8 причин прочитать «Дурную кровь» — новый детектив Роберта Гэлбрейта о Корморане Страйке

Книги цикла о Корморане Страйке полюбились читателям ещё до того, как ловкие юристы прознали, что автор — альтер эго Джоан Роулинг. Вместе с издательством «Азбука-Аттикус» и книжным блогером Евгенией Лисицыной выясняем, какие секретные ингредиенты есть в рецепте популярности серии и чем интересен новый детектив.

6

Евгения Лисицына

Книжный блогер, автор Telegram-канала greenlampbooks.

Кто такой Корморан Страйк

Главный герой книг детективного цикла — бывший сотрудник военной полиции Британии, потерявший ногу в горячей точке. Используя прошлый опыт, хорошую память и пробивной характер, он работает частным детективом в Лондоне. Корморан находится в сложных взаимоотношениях с талантливой помощницей Робин Эллакотт. А ещё — пытается доказать всему миру, что он самостоятельная личность, а не очередной внебрачный сын рок‑звезды. Отца он как раз и не знает, вниманием и деньгами не избалован, а необычное имя получил от загадочно погибшей матери. Сейчас в цикле пять книг: «Зов кукушки», «Шелкопряд», «На службе зла», «Смертельная белизна» и свежеизданная «Дурная кровь».

Что интересного объединяет книги цикла

Любители творчества Роберта Гэлбрейта отмечают, что все романы в серии имеют общие черты, которые и создают ту самую узнаваемую авторскую атмосферу. «Дурная кровь» не стала исключением, ведь все эти приёмы проверены временем и одобрены читателями.

1. Тёмные сюжетные линии

У большинства персонажей из цикла о Корморане Страйке есть тёмная сторона. И это касается главных героев, не говоря уже про убийц, маньяков и извращенцев, которые появляются в каждом романе. Даже у самого светлого человека есть психологические шрамы. Корморан Страйк недоверчив, и у него есть то, что современные психологи назвали бы нарушением привязанности. Его хипповавшая мать постоянно переезжала с места на место, а отец и вовсе не желал знать случайного сына. Посттравматический синдром, появившийся после войны, и потеря ноги добавляют трагических оттенков в образ и без того мрачного великана.

Его помощница Робин пережила несколько нападений. Самое ужасное из них произошло в далёком прошлом, но и в режиме реального времени девушка постоянно в опасности. После нападения маньяка, которое описано в романе «На службе зла», Робин работает над паническими атаками. Но в «Смертельной белизне» и «Дурной крови» ей не удаётся с этим справиться, потому что личная жизнь и работа держат её в стрессе. В «Дурной крови» необычным расстройством психики страдает ещё и убийца. О каждой книге серии можно сказать, что это отчасти психологический триллер.

2. Обычные люди в качестве сыщиков

Кадр из сериала «Страйк» / Лайфхакер

Корморан Страйк и Робин Эллакотт обладают хорошей памятью, смекалкой и аналитическим складом ума. Но у них нет никаких суперспособностей или экстраординарных авторских методик для решения детективных задач. Они действуют точно так же, как реальные детективы и сыщики. А именно: вместе с нами, читателями, беседуют со свидетелями, осматривают место преступления, ведут слежку, пытаются отсечь ненужные детали и найти малозаметные. Мы находимся с ними в одной плоскости, с теми же самыми данными. Всё решение задач есть в тексте и может выводиться едва ли не математическим путём.

Чтобы не запутаться, автор каждый раз составляет подробные таблицы со всеми деталями диалогов, уликами, мелочами и фактами. Ничто не должно противоречить друг другу, информации не должно быть слишком много или слишком мало, она не должна быть однозначной или скрытой от нас. Мы можем решать задачу параллельно с детективной парочкой. Например, выписать всех ограниченных по количеству подозреваемых из «На службе зла» и планомерно заносить пометки про каждого. Роберт Гэлбрейт никогда не вводит в качестве убийцы кого‑то, кто не появляется в кадре и не особенно значим для расследования. В «Дурной крови» читательская детективная работа тоже возможна. Правда, сюжет закручен довольно плотно и специально содержит в себе ряд отвлекающих обманок.

3. Атмосфера и детализация

Роберт Гэлбрейт в писательском плане умеет всё то же самое, что и Джоан Роулинг. Ему доступны блестящий язык, подробные описания и детализированная структура каждой сцены. Атмосфера Лондона начала десятых годов (действие «Дурной крови» происходит в 2013–2014‑м, а каждого предыдущего романа, соответственно, на год раньше), по уверениям местных, передана очень точно. Пабы и кэбы, толчея на улицах и мрачные подворотни, предпраздничная суматоха и даже местечковые диалекты — всё это живая реальность британской столицы. Вечная рыба во фритюре с картошкой фри и английский завтрак тоже присутствуют. В «Дурной крови» Страйк и Эллакотт расследуют старый висяк конца семидесятых. Благодаря этому мы получим представление не только о биении жизни современной Британии, но и об атмосфере хаоса и неопределённости того времени.

4. Использование символики и цитат

Название непременно откликается сразу несколькими линиями в романе — и в главной, и в так называемой отношенческой. Например, «Смертельная белизна» в предыдущей книге говорит о вполне конкретном синдроме рождения белых жеребят, которые не выживают несмотря на все старания. А ещё — о всаднике Апокалипсиса Смерти на бледном коне, и смерть в детективе присутствует почти всегда. Все события романа могут казаться разрозненными, но название и символы собирают их воедино. «Дурная кровь» относится и к главному злодею, и к самому сыщику, который не желает возвращения в лоно семьи, и даже к некоторым способам убийства. Но о них вы сами узнаете во время чтения.

Что нового и примечательного в «Дурной крови»

В новом детективе автор верен собственным традициям. Но невозможно писать хорошие книги, штампуя их по одному лекалу. От романа к роману Гэлбрейт вводит новые приёмы, которые делают чтение ещё более интересным и разнообразным.

1. Персонажи в развитии

Кадр из сериала «Страйк» / Лайфхакер

Мир героев от романа к роману не статичен, как в «Симпсонах». Они влюбляются и расходятся, учатся чему‑то новому, вокруг них происходят события, которые меняют всю их жизнь. Сыщик и помощница медленно сближаются на протяжении всего цикла, но им обоим мешают собственные травмы и страхи. Робин из счастливой невесты в первой книге превращается в измученную судами разводящуюся девушку. Корморан Страйк разрывается между неуместной ревностью и страхом новых отношений. Добрая половина книги посвящена их осторожным движениям друг вокруг друга. Но ведь и в жизни не все отношения идут по чётким схемам. В «Дурной крови» отношения Робин с мужем заканчиваются необычным образом. А Корморан не может уделять ей достаточно времени из‑за страшной болезни близкого родственника. Очевидно, что и в следующем романе мы будем наблюдать за развитием отношений главных героев.

2. Обновлённый жанр

Направление каждого следующего романа меняется. Это может быть классическое расследование или история с кроваво‑бандитскими разборками. А могут быть психологические или литературные игры. Чем больше опыта у автора, тем более сложными, неклассическими, но не менее захватывающими становятся детективы. В книге «На службе зла» Гэлбрейт исследует темы реальных историй преступлений. В «Дурной крови» есть фрагменты настоящих происшествий и образы существовавших маньяков. Помимо этого Гэлбрейт заходит на территорию Дэна Брауна, вводя в повествование астрологию, зодиак и гороскопы. Всё это с элементами ретро: ведь расследование начинается спустя 40 лет после совершения преступления.

3. Неожиданный объём

Роулинг внимательно следит за отзывами на книги и идёт навстречу фанатам. Большинство читателей отмечают, что им наравне с детективной загадкой нравится читать про частную жизнь персонажей и душевные переживания. Вероятно, именно поэтому с каждой книгой растёт и процент «личного» по отношению к детективному, и объём романа в целом. Первый и второй детективы — 480 страниц, третий — 544 страницы, четвёртый — 800 страниц. А вот «Дурная кровь» в русском переводе — это целых 960 страниц.

4. Масштабная и важная тема

В сюжете всех книг цикла, помимо традиционной детективной завязки, лежит какой‑то крупномасштабный конфликт, всегда разный. Это может быть противостояние пролетарских масс и аристократической элиты, как в «Смертельной белизне». Или борьба зла с добром внутри каждого человека, как в романе «На службе зла». Или обособленность и склочность литературно‑интеллектуальной богемы в «Шелкопряде».

«Дурная кровь» касается национального и местечкового самосознания каждого британца и самоопределения внутри разрозненного общества. Только пусть вас не вводят в заблуждение недавние скандалы с Роулинг! Никакой трансфобии или намёков на неё в романе нет. Образ маньяка, который переодевался в женскую одежду, списан с реального преступника. И это переодевание не играет такой уж важной роли в романе. Кстати, трансгендерная персона встретилась читателю ещё в «Шелкопряде» и ничего негативного с ней связано не было.

Каждый следующий роман в серии впитывает всё лучшее и характерное из предыдущих книг. Если вам понравилось хотя бы одно произведение из цикла, то велик шанс, что и «Дурная кровь» будет симпатична. Автор постоянно растёт над собой и в плане писательского мастерства, и в усложнении тем, и в приближении к высокой литературе. Если «Зов кукушки» когда‑то показался вам слишком простым, возможно, сейчас стоит дать второй шанс популярной детективной серии.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Страйк» / «Азбука-Аттикус» / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Yevgeny V
15.12.20 01:16
не знаю, как книга, но сериал люто занудный(
Егор Егоров
15.12.20 12:24
Хороший обзор
Masha Pchelkina
19.12.20 19:18
Вчера начала читать. Книга — кайф, оторваться очень сложно. Но я из тех, кому вся серия зашла)
Кристина Поспелова
28.12.20 09:48
Серия отличная
Читать все комментарии