Вышла «Чудесная история Генри Шугара» — маленький шедевр Уэса Андерсона

Бенедикт Камбербэтч как бонус.

27 сентября на Netflix состоялась премьера фильма «Чудесная история Генри Шугара». За 37 минут Уэс Андерсон объясняет, почему его нельзя списывать со счетов, и его доводы кажутся убедительными.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Картина основана на одноимённом сборнике рассказов Роальда Даля. Андерсон уже экранизировал писателя («Бесподобный мистер Фокс») и вернулся к его творчеству спустя 14 лет.

«Чудесная история Генри Шугара» — первый и самый длинный из четырёх запланированных фильмов по Далю, снятых Уэсом Андерсоном для Netflix. В главных ролях выступили Бенедикт Камбербэтч, Рэйф Файнс и Бен Кингсли.

Писатель Роальд Даль рассказывает историю Генри Шугара, который наткнулся на рассказ про индийского фокусника, научившегося читать с закрытыми глазами. Шугар, будучи наследственным аристократом, лишённым жизненных интересов, решает овладеть этим даром, чему и посвящает всё своё свободное время.

Высоченный темп

Странный хронометраж фильма никак не связан со скудностью истории — наоборот, она богата событиями, яркими героями и необычными локациями. Уже к пятой минуте становится понятно, что Андерсон мог бы снять и полуторачасовой фильм, просто добавив подробностей и совсем немного снизив темп повествования. Но режиссёр решает пожертвовать статусом картины (наверняка спустя годы «Чудесная история Генри Шугара» затеряется из‑за хронометража), зато максимально вкладывается в каждую секунду.

Иногда фильм выглядит как перемотка, хотя лучше описать его как быстрое перелистывание страниц графического романа. Внутрикадровый монтаж со сменами декораций, а иногда бесшовный монтаж позволяют истории разворачиваться без прерываний. Как и в случае с книгой, иногда приходится ставить фильм на паузу или отматывать назад, чтобы как следует разглядеть фон. Редкий случай, когда картину лучше смотреть дома, а не в кинотеатре.

Невероятные декорации (ничего необычного)

Хвалить фильм Уэса Андерсона за декорации — то же самое, что хвалить соль за то, что она солёная. «Чудесная история Генри Шугара» безумно красива. Тут нет сцен, в которых фон был бы простым или скучным. Хотя, в сущности, это не фон, а нечто большее.

Кадр из фильма «Чудесная история Генри Шугара»

Кадр из фильма «Чудесная история Генри Шугара»

Он даёт истории театрализованность, поскольку каждый элемент декорации виден — будь то подставка, на которой сидит левитирующий йог, или книжные полки. Актёрская игра добавляет происходящему театральности. Темп вынуждает придумывать такое количество декораций, что хватило бы на два полнометражных фильма, а Эду Вуду — на все сорок.

Кажется, что Уэс Андерсон — единственный в мире человек, который может проделать такую работу и всего лишь оправдать ожидания. Впрочем, он сам виноват, что приучил к такому уровню.

Стиль, а не самоповтор

Два прошлых фильма Андерсона — «Французский вестник» и «Город астероидов» — раздражали своим визуальным великолепием, в рамках которого почти не было жизни. Стойкое ощущение «заигрался и потонул в декорациях» затронуло даже самых преданных фанатов режиссёра. Казалось, что Андерсон обречён на эксперименты со структурой, цель которых — оправдать сказочность фильмов и объяснить, почему они больше не вызывают эмоций.

«Чудесная история Генри Шугара» тоже опирается на метанарративы (как и «Город астероидов», это история в истории в истории), но обладает реальными эмоциями. Истинное удивление, существование чуда, необычные жизненные задачи — этим фильм напоминает ранние картины режиссёра. Получается не пластмассовый «Французский вестник», а блестяще снятая сказка, в рамках которой упрощения героев вполне позволительны.

Настоящий Камбербэтч

Вряд ли среди актёров‑звёзд есть кто‑то более «андерсоновский», чем Бенедикт Камбербэтч. Тем страннее, что только в 2023 году они поработали вместе.

Камбербэтч обладает природным обаянием, сочетающимся с комедийной странностью внешнего вида. Его дар проявляется во взгляде, мимике, голосе — это образцовый комедийный актёр, которому даже не нужен хороший сценарий, чтобы вызывать у зрителя как минимум ухмылку.

Пограничность между нормальностью и комедийностью — отличительная черта почти всех главных героев фильмов Уэса Андерсона. Именно поэтому Камбербэтч невероятен в своей роли. Кажется, что ему к ней даже не нужно было готовиться, это настолько точное попадание, что от актёра требовалось просто выучить сценарий.

Это в «Патрике Мелроузе» или «Игре в имитацию» он изображал кого‑то. Роль Генри Шугара требует от него быть собой. Естественность Камбербэтча поражает, особенно с учётом довольно ненормальных, необычных событий фильма. В общем, это точно самая яркая работа актёра за последние годы.

Кадр из фильма «Чудесная история Генри Шугара»

Кадр из фильма «Чудесная история Генри Шугара»

«Чудесная история Генри Шугара» — это маленький (по объёму) шедевр от режиссёра, который всеми силами держится за свой стиль и верит, что отказываться от него не нужно. Но если два прошлых фильма намекали на творческий кризис, то новая картина дарит надежду — Андерсон всё ещё не потерялся в декорациях. В этот раз он взвинтил темп и показал театрализованную сказку, значит, в будущем наверняка придумает ещё какой‑нибудь способ, чтобы его симметричные проработанные кадры вызывали эмоции. Ну а если он решит снимать Камбербэтча в каждом фильме, то вряд ли кто‑то скажет слово против — не Доктора Стрэнджа ведь ему играть.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Чудесная история Генри Шугара»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Лазейка
28.09.23 13:02
офотоп, конечно, но кажется, нам нужны уроки продуктивности от Уэса Андерсона. столько фильмов наснимал за короткое время
Лазейка
28.09.23 13:03
очень красивый трейлер! суперлюбопытно теперь и на другие части взглянуть