6 сентября в мировой прокат вышел «Битлджус Битлджус» — первый за пять лет полнометражный фильм Тима Бёртона, мастера мрачных сказок и чёрного юмора. Режиссёр всего второй раз в карьере снимает сиквел собственного фильма — первой была дилогия «Бэтмен». Со времён выхода первого «Битлджуса» прошло 36 лет — изменился и мир, и сам Бёртон.
Тем удивительнее, что у режиссёра отлично получилось снова войти в ту же воду. Сиквел возвращает во времена лучших фильмов Бёртона: остроумных, хулиганских, но при этом трогательных и искренних.
О чём фильм
Спустя много лет после событий первой части Лидия Дитц (Вайнона Райдер) ведёт телешоу о привидениях под присмотром заигрывающего с ней продюсера Рори (Джастин Теру). Но многие считают её мошенницей, в том числе и собственная дочь Астрид (Дженна Ортега).
В семье случается горе: погибает отец Лидии. И тогда её мачеха Делия (Кэтрин О’Хара), склонная к публичным перформансам, решает устроить массовую церемонию прощания в их старом доме.
В это же время в загробном мире Битлджус (Майкл Китон) всё ещё мечтает воссоединиться с Лидией. Но и у него появляются проблемы: бывшая жена (Моника Беллуччи) воскресает из мёртвых и одержима желанием отомстить супругу. Расследовать это дело берётся сотрудник Службы порядка того света (Уиллем Дефо).
Когда Астрид попадает в беду, Лидия вынуждена обратиться за помощью к Битлджусу. И с этого момента всё становится ещё сложнее.
Фильм понравится как знатокам, так и новичкам
У франшиз, которые возвращаются на экраны после перерыва в десятки лет, есть одна серьёзная проблема: для того, чтобы их понять, нужно ознакомиться с классикой. А далеко не все зрители нового поколения готовы смотреть картины из 1980-х. Или же наоборот: поклонники старых частей ругают новинки как за попытки сыграть на ностальгии, так и за новые темы — это сейчас происходит с франшизой «Чужой».
Но есть и удачные примеры возвращений. Таким был «Безумный Макс: Дорога ярости», теперь в список можно добавить и «Битлджус Битлджус». С одной стороны, сиквел — буквально плоть от плоти первой части (мультсериал не берём, он держался особняком).
Тот же режиссёр и основной актёрский состав. Да и атмосфера полностью совпадает с настроением старого фильма. Когда семья возвратится в прежний дом, поклонники классики тоже почувствуют, будто приехали к бабушке, у которой в детстве проводили лето. Ну, если у вашей бабушки в доме водились привидения и она любила шутить о смерти.
С другой стороны, любой, кто пришёл на киносеанс случайно и даже не слышал о картине 1988 года, моментально разберётся в происходящем. Бёртон очень аккуратно напоминает обо всех основных событиях, не уходя в долгие флешбэки.
Да, будут непонятны отдельные моменты, вроде упоминания семьи призраков, обитавшей в доме. Но они не влияют на основной сюжет — это будет звучать просто как малозначительная шутка. В чём-то новичкам будет даже веселее: они впервые столкнутся с безумным юмором Битлджуса, а эти эмоции дорогого стоят.
В «Битлджус Битлджус» много олдскульного чёрного юмора
Тима Бёртона часто называют сказочником и апологетом готичных историй. Но не стоит забывать, что это ещё и режиссёр с отличным чёрным чувством юмора. Хотя совсем уж комедийные «Марс атакует!» или «Мрачные тени» многие не любят (или просто не поняли). Но всё же иронии хватает и в его «Бэтмене», и в «Трупе невесты».
Прелесть «Битлджуса Битлджуса» в том, что здесь Бёртон возвращается к максимально олдскульному чёрному юмору, за который и полюбили первую часть. Сцен в загробном мире с трупами людей, которые погибли самыми странными способами, стало ещё больше. Даже новость про смерть мужа Делии — вроде бы серьёзный драматический момент — превращают буквально в анекдот. Да и его финальное воссоединение с супругой тоже.
На любые другие темы автор шутит без оглядки: будь то зависимость от лекарств, семейные проблемы, навязчивые женихи или деятельность маньяков. Нет, это не переходит грань дозволенного и не превращается в «Очень страшное кино». Но и осторожничать Бёртон не собирается.
Мало того, вот уж чего от него не ждёшь, так это своеобразного метаюмора. Автор позволяет себе шутки про студию Disney, с которой недавно рассорился и назвал произошедшее «ужасным цирком». Героиня Дженны Ортеги рассказывает, что носила на Хэллоуин маску с картины Мунка — а многие помнят, что про актрису заговорили после фильма «Крик» 2022 года.
Даже герой Уиллема Дефо оказывается не детективом, а актёром, изображающим детектива: он буквально в кадре придумывает, как нужно играть очередную сцену.
Фильм радует и разнообразием юмора. Здесь много текстовых шуток и игры слов: «Отношения на расстоянии — это сложно. Особенно когда один покойник, а другая игнорит его 30 лет», — скажет Битлджус. Не реже кровавого чёрного юмора про смерть проскакивают актуальные шутки про поп-культуру и ещё много забавного.
Хватает места и для трогательной драмы
Отдельное достоинство фильмов Тима Бёртона — его любовь к героям-отщепенцам, которым трудно найти своё место в обычном обществе. Можно вспоминать хоть «Эдварда Руки-ножницы», хоть биографическую картину «Эд Вуд». Или даже «Уэнсдей», с которой и началась совместная работа режиссёра и Дженны Ортеги. Как ни удивительно, классический «Битлджус» тоже затрагивал эту тему: странноватая Лидия видела привидений, но родителям не было до этого дела.
А ещё интереснее, что сиквел, при всём обилии юмора, остаётся очень даже трогательной историей. Правда, теперь Бёртон становится чуть добрее к своим героям.
Важным подтекстом фильма идёт травма, которая разделила Лидию и Астрид, — смерть отца девочки. Мать страдает из-за того, что видит разных мертвецов, но только не того, кого действительно мечтает встретить снова. Астрид же оказывается без поддержки и потому ввязывается в неприятности.
Вдвойне показательно, что их тихая история разворачивается на фоне публичной и очень громкой трагедии, в которую Делия превращает похороны мужа, и на фоне желаний Рори жениться на Лидии и претензий Битлджуса. Всем окружающим снова плевать на переживания женщин, но, к счастью, теперь мать и дочь могут помочь друг другу.
Жаль только, что героиню Беллуччи оставили нераскрытой функцией. А ведь всё так красиво начинается: брошенная женщина в самом буквальном смысле собирает себя по частям после предательства. Но на её историю просто не хватило времени — придётся с этим смириться.
Зато, сознательно или нет, режиссёр пересказывает в биографии Лидии свою творческую карьеру. В первой части она была странным готичным изгоем, которого не понимали даже близкие, — отражение молодого Бёртона, предложившего на суд зрителей мрачную комедию «Битлджус» в 1988 году. В сиквеле она уже статусная звезда, но на самом деле жутко устала от работы на потеху публике, однако продюсер требует ещё и ещё — чем не последние годы сотрудничества режиссёра со студией Disney, из-за которой он чуть не бросил снимать кино.
«Битлджус Битлджус» просто яркий и красивый фильм с крутыми актёрами
Подбор артистов в фильмы Тима Бёртона — отдельный вид искусства. Конечно, у многих его картины ассоциируются с Джонни Деппом и Хеленой Бонем-Картер. Но и без этой пары в работах режиссёра много прекрасных актёров.
Новинка радует как возвращением оригинального состава, так и компанией новичков. Когда-то именно работы Бёртона сделали Майкла Китона настоящей звездой: сначала «Битлджус», а потом и «Бэтмен», который вывел актёра из ранга комедиантов.
В сиквел он врывается с невероятной энергией, будто и не было прошедших 36 лет. Битлджус рычит, кривляется, играет на гитаре Right Here Waiting Ричарда Маркса, а полосатый костюм на нём сидит не хуже, чем в 80-х.
Героиня Райдер уже совсем в другом статусе, но не сменила ни причёску, ни слегка безумное выражение лица. Когда персонажи оказываются рядом, буквально физически можно почувствовать, как актёры наслаждаются возвращением к прославившим их ролям.
Ещё интереснее с новичками. Дженна Ортега будто изначально рождена для фильмов Бёртона — недаром она наравне с Мией Гот стала новой королевой крика. Сам режиссёр говорил, что именно «Уэнсдей» вернула ему тягу к съёмкам кино: его сильно подкосил диснеевский «Дамбо». Вероятно, Ортега даёт немолодому автору вдохновение и веру, что его стиль и юмор актуален и у нового поколения.
А когда на экране появляется Моника Беллуччи — новая муза и возлюбленная Бёртона — просто трудно поверить, что раньше она никогда не снималась у этого автора, ведь актрисе идеально подходят такие роли. А ещё есть Уиллем Дефо, Джастин Теру в роли мелкого подлеца и даже небольшая роль Денни ДеВито — уже пятая у этого режиссёра.
Если вам и этого мало, представьте, что к финалу троицу Райдер, Ортега, Белуччи ещё и оденут в свадебные платья — красное, белое и чёрное соответственно. А потом три поколения семьи Дитц (да, и 70-летняя Кэтрин О’Хара тоже) будут веселиться под совершенно ненужный, но именно поэтому прекрасный музыкальный номер. После этого «Битлджуса Битлджуса» просто невозможно не полюбить.
Если исключить сериал «Уэнсдей», у Тима Бёртона давно не выходило ничего настолько лёгкого. В «Дамбо» слишком чувствовалось давление студии, «Дом странных детей мисс Перегрин» приняли посредственно (хотя своя прелесть в нём есть), «Большие глаза» были биографической драмой. Поэтому «Битлджус Битлджус» — фильм, который режиссёр снимал с особым удовольствием, как возвращение к своей молодости и временам, когда кино было намного проще.
Такая искренность подкупает. Фильм получился очень простым, смешным и трогательным. И сразу после финала хочется поверить, что будет «Битлджус Битлджус Битлджус» — ведь если произнести имя призрака три раза, он точно появится.