Эволюция Стива Джобса — отрывки из новой книги Becoming Steve Jobs

Вундеркинд. Сволочь. Новатор. Тиран. Это всё о нём. Даже сейчас, спустя четыре года после смерти Стива, сложно прочесть любую историю, описывающую его характер без этих затертых ярлыков.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Известные журналисты Рик Тецели и Брент Шлендер, освещающие тему Apple для Fortune, The Wall Street Journal и Fast Company,  и неоднократно бравшие интервью у Джобса, готовят книгу Becoming Steve Jobs, которая появится в продаже 24 марта. Судя по опубликованному позавчера на Fast Company фрагменту, она обещает быть очень интересной и непохожей на уже выходившие биографии Стива.

Рик и Брент начали собирать материал для книги еще три года назад, но поначалу близкие коллеги Стива отказывались говорить с ними. Первыми они говорили с людьми, которые расстались с Джобсом на определенном этапе его жизни, зачастую при сложных обстоятельствах. Однако даже те люди чувствовали, что он был недопонят многими. Сьюзен Барнс была финансовым менеджером в команде Mac и финансовым директором в NeXT Computer, но покинула компанию, решив что Джобс растрачивает капитал впустую. Стив тут же вычеркнул ее из жизни, удалив все телефоны, email и любые упоминания о ней. Несмотря на это, она очень эмоционально отзывается о нем и все еще упоминает его в настоящем времени, как и многие другие люди, с которыми беседовали Тецели и Шлендер.

«Вы читаете книгу о нем и не можете понять, как вообще кто-то мог согласиться на него работать. Он был удивительным боссом», — говорит Сьюзен.

Позже, когда люди из ближнего круга Джобса начали встречаться с Риком и Брентом, они просто подорвали его стереотип. Эд Кэтмал, президент Pixar и, возможно, самый главный наставник в жизни Стива, сказал что он постоянно совершенствовался как в бизнес-решениях, так и в своих личных манерах. «Я смотрю на Стива как на человека, который постоянно пытался измениться», — говорит Кэтмал, знавший Джобса на протяжении 25 лет.

Из эксклюзивных интервью с Джони Айвом, Тимом Куком, Биллом Гейтсом, Бобом Айгером и другими (включая вдову Стива, Лорин Пауэлл Джобс) всплыло множество образов Стива, разительно отличавшихся друг от друга. Он был человеком с безудержной жаждой знаний, буквально впитывая их где только можно. Стив предпочитал говорить и размышлять о будущем, а не о прошлом, поэтому у нас есть очень мало примеров того, как он оценивал свои успехи и неудачи или признавал извлеченный урок.

Если ввести в поиск на Amazon «Steve Jobs», то вы получите целый ворох книг с однотипными названиями на манер «10 уроков лидерства Стива Джобса», «66 секретов Стива Джобса» или «Рецепты успеха Стива Джобса». На самом же деле таких рецептов нет. Как нет и никаких прописных истин о дизайне или простоте, которые смогут изменить вашу компанию. Вместо них есть рассказ о постоянных изменениях. Эволюцию, в процессе которой был создан iPad, нельзя сравнить с творческим созиданием Apple II. Методы управления Стива командой Apple в 2000-х не имеют почти ничего общего с методами управления той командой пиратов, которые создали Mac.

Образ Стива во многом отличается от стереотипов, созданных за прошедшие годы. В нем хорошо видны изменения.

В «Стиве» нет «Я»

Несмотря на свою репутацию тирана, во время второго срока правления Джобса в Apple, штат высшего исполнительного руководства был относительно стабильным. Став более зрелым и опытным, Стив окружил себя сильными и уверенными в себе в руководителями, которые чувствовали себя комфортно, споря с ним.

В первые десять лет Apple была расколота внутренними конфликтами, многие из которых были начаты или усилены Стивом. После увольнения ему посчастливилось попасть в Pixar, где благодаря Эду Кэтмаллу была очень развита корпоративная культура. У аниматора, который за многие годы вырос в великого менеджера, было чему поучиться. Эд провел Pixar через множество трудных периодов, которые предшествовали появлению «Истории Игрушек», проложив путь через неудачи с плохими сценариями, недостаточно яркими персонажами и соперничеством с Disney, тогдашним «монополистом» мультипликационной индустрии. И Стив научился.

В 1997-м, когда Джобс вернулся в Apple, большая часть команды руководителей была новой, включая Джона Рубинштейна, отвечавшего за аппаратные средства, Эви Теваняна, ведавшего программным обеспечением и Тима Кука, пришедшего из Compaq. Стив возложил на них огромные обязательства, но также предоставил много свободы.

Фред Андерсон вспоминает, что Стив почти не вмешивался в финансовые операции: «Это не было его сильной стороной и он знал это». А Рон Джонсон, бывший руководитель розничных продаж Apple, указывает на талант распределения задач Джобса: «Стив был лучшим делегатором, котрого я встречал в жизни».

В спорах Джобс часто кричал на подчиненных, но лучшие его сотрудники сразу усвоили, что нужно слушать не крик, а то о чем кричит Стив, чтобы понять его.

Воскрешение Apple было усилием команды и этот факт упущен в ущерб для всех.

Каждый из членов той ранней команды выполнил свою часть великого дела. Андерсон полностью пересмотрел финансовые потоки компании, Кук построил надежную глобальную систему поставок, Теванян создал операционную систему, а Рубинштейн контролировал начинку Mac, iPod и других продуктов. Потом появился дизайнер по имени Джони Айв, создавший iMac, который стал первым шагом к восстановлению Apple. Об этом же говорит и Билл Гейтс: «Это действительно первоклассная команда, каждый из членов которой очень крут в своем деле».

Стив прислушивался к мнению своих специалистов. После того как он влюбился в видеомонтаж в 1999-м, Apple создала iMovie, но исполнительное руководство убеждало Джобса, что цифровая музыка будет лучшей ставкой. Он признал их правоту и уже через год были выпущены iTunes и iPod. Потом Стив был против приложений независимых разработчиков на iPhone, но прислушавшись к своей команде, он дал добро на создание App Store, благодаря чему iPhone вошел в историю.

Дюйм за дюймом, день за днем

Стив неизменно представлял нам новые впечатляющие продукты: от Apple II до iPad. Однако процесс создания этих продуктов сильно изменялся в течение его жизни. Из Джобса-революционера он превратился в Джобса-инкременталиста.

В 1991-м Брент провел с Джобсом и Гейтсом совместное интервью в доме Стива в Пало-Альто, в ходе которого Гейтс утверждал, что инкрементализм — это то, в чем нуждается компьютерная индустрия. Подразумевая своих корпоративных клиентов он сказал так: «Всё, что мне нужно, это автомобиль, на котором можно ездить по существующим улицам. Я нахожусь на этом эволюционном пути». Тогда у Джобса была другая цель, ему нравились трансформации как с Apple II и Mac, что-то подобное он расчитывал сделать и с компьютером NeXT. «Тонкость состоит в том, чтобы сбалансировать постепенные улучшения с периодическими большими шагами», — сказал он. «Время от времени знаменосцу нужен хороший пинок под зад».

Когда Стив вернулся в Apple, он смягчил свой подход. После продажи NeXT в декабре 1996-го он провел месяцы, размышляя над главными проблемами Apple и обдумывая стоит ли ему вообще возвращаться. В сентябре 1997-го, когда он уже принял решение вернуться на полный рабочий день в качестве генерального директора, он осознал всю глубину проблем компании: слишком большая линейка продуктов, упавшие духом сотрудники, низкая цена акций и мизерная доля рынка. Одним, пусть даже самым революционным, продуктом нельзя было вытащить Apple со дна.

Поэтому Стив выбрал стратегию постепенного продвижения шаг за шагом. Он начал кампанию Think Different, направленную на поднятие духа Apple среди сотрудников компании, запустил iMac, который больше был дизайнерсокой уловкой, чем инженерной разработкой. Тогда Фред Андерсон оптимизировал снижение финансовых затрат и нашел более ценные кадры, которые пришли на смену уволенным. Нужно было снова застваить общество положительно воспринимать Apple и быть на слуху.

Ежегодные требования рынка потребительской электроники сделали инкрементализм необходимостью и все же возрастающий технологический прогресс давал потенциал для передовых прорывов. «Я всегда считал, что есть много вещей, которых вы достигаете в конце проекта», — говорил Джони Айв.

«Существует объект, сам фактический продукт, но кроме него есть также всё, что вы изучили в процессе его создания. Эти знания так же материальны, как и продукт, но они еще более ценны, ведь это ваше будущее».

Снова и снова Apple использовала в новых продуктах знания и опыт, полученные в более ранних проектах. После создания iTunes компания поняла насколько жалкими являются цифровые проигрыватели и создала iPod. Обжегшись с «музыкальным телефоном», который был сделан Motorola, Apple поняла каким должен быть iPhone и то, что его производством нужно заниматься самостоятельно. А опыт iPhone был перенесен на iPad, полностью переосмыслив все сущесвующие устои планшетных компьютеров.

У Джобса был талант «синтезирования», благодаря которому Apple значительно расширила свою производственную линейку. iPod, iPhone, iPad — все эти продукты были новыми версиями устройств, с которыми экспериментировали, но потерпели неудачу другие производители.

Apple — это мировоззрение

После смерти Стива многие задавались вопросом, как Apple сможет оставаться на волне успеха без своего харизматичного лидера. На этот вопрос есть ответ.

В 2008-м Стив нанял Джоэла Подольны из Йельской школы менеджмента для создания Apple University, образовательной программы для интернов и новых сотрудников компании. Она была создана, чтобы рассказать об истории и корпоративных ценностях Apple.

В лекциях Apple U идет речь как об успехах, так и о неудачах компании. Всё это сделано по той причине, что Стив не хотел оставлять после себя команду руководителей, которые будут копировать его после ухода. Вместо этого он собирался вверить компанию группе людей, применяющий тот же строгий процесс принятия решений, который он использовал в течение прошлых 15 лет. Он хотел оставить компанию, которая будет сплоченной даже без харизматичного лидера в центре.

По мнению Стива, Кук был как раз тем человеком, который смог бы двигать Apple дальше. Сейчас компания продает совокупный опыт, складывающийся из множества сложных частей: аппаратные средства, программное обеспечение, сервисы и сетевые службы. Кук отлично справляется с приручением сложных вещей, что он уже доказал раньше, переключив Apple на подрядное производство продуктов и модернизировав цепочку поставок. По правде говоря, Кук мог бы успешно руководить многими сложными компаниями, чего нельзя сказать о Джобсе.

 — Можете представить себе Стива в качестве главы Microsoft?

— Он был бы ужасен, — рассмеялся Гейтс.

Кук же, тем временем, ведет Apple к процветанию: за время его руководства стоимость акций удвоилась, а количество проданных устройств — утроилось. И все же очень трудно предсказать какой будет компания через несколько лет. Недавний рост Apple стимулирует развитие побочных отраслей, нуждающихся в вычислительных мощностях и эти возможности все еще не исчерпаны.

Но какой бы путь не выбрал Тим и его ближнее окружение, им придется применить реальные уроки Стива, а не стереотипы талантливого несносного ребенка. Им нужно будет полагаться на чутье и не оглядываться назад. Это самый главный из заветов Джобса, которые он оставил.

via

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ярослав Яблоков
19.03.15 08:43
Просто ужасное количество опечаток (ошибок?). Авторы, пожалуйста, перечитайте ВНИМАТЕЛЬНО и исправьте. Содержание мне понравилось, спасибо :)
Андрей Самойлов
19.03.15 19:31
интересное мнение