Могут ли арматурные наушники передать мощные басы

Проверяем, как работают Fiio FA7: модель с сертификатом Hi-Res Audio и четырьмя арматурными излучателями в каждом наушнике.

Оглавление

Характеристики

Устройство Четыре арматурных драйвера Knowles (CI‑22955 + ED‑29689 + SWFK‑31736 × 2) в каждом наушнике
АЧХ 20–40 000 Гц
Разъём чаши MMCX
Импеданс 23 ом
Чувствительность 110 дБ/мВт
Вес наушника 5,3 г без кабеля
Цвета Красно‑синие и чёрные
Подключение Проводные

Комплектация

В коробке мы нашли наушники, пачку инструкций, жёсткий кейс и набор амбушюров.

Комплектацией наш тестовый образец отличается от наушников, которые продаются в магазинах. В нашем наборе, например, не оказалось мешочка на молнии и щёточки для чистки устройства. Зато есть кабель для подключения к источнику с microjack‑интерфейсом.

Кейс с прозрачной крышкой выполнен из пластика. Выглядит надёжно, его нестрашно кинуть на дно сумки.

Отдельного внимания заслуживает набор амбушюров, выполненный в виде патч‑панели модульного синтезатора.

Вот что в него входит:

  • пара двухфланцевых амбушюров, обеспечивающих более высокую шумоизоляцию;
  • две пары нейтральных амбушюров размеров S и L (M надеты на наушники в коробке);
  • три пары амбушюров, подчёркивающих вокальную часть частотного диапазона, размеров S, M и L;
  • три пары амбушюров, акцентирующих басы, размеров S, M и L;
  • три пары пенных амбушюров размера M, обеспечивающих высокую шумоизоляцию и оптимальную посадку наушника в ухе.

Подобные аксессуары мы уже видели во время тестирования арматурных FA1 и гибридных FH5. FiiO использует одни и те же решения многократно, поэтому мы ещё будем возвращаться к предыдущим моделям в тексте обзора.

Внешний вид

Модель продаётся в красно‑синем и чёрном вариантах. Нам достался второй.

От арматурного предшественника FA7 взяли чаши, отпечатанные на 3D‑принтере из медицинской эпоксидной смолы. Это тот внешний нюанс, который не доступен наушникам с динамическими излучателями. Здесь корпус каждого «уха» интересно просто разглядывать: под полупрозрачным материалом видно плату‑кроссовер, излучатели и идущие от них трубки‑звуководы. На лицевой панели корпусов — ребристый и переливающийся 3D‑рисунок. Он нанесён под слоем смолы, поэтому поверхность осталась гладкой.

Серьёзные наушники должны быть долговечными, поэтому кабель здесь сменный. Он присоединяется к корпусам с помощью MMCX‑коннекторов. Снять наушник довольно просто, но случайно он не выпадет.

Если оформление корпусов FA7 позаимствовано у предыдущей модели FA1, то кабель здесь — тот же, что у гибридной модели FH5. Это довольно толстый двойной провод с прозрачной обмоткой и гладкой поверхностью. При соприкосновении с одеждой не шуршит.

Кабель кажется надёжным. Если носить его в кейсе или мягком чехле, он, скорее всего, никогда не перебьётся. Чтобы провод не путался, можно использовать зажим‑липучку.

Штекер тоже выглядит так, будто никогда не сломается.


Эргономика

FiiO FA7 — это внутриканальные наушники. Они вставляются глубоко в нижнюю полость ушной раковины и полностью заслоняют проход слухового канала. Если вы никогда такие не носили, примерьте модель перед покупкой. А если у вас уже были внутриканальные затычки, то FA7 вам, скорее всего, подойдут, особенно учитывая амбушюры разных размеров.

Эластичные заушины без эффекта памяти помогают удерживать наушники на месте. Надеть FA7 как‑то иначе не получится, да и незачем — без дополнительного крепления вес кабеля тянул бы наушники вниз.

Звук

Как арматурное устройство наушников влияет на звук

Большинство наушников, что нам доводилось слышать, динамические — они устроены так же, как колонки с динамиком, но меньшего размера. Динамики могут выдавать широкий частотный диапазон, но допускают появление искажений. Поэтому, например, музыканты на сцене используют в качестве мониторных наушников арматурные устройства, отличающиеся большей достоверностью.

В основе арматурных излучателей лежит подвижный П‑образный ферромагнитный якорь, который воздействует на мембрану. Влияние мембраны здесь минимально: звук получается более точным и нюансным, чем у динамических драйверов. Главный недостаток — скудный частотный диапазон таких излучателей. FiiO эффективно борется с этим минусом: например, в FA1 используется широкополосный излучатель, а в FH5 с басами помогает дополнительный динамик.

В FA7 обошлись только «арматурой», работающей в разных диапазонах. В каждый наушник встроено четыре излучателя Knowles: CI‑22955 отвечает за низкие частоты, ED‑29689 — за средние и по два SWFK‑31736 на «ухо» — за высокие. Встроенный кроссовер отвечает за согласование драйверов — на выходе должен получиться сбалансированный звук с широким частотным потенциалом (заявленная АЧХ — 20–40 000 Гц).

Что даёт сертификат Hi‑Res Audio

FA7 соответствуют стандарту звука высокого разрешения Hi‑Res Audio. Это значит, что наушники поддерживают аудиофайлы с разрядностью и частотой дискретизации выше общепринятых 16 бит и 44 100 Гц и также могут воспроизводить частоты выше 20 000 Гц. Это в теории.

В действительности даже треки в lossless‑форматах могут иметь частоту дискретизации 44 100 Гц, и этого будет достаточно. И также человеку не нужно аудио с частотами более 20 000 Гц. Выше этого порога — ультразвук, который мы не слышим. Поэтому пометка Hi‑Res Audio — это, скорее, просто оповещение о том, что перед нами серьёзные наушники, которым нужен соответствующий источник и музыка с высоким битрейтом.

Мы использовали FiiO FA7 с MacBook Pro без внешних ЦАПов и усилителей, а также с Hi‑Res‑Audio‑плеером FiiO M7. Соответственно, музыка: в первом случае это треки стриминговых сервисов, во втором — FLAC‑аудио.

Характер звучания

Первое, что бросается в глаза, — это басы. Они совершенно точно есть. Напомним: именно эта часть диапазона обычно считается проблемной у арматурных наушников. При этом плюсы «арматуры» остались на месте: звук — детальный и нюансный. Некоторые треки действительно звучат по‑новому — лучше или хуже, сказать трудно, но точно по‑другому. Как правило, эти изменения касаются вокальной части диапазона, приоритетности и расположения голоса в миксе.

При правильной посадке и с амбушюрами подходящего размера FA7 обладают полной шумоизоляцией, и, даже когда музыка на паузе, часть звуков извне внутрь не проникнет. В городе это может быть опасно — переходя дорогу, лучше вытаскивать наушники.

Потенциал громкости здесь более чем достаточный и зависит от источника. При прослушивании музыки с плеера я остановился на 50% доступной громкости. При её увеличении до 80–100% становится некомфортно. При этом каких‑либо искажений и неприятных выпрыгивающих частот я не заметил.

FA7 обладают музыкальным и не абсолютно объективным звучанием. Здесь есть супермассивные, иногда даже слишком ощущаемые басы, детальная середина и ровные, не вызывающие нареканий «верха». Никаких претензий к звуку нет — кажется, что даже басов тут слишком много только в тех моментах, где это уместно.

FA7 сохраняют характерный стиль звучания при прослушивании музыки с любого источника, но разницу между обычным потребительским и Hi‑Fi‑плеером они точно подчеркнут. Использовать эту модель с чем попало — нецелесообразно.

Мы прогнали с наушниками несколько разных треков, чтобы оценить разные нюансы звука.

Проработка сцены: Pink Floyd — Money. Сэмплы звуков кассовых машин и звона монет во вступлении этого трека выступают отдельным инструментом — они разбиты по каналам и будто разбросаны по разным местам локации. Эксперименты с панорамированием продолжаются и в течение трека — почти все инструменты тут звучат то чуть левее, то чуть правее, то ближе, то дальше.

FiiO FA7 раскрывает все задуманные Pink Floyd фишечки с панорамой — можно закрывать глаза и представлять, что и откуда заиграло.

Басы: Tyler, The Creator — Earfquake. Возможно, не самый «басовитый» трек Тайлера (можно вспомнить хотя бы Who Dat Boy с предыдущего альбома Flower Boy), но всё же с обилием как «низов», так и частот повыше. Из‑за вступления баса только на 24‑й секунде, можно оценить, как меняется микс с его появлением.

Баса много. Другие частоты не перекрывает, но звучит несколько отдельно от микса — возможно, это нюансы сведения. И это тот момент, когда бас хотелось бы сделать чуточку потише, но, как показывает опыт, многие любители самых «басовитых» жанров, хип‑хопа и трэпа, не любят делать бас чуточку потише.

Одновременное звучание верхних и низких частот: Vince Guaraldi Trio — O Tannenbaum. В джазовой композиции из мультфильма «Рождество Чарли Брауна» присутствует всего три инструмента: ударная установка, контрабас и пианино, часто играющее в верхних регистрах.

Несмотря на обилие низких частот контрабаса, здесь нет той проблемы, что в предыдущем треке, — баса здесь именно нужное количество. Верхние частоты не раздражают даже на большой громкости. Всё хорошо.

Сбалансированность звука в сложных сценариях: The Mars Volta — Cicatriz ESP. 12‑минутный трек с десятками инструментальных дорожек и абсолютно разными по звучанию моментами: иногда мелодичными и минималистичными, иногда загруженными и диссонансными.

Наушники справились и с этой, и с другими композициями The Mars Volta — во время теста я случайно прослушал первый альбом группы полностью. И тут проявил себя тот нюанс, который я отметил раньше, — вокал зазвучал чуть иначе: моментами он стал немного отдалённее. Возможно, это особенности сведения, которые могли сглаживаться при прослушивании в обычных динамических наушниках.

Итоги

FiiO FA7 — модель, которая окончательно разбивает стереотип о недостатке басов у наушников с арматурным устройством. У неё не суперобъективное, но музыкальное звучание, которое отлично проявляет себя в большинстве жанров. Наушники можно использовать с любой потребительской аудиотехникой, но полностью их потенциал раскрывается с Hi‑Fi‑источниками.

Средняя цена FiiO FA7 — 25 690 рублей.

Перейти на страницу FiiO FA7

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Партнёрский
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр Смирнов
23.08.19 09:08
Больше интересует другой момент, купил уши почти за тридцатку и плеер сверху накатал за столько же. И что дальше? слушать мп3 320?
Александр Суворов
23.08.19 10:14
нет, слушай flac
Anton Anton
23.08.19 14:36
За такой прайс эти наушники должны уметь сами сочинять музыку. Я по большей части пользуюсь диджейскими, но, если честно, в эпоху стримовой музыки мне пофиг на качество - я к музыке отношусь как к фаст-фуду. Все аудиофильские загоны больше идут из эпохи 90-2000ых, тогда музыки было мало и люди переслушивали альбомы в поисках оттенков звука и т.п.
Владимир Шпигарев
25.08.19 00:57
народ, который юзает уши за 25к, не читает такие обзорыда и в данной ситуации это тоже самое, что обозревать бургер и передавать вкус словами
Читать все комментарии