5 приёмов, которые позволят бизнесу пережить кризис и начать больше зарабатывать

Чтобы раскрыть потенциал дела на все сто, нужно регулярно делать чек процессов и следить за изменениями в экономике. Вместе с Национальным проектом «Производительность труда» рассказываем, что поможет увеличить эффективность на непредсказуемом рынке.

1. Сверяйтесь с современными трендами

Ни одно предприятие не существует в отрыве от мировой экономики. Даже если у вас небольшой магазин «у дома» или услуги в рамках одного города, важно учитывать новые тенденции. Например, сегодня в обществе обеспокоены экологическими проблемами. Это побуждает бизнес менять подходы: перерабатывать отходы, выбирать органические материалы. Многие бренды представляют новые коллекции из вторичного пластика, уменьшают объёмы упаковки и принимают вещи на переработку.

Меняется потребительское поведение — к примеру, люди стали чаще покупать онлайн. Это приводит к появлению дарксторов — магазинов‑складов, которые доставляют заказы на дом. В онлайн переместился не только ретейл, но и сфера услуг. В интернете можно заниматься спортом или учиться играть на музыкальных инструментах. Стала доступной даже телемедицина — дистанционный приём у врача.

Развитие технологий приводит к возникновению цифровой усталости. В ответ туристические компании могут предлагать ретрит‑туры, во время которых клиент отказывается от гаджетов, живёт в доме возле леса, медитирует и занимается йогой.

2. Внедряйте бережливое производство

Изображение: Aleksandar Malivuk / Shutterstock

Бережливое производство — это подход к управлению компанией, который направлен на уменьшение всех видов потерь. Он помогает делать работу быстрее, качественнее и дешевле. Переход на бережливое производство включает несколько этапов:

  • Решить, что ценно в продукте для потребителя. Ценность — это та польза от товара и услуги, которую получает клиент. Например, если вы продаёте пиццу, ценностями могут быть качество ингредиентов, большой ассортимент вкусов, быстрая доставка.
  • Убрать лишние этапы производства. Например, если менеджеры компании каждый день собираются на планёрку, чтобы согласовать задачи, это может приводить к потере времени. Лучше внедрить планировщик, в котором будет видна загрузка каждого.
  • Оценивать не отдельные действия, а весь поток работы. В этом помогает карта потока создания ценности — схема, которая позволит увидеть не один производственный процесс, например сборку или доставку, а все этапы. Она нужна, чтобы все участники понимали, как устроена вся цепочка, и могли улучшить действия, которые не приносят пользы. В бережном производстве различают два потока: материальный — то, что в итоге становится готовым продуктом, который можно увидеть и потрогать, и информационный — то, что не является частью продукта, но влияет на него (телефонные звонки, электронные письма, планы графики). Важно учитывать все процессы.
  • Прогнозировать спрос. Делать только тот продукт и в том количестве, которое нужно потребителю. Товар не должен пылиться на складах.
  • Постоянно улучшать процессы. Бережливое производство — это не разовая оптимизация процессов. Оно используется в компании постоянно. Важно регулярно собирать обратную связь от сотрудников и клиентов и совершенствовать продукт.

Наладить систему бережливого производства в компании бесплатно поможет национальный проект «Производительность труда». Специалисты Федерального центра компетенций посетят производство и вместе с сотрудниками разрабатывают план по оптимизации процессов. Они помогут найти слабые звенья в технологических цепочках и расскажут, как убрать лишние операции и улучшить качество продукции. В программе уже участвует более 3 тысяч предприятий. Благодаря системе бережливого производства вы сможете высвободить ресурсы и повысить производительность без дополнительных затрат.

Подать заявку на участие

3. Пробуйте новые методы управления проектами

Гибкие методы управления проектами часто используют в IT‑компаниях, но их можно применять во всех отраслях. Допустим, Agile предполагает, что работа над проектом не может основываться только на заранее составленном плане. Могут появляться новые данные, пожелания заказчиков, которые важно учитывать и вносить изменения. Это отличает Agile от каскадной модели Waterfall, в которой разработчик переходит к следующей фазе проекта только после того, как завершил предыдущую.

В основном Agile описывает не конкретные подходы, а ценности. А Scrum можно назвать один из вариантов его реализации, который помогает повысить темп работы. В нём работа над проектом разбивается на отрезки (спринты) продолжительностью от двух до четырёх недель. В конце каждого спринта команда представляет результаты своих трудов. Как правило, работа идёт в небольших группах до 10 человек. Роли чётко регламентированы: есть один ответственный за продукт, команда и скрам‑мастер, который обучает сотрудников необходимым практикам. Подход будет полезен, если вы производите новый продукт и точно не знаете, какой должна быть финальная версия. С ним можно быстро находить слабые места и вносить правки.

4. Вовлекайте сотрудников в принятие решений

Большинство российских руководителей признают важность корпоративной культуры для развития бизнеса. Но многим сложно предоставить подчинённым больше свободы в работе. А чтобы дело развивалось, нужны сотрудники, которые не боятся брать на себя инициативу и принимать решения. Если работник просто делает свою часть задач в отрыве от всего процесса, будет сложнее решать нетипичные проблемы или видеть пространство для улучшения.

Если сотрудник случайно ошибся, нужно разобрать недочёт вместе с ним, но не обесценивать работу и не спешить накладывать санкции. Страх снова сделать что‑то не то и лишиться части зарплаты может лишить человека мотивации свободно работать и предлагать новое. Правильнее будет объяснять цели и задачи компании, чтобы каждый специалист понимал, какие критерии указывают, что работа выполнена успешно.

5. Ищите способы стимулировать сотрудников

Изображение: fizkes / Shutterstock

Текучка кадров может дорого обходиться компании. Придётся вновь искать кандидатов, проводить собеседования, обучать новых людей. Чтобы сотрудники оставались в вашей компании, подумайте, как их стимулировать. Самый очевидный вариант — финансово. Большие победы или удачное закрытие квартала можно награждать премиями.

Но деньги — это не единственный стимул. Важно наладить систему обратной связи с сотрудниками и узнать, что они считают ценным поощрением. Например, более 20% работников могли бы работать вне офис без потери эффективности. Многие люди ценят удалёнку, и важно предоставлять им такую возможность. Другие формируют лояльность благодаря корпоративным праздникам и тимбилдингу. Третьи ценят возможность участвовать в конференциях и обучаться за счёт работодателя, а кому‑то может быть важно, чтобы компания предоставила медстраховку.

Благополучие компании связано с сотрудниками, но конечная ответственность за эффективность лежит на руководителях. Пройти профессиональную подготовку управленцы могут в рамках национального проекта «Производительность труда». Она поможет стать менеджером, который уверенной рукой ведёт дело к успеху. Кроме того, инициатива предоставляет средним и крупным предприятиям доступ к налоговым льготам, помогает выйти на экспорт и устранить административные барьеры в работе.

Узнать о проекте

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Партнёрский
Обложка: NDAB Creativity / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий