Что нужно успеть до того, как запретят дроны, и что делать после

Вот-вот вступит в силу закон, который изменит правила покупки и использования летательных аппаратов массой больше 250 граммов и поставит жирный крест на квадрокоптерах, RC-самолётах и прочих маленьких развлечениях. Интересна эта сфера? Срочно начинайте читать и действовать!

В середине апреля вступают в силу поправки в Воздушный кодекс РФ, касающиеся использования беспилотных судов. Совсем скоро таможенники начнут вскрывать 5% посылок из-за рубежа. А ближе к лету будет снижена планка беспошлинного ввоза, и мы начнём доплачивать за покупки дороже не 150, а каких-нибудь 25 долларов. В общем, в ближайшее время Россия, вероятнее всего, останется без летающих RC-моделей в принципе.

Закон, регулирующий полёты радиоуправляемых аппаратов

Поправки в Воздушный кодекс приняты во втором и третьем чтениях, подписаны президентом и должны вступить в силу через 90 дней после опубликования (были напечатаны в «Российской газете» 11 января 2016 года). С этого момента государственной регистрации будут подлежать беспилотные воздушные суда, максимальная взлётная масса которых больше 250 граммов. Под действие закона подпадают летательные аппараты весом до 30 килограммов всех видов назначения и конструкций.

Эти воздушные суда подлежат обязательной сертификации. Некоторые аппараты будут сертифицироваться на основании уже имеющегося документа о лётной годности, некоторые — на основании сертификата изготовителя. Классификатора на данный момент не существует.

Ранее производители коптеров не сертифицировали свои аппараты в России, поскольку это просто не требовалось. Да и вряд ли будут: большая часть аппаратов ввозится нелегально. Так что в этом плане придётся выкручиваться владельцам.

Кроме того, законодатели задумались и об «экипаже». Он состоит из одного или нескольких внешних пилотов. Один из них должен быть назначен командиром беспилотного аппарата и нести дополнительную ответственность за любые неполадки при эксплуатации: принимать окончательные решения о взлёте, полёте и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности. 

Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полёта, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полёт, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полётами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полётов.

Воздушный кодекс РФ

До появления поправок полёты беспилотников вообще никак не регламентировались. И это плохо. Но с поправками лучше не стало. По сути, они попросту запрещают полёты всех аппаратов тяжелее 250 граммов. А это — любые радиоуправляемые модели или квадро-, гекса- и октокоптеры.

Правила регистрации беспилотных аппаратов

Итак, с середины апреля все дроны нужно будет регистрировать. Государственный реестр беспилотников будет вести Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

Для внесения устройства в реестр владелец должен подать письменное заявление в Росавиацию в произвольной форме, но с данными о себе и дроне (тип, серийный номер, дата изготовления, наименование изготовителя, максимальная взлётная масса, тип и количество установленных двигателей, их мощность). После регистрации беспилотнику присваиваются и наносятся на него государственный и регистрационный опознавательные знаки. Повторная регистрация требуется при смене собственника судна и любом изменении комплектующих, модификации.

После регистрации в госреестре Росавиации потребуется поставить дрон на учёт в Федеральную службу безопасности (ФСБ), сообщив те же данные, что и при регистрации.

Чем грозят таможня и новые правила

policeuavdrones.com

Осложнения с регистрацией дополняются большими неприятностями с таможней. Во-первых, потому, что большинство дронов стоят больше, чем позволяет беспошлинный лимит (сейчас это 150 долларов, но, вероятно, уже к лету он снизится до 10–20 долларов).

Во-вторых, большая часть коптеров и самолётов выпускается в Китае (всеми любимый Phantom — тоже), а значит, их сертификацией в срочном порядке заниматься никто не будет. Таким образом, все они будут являться контрафактной продукцией.

В случае вскрытия посылки (а таможенники не только имеют право вскрывать посылки, но и будут делать это чаще) или наличия на ней информации о том, что пакет содержит беспилотный летательный аппарат, ваша покупка будет задержана.

Вариантов развития событий может быть два:

  • либо дрон останется у таможенных органов,
  • либо для его ввоза придётся проводить сертификацию. Как именно, я пока до конца не разобрался. Это слишком запутанный процесс, которым должна заведовать Росавиация. Пока же такую процедуру проводят только для сверхлёгких ПИЛОТИРУЕМЫХ аппаратов.

Как обойти новые правила

На самом деле — никак. Хотя правил написана огромная куча, есть сразу две проблемы, которые накрепко запрещают любые полёты:

  1. Коптеры и радиоуправляемые самолёты не сертифицируются и не подлежат сертификации, а значит, их нельзя зарегистрировать.
  2. Нет официальной процедуры для получения удостоверения для полётов (хоть на квалификацию капитана беспилотного аппарата, хоть на вспомогательного пилота-оператора). А потому Росавиация вправе отказать любому при попытке официальной регистрации.

Логично, если бы вопросами беспилотников занималось ДОСААФ. Однако эта организация практически уничтожена, а свято место пусто не бывает. Для поддержки развития беспилотных аппаратов появилась общественная организация «Ассоциация малых беспилотников».

Она уже предлагает всем желающим вступить в свои ряды и получить официальное удостоверение члена ассоциации. Для обычных пилотов это совершенно бесплатно, а вот при необходимости юридической поддержки, участия в научных проектах, торговли необходимо немного растрясти кошелёк. Проект отметился организацией круглых столов и выставок, в том числе на площадях «Сколково». Но ни одна из инициатив не была рассмотрена Госдумой при утверждении текущих поправок. В качестве достижений объединения можно отметить единственное выигранное дело о грузоперевозке по воздуху на малом беспилотнике в Сыктывкаре.

Впрочем, членство ни в одном клубе или организации не освобождает от обязательной регистрации. Не спасут и корочки авиамодельных клубов. К сожалению, деятельность таких клубов никак не регламентируется и, судя по всему, этот сезон (если законодатели не смилостивятся) их члены встретят на земле или в конспиративных гаражах.

Что делать

Летать аккуратно, незаметно. И подготовиться к тому, что, если поймают, придётся заплатить штраф от 5 до 50 тысяч рублей (за нарушение воздушного пространства и за незарегистрированный аппарат). Если к тому же обнаружится флешка с видеоматериалом и будет отсутствовать разрешение на фото- и видеосъёмку, можно влететь на ещё большую сумму. При наличии фотографий, которые могут классифицироваться как сбор картографических данных, штраф вырастет до 200–500 тысяч рублей.

Таким образом, если и летать, то:

  • делать это так, чтобы другие люди были в безопасности;
  • делать это незаметно;
  • делать это на частной — своей или дружественной — территории на малой высоте.

Летать пока не на чем, но хочется? К сожалению, выход только один — по крайней мере пока — покупать прямо сейчас, чтобы посылка успела прийти до конца марта. Желательно воспользоваться услугами транспортной компании — «СДЭК», SPSR Express или EMS: сроки слишком малы, любой заказ из Китая будет отправлен не раньше 17 февраля.

В дальнейшем — теоретически — можно будет ввозить разукомплектованные, разобранные аппараты: отдельно винты и двигатели, отдельно корпус, полётный контроллер и прочее. Всё в разных упаковках с надёжным смещением по времени, чтобы посылки не пересеклись на таможне. Или покупать внутри страны, что значительно дороже.

К сожалению, под запрет попадают практически все летательные аппараты, предназначенные для полётов на улице. И квадрокоптеры (их аналоги), и радиоуправляемые вертолёты, и подобные самолёты/планеры. Если решили рискнуть, то в первую очередь стоит обратить внимание на эти модели:

Syma X5C (W)

Небольшой коптер для улицы. Плюсы: качественный пластик, прочная конструкция, большое количество запчастей, низкая стоимость. Есть модификация с видеотрансляцией. Недостатки: довольно быстро горят моторы, достаточно хрупкие ноги, не может возить экшен-камеру.

WLtoys V686

selfidrone.com

Несколько более мощный коптер, который вполне способен таскать — недолго и недалеко — неплохую камеру. Значительно прочнее, чем X5, но дороже (не везде) и сложнее в управлении.

Купить WLtoys V686 →

JJRC H16 Yizhan Tarantula X6

wltoys.ru

Отличный, прочный коптер с широкими возможностями. Умеет таскать GoPro, пусть и без управления ею с пульта. Подойдёт для съёмок простого видео.

Купить JJRC H16 Yizhan Tarantula X6 →

Syma X8

droneflyers.files.wordpress.com

Более продвинутый и дорогой вариант Syma X5C размером с Phantom. В отличие от «пятёрки» может таскать полноценную камеру. К сожалению, активного подвеса для её стабилизации нет, поэтому всё равно выходит несколько кастрированный аппарат. Зато он дёшев, прочен и обладает огромным комьюнити.

Flying 3D X8

gearbest.com

Самый доступный из более-менее серьёзных аппаратов. На борту есть даже телеметрия для вывода на экран параметров полёта.

Купить Flying 3D X8 →

Cheerson CX-20

Почти Phantom. Обладает мощными бесколлекторными моторами, что позволяет увеличить тяговооруженность, а за счёт этого — продолжительность полёта и грузоподъёмность. Может оснащаться управляемым подвесом для GoPro и аналогов. Время полёта — до 15 минут, а этого уже хватит на небольшой видеоролик. Да и скорость у Cheerson CX-20 приличная. Дешёвый и слабый пластик, зато очень хорошо модифицируемая конструкция и низкая стоимость.

XK Detect X380

droneflyers.files.wordpress.com

Большой, но хорошо управляемый коптер с приемлемой ценой, собственным подвесом и системой видеотрансляции. Один из лучших полупрофессиональных вариантов.

Walkera QR X350 (Pro)

Практически Phantom. Умеет летать в автоматические миссии по карте, длительность полёта Pro-варианта доходит до 25 минут. Дорог, сложен в управлении, но благодаря плате на основе ArduCopter обладает практически бесконечными возможностями настройки. При желании его можно будет перебрать и собрать аппарат на своей раме. За счёт колоссального комьюнити является качественной и лучше настраиваемой заменой продукции DJI по более приемлемой цене.

Купить Walkera QR X350 (Pro) →

Послесловие

Все эти аппараты точно попадают под грядущий запрет. Однако, если обзавестись ими заранее, может быть, и получится спокойно полетать. Вероятно, общественные организации рано или поздно добьются определённых поблажек и уточнений в законе, которые позволят вернуть авиамодельный спорт. Но это в будущем. А пока будем как-то выкручиваться.

Эта статья откроет цикл, посвящённый разнообразным летательным аппаратам, их эксплуатации, настройке и созданию. Я расскажу о собственных попытках зарегистрировать аппарат, а после рассмотрю малогабаритные дроны, которые можно будет эксплуатировать.

Насколько эта тема интересна вам и о чём хотелось бы услышать в первую очередь?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Николай Маслов
20.02.16 21:32
Никаких сорсов. Все есть уже готовое, значительно дешевле и без диких промежутков ожидания
Dmitry Kapustin
18.03.16 23:51
вообщем еще одна прогрессивная в будущем отрасль, в которой, благодаря депутатам, мы тотально отстанем от остального мира.
Артем Долгачёв
25.03.16 16:54
Но ведь Syma x5c весит меньше чем 250 г. Или это исключение? Я чего-то не врубаюсь разъясните пожалуйста! Спасибо.
Anton Antonov
05.04.16 20:36
ну летаю, подходит жирный свин, типо капитан Козлов, бла-бла, я говорю, "нет, что Вы мой дрон весит 240гр." и где и чем он будет вешать? а сертификат на весы? тупичок
Читать все комментарии