Почему «Игры шпионов» заставят вас нервничать и скучать по СССР

Вам понравятся интригующий сюжет, атмосфера ретро и тонкая режиссёрская работа.

18 марта в прокат вышел британский фильм «Игры шпионов», в котором снялись и российские звёзды. Главные роли в нём исполнили Бенедикт Камбербэтч и грузинский актёр Мераб Нинидзе, не раз принимавший участие в иностранных проектах.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Фильм снял Доминик Кук. Этот британский режиссёр стал одним из создателей сериала «Пустая корона», который представляет собой экранизацию исторических пьес Шекспира. Также Кук известен по фильму «На берегу» — экранизации одноимённого романа Иэна Макьюена.

В команде с Куком над «Играми шпионов» работал сценарист Том О’Коннор, известный по фильму «Телохранитель киллера».

Фильм основан на реальных событиях

Картина рассказывает о двух шпионах, которые в эпоху Холодной войны пытались помешать Карибскому кризису. Один из агентов — Олег Пеньковский (Мераб Нинидзе), полковник ГРУ из СССР. Второй — британский бизнесмен Гревилл Винн (Бенедикт Камбербэтч).

Пеньковский обеспокоен тем, что Хрущёв может начать ядерную войну. Герой тайно выходит на связь с посольством США, чтобы в сотрудничестве с западными спецслужбами помешать планам главы государства.

Кадр из фильма «Игры шпионов»

А вот Гревилла Винна, по сути, вынуждают стать помощником Пеньковского. Представители спецслужб обещают Винну гонорар, гарантируют безопасность, а временами манипулируют чувствами бизнесмена. И он соглашается поехать в СССР, чтобы наладить контакт с русским шпионом.

Так начинается история сложной операции. Пеньковский передаёт Винну конверты с документами о советских разработках, а тот доставляет их МИ‑6. И со временем между героями завязывается дружба, на которую не влияют ни языковой барьер, ни страна происхождения, ни социальный статус.

Дело Пеньковского стало очень известным в СССР, а его имя надолго превратилось в синоним слова «предательство». Некоторые историки считают Пеньковского одним из самых значимых шпионов для США. Другие утверждают, что он не обладал доступом к секретным материалам, а потому его деятельность не могла подорвать планы правительства.

Но даже не зная исторической основы, зритель без труда вникнет в суть сюжета. Повествование выстроено последовательно и аккуратно — мы понимаем, о чём ведётся речь, и не задаёмся лишними вопросами.

Кадр из фильма «Игры шпионов»

Сюжет держит в напряжении

Винн и Пеньковский изображены в фильме живыми, человечными, а потому мы проникаемся к героям симпатией. Нам хочется, чтобы их операция завершилась благополучно. Мы понимаем, что агенты в опасности, и это заставляет переживать.

На это же работает и медленный темп повествования. Ведь на таком «ровном» фоне даже беглый взгляд и брошенное мимоходом слово выглядят не менее мощно, чем взрывы в боевиках. В каждом взаимодействии персонажей мы видим, что уровень самоконтроля у героев зашкаливает. Агенты вынуждены держать себя в руках — на людях и дома, внимательно следя за тем, что и как говорят.

Кадр из фильма «Игры шпионов»

Создаётся ощущение, что персонажи разыгрывают шахматную партию. Чтобы выиграть, а в случае героев — выжить, нужно просчитывать много шагов наперёд, предусматривать разные варианты. Зритель быстро считывает эту «искусственность» обыденных действий, что тоже держит его в напряжении.

Советский Союз изображён живо и со вкусом

В картине нет привычных «плохих русских» и прочей «клюквы». По улицам не шатаются медведи, а люди не играют на балалайках. Нам показывают обычных живых людей с их страхами, горестями и радостями. Всё выглядит не плоско, натурально.

Кадр из фильма «Игры шпионов»

Отлично воссоздана атмосфера середины прошлого столетия. На экране — хорошо знакомые нам предметы: хрустальные бокалы, папиросы, ленточки в косичках. Такие детали, как и масштабные декорации, заставляют испытывать ностальгию. Прекрасна работа стилистов: костюмы и причёски героев тоже отсылают нас в прошлое.

Оживляют СССР и натурные съёмки. Мы узнаём переулки Москвы, постройки сталинского ампира. Правда, есть тут гостиница со странным названием «Виталий», но, кажется, это единственный недочёт.

Интересные режиссёрские ходы

Стоит отметить нуарную атмосферу фильма. Мужские персонажи здесь, как и положено, в основном достаточно жёсткие, холодные, балансирующие на грани добра и зла. У них есть свои неоднозначные мотивы для действий. Герои сдержанны, скрытны, уверены в себе. Разговоры иной раз ведут в переулках, и пространство города, подобно самим героям, выглядит жёстким, давящим.

Кадр из фильма «Игры шпионов»

Костюмы также стилизованы и выдержаны в монохроме: персонажи часто одеты в длинные плащи и носят шляпы. Герои без конца курят и сурово смотрят исподлобья.

Здесь нет роковых соблазнительниц, но женские персонажи играют немаловажную роль. Супруга Гревилла — дама с характером, которая подозревает мужа в измене. Их отношения напряжены и страстны, и это тоже напоминает нам нуар. Кстати, с ролью жены отлично справилась Джесси Бакли, недавно блеснувшая в фильме Чарли Кауфмана «Я подумываю со всем этим покончить».

Отдельного внимания достойны и художественные детали. В фильме есть сцена, в которой герои смотрят балет «Лебединое озеро». Лебеди в спектакле — это заколдованные люди, которые ведут двойную жизнь: днём они птицы, а ночью принимают человеческое обличье. Мы видим, как в театре герой Бенедикта Камбербэтча не в силах сдержать слёз, ведь он слишком хорошо понимает, что такое быть «заколдованным» и прятать себя настоящего.

Кадр из фильма «Игры шпионов»

Ещё одним примером яркой, пронзительной детали служит эпизод, в котором главные герои держатся за руки. Этот жест красноречивее слёз и громких слов характеризует измотанных жизнью людей, которые обрели друг в друге настоящих товарищей.

Идеи, которые тронут зрителя

Фильм наводит зрителя на ряд интересных рассуждений. Герой Бенедикта Камбербэтча в одном из эпизодов произносит ёмкую фразу: «Наши политики ненавидят ваших политиков». В этой реплике кроется одна из центральных идей фильма: холодная война на самом деле велась не между сверхдержавами. Враждовали лишь стоявшие у руля, в то время как обычные люди продолжали жить своей жизнью.

Исследование мотивов Пеньковского показывает нам, что история переосмысливается через годы. Тот, кого принято считать предателем, предстаёт перед зрителем в новом свете. В картине полковник ГРУ изображён как человек, который желает взять на себя ответственность и предотвратить катастрофу. Он тот, кто осознанно идёт на риск и пытается влиять на судьбу своей страны.

Кадр из фильма «Игры шпионов»

И это наталкивает нас на другую важную мысль: творили историю не только главы государств, но ещё и тёмные лошадки, которые действовали незаметно. И они внесли весомый вклад в наше настоящее, которое без их участия могло бы выглядеть иначе.


«Игры шпионов» — это захватывающий и хорошо сделанный исторический фильм. Напряжённая нуарная атмосфера и увлекательный сюжет делают его достойным внимания. Большой интерес вызывает и многонациональный кастинг: в картине снялись актёры из Великобритании, Грузии, России и США. Отличная постановка одновременно пленяет зрителя и даёт ему пищу для глубоких рассуждений.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Игры шпионов»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Игорь Симоненко
22.03.21 22:02
Ну для них он герой
Полиграф Шарико
23.03.21 11:20
| изменено
вот это подь**нул, вот это троль, прям вау! Скорее! чуваку нужно на "прожарку", у него талант!
Нина Тур
18.03.23 22:34
Деточка, ты же ещё тогда даже под стол пешком не ходил. Что же ты гадишь на страну которой не знаешь? Уверена и эта страна тебе не Родина!
Тайный Пурпурный Ежик
18.03.23 23:30
Тихо сам с собою я веду беседу...Кто деточка, кто не ходил, какая страна и почему она не родина?
Читать все комментарии