США: в любой ситуации оставляйте чаевые, исключение — плохой сервис
Чаевые в США принято давать всегда. В общепите в среднем оставляют 15–20% от счёта. Но всё зависит от уровня заведения: в ресторанах со звездой Michelin чаевые потянут на 25% от чека, в простом кафе будет достаточно и 15%. В любом случае сумма вознаграждения должна быть не ниже 10%: платить меньше считается дурным тоном либо говорит о недовольстве клиента. Персонал может даже подойти к вам и взволнованно поинтересоваться, что они сделали не так. Оставлять чаевые мелочью тоже считается невежливым — но это не так ужасно, как не оставить на чай совсем.
Чаевые в такси обычно составляют 15% от стоимости поездки. Но если водитель помог вам донести багаж до номера, это поощряется отдельно. Традиция оставлять денежную благодарность в Америке распространяется едва ли не на все сферы: чаевые дают работникам гостиницы, курьерам, парикмахерам. Поэтому если вы сомневаетесь, уместно ли дать на чай, ответ скорее всего будет положительным.
Великобритания: чаевые оставляют портье, но не бармену в пабе
Есть мнение, что традиция оставлять чаевые появилась именно в этой стране. Якобы в XVII веке на посуде в британских кофейнях писали tip (так переводится слово «чаевые» с английского). Это расшифровывалось как To Insure Promptness — «Чтобы обеспечить быстроту». Другие говорят, что эта история — миф, и чаевые появились в Америке.
В любом случае сегодня чаевые в Великобритании, как и во многих странах, не обязательны. Но помогут оставить о себе приятное впечатление. Например, плату за поездку в такси обычно округляют до целого значения, делая тем самым комплимент водителю. В ресторане стоит внимательно читать счёт, многие заведения включают в него плату за обслуживание. В Лондоне она может достигать 12,5%, особенно для больших компаний и вечеринок. Если сервис не входит в чек, а без чаевых уходить неловко, оставляйте примерно 10% от общей стоимости — не ошибётесь.
Экономные люди могут расслабиться в пабе: за пинту нефильтрованного не принято оставлять чаевых. Но на баре иногда ставят специальную банку: если вы классно провели время, можете положить благодарность в неё. Пару фунтов не нужно жалеть и для портье, который доставляет багаж к вашему номеру.
Россия: действуйте на своё усмотрение, но помните, что чаевые всегда в почёте
В Советской России, как и во всём Союзе, чаевые считались буржуазным пережитком или даже попыткой унизить рабочий класс. В современной России нет чётких правил в этом вопросе, но культура чаевых активно развивается. После посиделок в ресторане вежливо будет оставить около 10% от размера чека. Чаевые чаще всего не оставляют при оплата бизнес‑ланчей и предложений, которые подразумевают фиксированную оплату или промоакцию.
В других сферах чаевые тоже не регламентируются. Но благодарность за скорость и качество услуг определённо обрадует курьера, мастера по ремонту и другой обслуживающий персонал. Однако если клиент этого не сделает, это вряд ли будет расценено как недовольство сервисом.
Когда персонал встречает максимально радушно и искренне старается помочь, оставлять чаевые приятно. Ведь благодаря приветливому продавцу или доброжелательному заправщику покупка, поездка, обед или целый день становятся радостнее. В путешествиях по России вам наверняка встретятся заправки сети АЗС «Газпромнефть» — она объединяет около 1 400 станций в 46 регионах страны. Здесь можно заправиться топливом проверенного качества, отдохнуть от руля, выпить кофе и перекусить.
И если вам захочется материально поблагодарить сотрудника автозаправочной станции, не придётся искать мелочь по карманам или разменивать купюры. В сети АЗС ввели новую услугу — цифровой сервис по переводу чаевых. Просто отсканируйте QR‑код, размещённый у топливораздаточных колонок или в прикассовых зонах торговых залов, выберите специалиста и желаемую сумму чаевых. Средства моментально придут на личную карту сотрудника. Сервис оперативно работает благодаря умным платформам Mastercard Transfer HUB и Etiquette и уже доступен на почти 840 заправках «Газпромнефть».
Германия: «деньги на выпивку» официантам и разумные суммы чаевых
Чаевые в этой стране называют Trinkgeld, что в переводе с немецкого означает «деньги на выпивку». Сбор на сервис в ресторанах иногда бывает включён в счёт — когда это указано в меню. Если информации нет, вы можете оставить 5–10% от счёта. Небольшой комплимент в виде нескольких евро принято делать экскурсоводам и водителям туристических автобусов. А если тур по городу был бесплатным — например, организованным волонтёрами — уместно оставить 5 евро.
Жители Германии ассоциируются с бережным отношением к финансам, и, кажется, в случае чаевых это оправдано. Можно встретить информацию, что немцы обычно округляют счёт до более‑менее ровного значения — например, платят за обед не 33,6 евро, а 35. Вот и все чаевые. Поэтому оставлять на чай более 10% от стоимости услуги может быть воспринято здесь как эксцентричное расточительство.
Франция: сервисный сбор для каждого блюда, а чаевые — признак особой симпатии
Стоимость обслуживания во французских заведениях общепита включена в счёт на законодательном уровне ещё c 1955 года. 15% сервиса начисляются здесь к стоимости каждого блюда (не к итоговой сумме в чеке). Поэтому чаевые считаются жестом особенной благодарности. В ресторанах можно оставить до 10% от счёта, если вас что‑то сильно впечатлило. Но если вы оплатите свой луковый суп или петуха в вине цент в цент, вас не сочтут грубияном.
За быстрый завтрак или выпитый кофе чаевых обычно не оставляют совсем, особенно если вы пили его у стойки. В остальном французская культура чаевых во многом схожа с немецкой: персоналу гостиницы, таксистам и экскурсоводам можно оставить несколько дополнительных евро или округлить счёт в большую сторону. Давать выше 10% от прайса в этой стране тоже не принято.
Япония: всё настолько сложно, что лучше обойтись без чаевых
В этой стране платят только по счёту. Более того, оставленные чаевые скорее всего будут восприняты как забытая сдача и возвращены обратно — даже если для этого официанту придётся выбежать за вами на улицу. А если вы протянете деньги таксисту или парикмахеру, рискуете и вовсе оскорбить их. Ведь так может показаться, что их работа плохо оплачивается и они не проживут без подаяний.
У японцев есть своя система денежного поощрения. Чаевые здесь называют кокородзукэ, и вручать их нужно очень осторожно. Во‑первых, кокородзукэ дают до оказания услуги, а не после. Клиент таким образом не отмечает хорошую работу, а заранее выражает уверенность, что его обслужат по высшему разряду. Материальная благодарность вручается в конверте, который держат обеими руками, совершая поклон. Однако если вы не уверены в размере и уместности таких чаевых, лучше их не давать, чтобы избежать скользких ситуаций.
При поездке в такси можно сказать «Сдачи не надо», что не будет считаться оскорблением. Также в некоторых заведениях стоят баночки для чаевых, куда можно бросить мелочь. Этот поступок считается нормальным.