, если думать не о чем, если вы не отделены от объекта мысли. Декарт сказал: мыслю, следовательно, существую. Эволюционист переворачивает и отрицает изречение: я не существую, значит, я не могу мыслить.