Рентген раскрыл «черновики» под портретами древнеегипетского некрополя

Фараону «подретушировали» щетину, а у чиновника убрали третью руку.

Команда исследователей изучила роспись Фиванского некрополя в Египте, используя рентгеновскую флуоресценцию — один из методов спектрального анализа вещества. Это позволило обнаружить под краской первые наброски, которые сделал художник 3 100 лет назад.

⚡️Новости из мира гаджетов, обзоры, гайды и не только — в телеграм-канале «Технологии | Лайфхакер».

Рисунки находятся в Фиванском некрополе неподалёку от Нила. Речь идёт о двух гробницах, которые датируют временем правления Рамсеса II (примерно 1330–1069 гг до н.э.). В них захоронены Менна, управленец при Аменхотепе III, и Нахтамун, начальник алтаря погребального храма, предположительно, во времена 20‑й династии Древнего Египта. Авторы исследования отмечают, что гробница Менны считается апогеем древнеегипетской росписи, в то время как рисунки гробницы Нахтамуна по-прежнему недооценены и малоизвестны.

Спектрограммы портрета чиновника Менны / Martinez et al., PLoS ONE 2023

Новое исследование посвящено двум рисункам. На портрете Менны рентгенофлуоресцентный анализ позволил найти третью руку. Скорее всего, её закрасили, когда художник решил изменить положение левой руки изображаемого. Авторы отметили, что не нашли другой причины, но на всякий случай предостерегли, что мы не знаем эстетические предпочтения людей той эпохи: вдруг тогда иметь три руки на портрете было писком моды.

Спектрограммы портрета чиновника Менны / Martinez et al., PLoS ONE 2023

Второй исследованный портрет изображает Рамсеса II. Здесь краска тоже скрывала пару неожиданных моментов. Один из них — щетина, элемент нетипичный для древнеегипетской живописи вообще и изображений фараонов в особенности. Но авторы высказывают предположение, что этот эффект мог быть лишь результатом неудачного наложения красок. Вторая деталь — ожерелье шебиу, которое пропало с финальной версии рисунка. Такое украшение нетипично для изображений Рамсеса II, но возможную причину удаления с портрета археологи не назвали.

Древнеегипетские рисунки изучались столетиями, но развитие археологических технологий за последние десятки лет позволяет учёным делать всё новые открытия — вроде этого анализа портретов из Фиванского некрополя.

Обложка: Mo Gabrail / Unsplash
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Дарья Громова
|изменено
спасибо за уточнение про ожерелье и бороду! а про Нахтамона не совсем верно. этот портрет Рамсеса как раз доказывает теорию, что Нахтамон служил не живому Рамсесу, а его храму после смерти фараона - на это указывают как раз детали портрета, характерные для 20-й династии. к тому же, его гробницу и раньше датировали 20-й династией из-за особенностей оформления: https://www.osirisnet.net/tombes/nobles/nakhtamon341/e_nakhtamon341_01.htm
David Simonyan
В любом случае, это гипотеза.
Дарья Громова
да, но в оригинальном исследовании как раз предполагают 20-ю династию, поэтому мы оставили этот вариант
David Simonyan
Вопрос дискуссионный. Действительно, желательно опираться на источник.
Читать все комментарии