Технологии развиваются бешеными темпами. Каждый день появляется что-то новое и удивительное. Но все мы прекрасно понимаем, что иногда даже самую высококачественную «конфетку» производитель может облачить в невнятный «фантик». Правильный дизайн сейчас чуть ли не важнее самого продукта.
Стивен Бейли (Stephen Bayley), журналист одного из известнейших новостных изданий The Daily Telegraph, рассуждает на тему баланса красоты и функциональности в сфере техники. К этим мыслям его подтолкнул выход на рынок «яблочных» новинок. И не только…
Бейли возмущается: «Это была хорошая неделя для новых продуктов, но плохая неделя для красоты. Слишком пёстрые iPhone, распухший бугорчатый Jaguar и неприглядные пластиковые банкноты. Достигли ли мы исторического момента, когда красота исчерпана?
Нет сомнений в том, что большая часть потрясающего успеха Apple была связана с «прикладным искусством» (старый термин для понятия «дизайн»). Возможно, не каждый i-потребитель осознаёт, что на самом деле купил продукт в стиле Баухауз [суть этого стиля — отказ от лишних украшательств в пользу функциональности]. Немецкий архитектор Генрих Тессенов (Heinrich Tessenow) выразил суть этой системы убеждений так: «Самое простое не всегда самое лучшее, но самое лучшее всегда просто».
Как вам лозунг? Ни на что не похоже? Вот и Бейли отмечает, что эта методология немецкой арт-школы сильно повлияла на главного дизайнера Apple Джони Айва, плюс к этим знаниям Айв добавил ещё немного Дзена и своего опыта в сфере современной обработки материалов, чтобы в итоге создать «продукцию исключительной визуальной и тактильной красоты». И этим красивым дизайном, как панцирем, Apple может прикрывать не самые совершенные технологии.
«Айв знает об этом – и усвоил это очень хорошо – от промышленного дизайнера Дитера Рамса (Dieter Rams) [ведущий немецкий дизайнер фирмы Braun с 1962 по 1995, представитель школы функционализма в промышленном дизайне], который говорил, что лучший дизайн — это минимум дизайна».
Но красота имеет свои пределы. По мнению автора статьи, iPhone 5 невозможно было сделать лучше, он «эстетически идеален», но необходимо было представить что-то миру, и в ход пошли «клоунские цвета и спецэффекты». «Кажется, Apple покончили с искусством. Страшная правда о красоте в том, что, в конечном счете, это скучно. Люди начинают жаждать разнообразия. Таким образом, достижения Apple подтверждают, что красота помогает творить бестселлеры, но точно так же они предупреждают, что избыток красоты может навредить».