Джеймс Кэмерон: особенности творческого подхода и лучшие фильмы режиссёра

Каждый фильм Джеймса Кэмерона — прорыв и революция в кинематографе. Вот некоторые принципы работы режиссёра и его лучшие картины.

Почти все фильмы Кэмерона — результат тяжёлого и кропотливого труда, в который сам автор вкладывается по максимуму. Картины могут быть разных жанров, разного масштаба и бюджета, но в них всегда сквозит максимализм и желание довести творение до идеала. Несмотря на первые неудачи с фильмом «Пиранья 2: Нерест», он упрямо пробивал себе дорогу в большое кино. И в результате Джеймс Кэмерон стал не только одним из самых знаменитых режиссёров, но и тем человеком, который каждый раз задаёт новую планку качества. В подходе режиссёра к своей работе можно выделить несколько особенностей.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Полная увлечённость проектами

Для Джеймса Кэмерона каждый его фильм — нечто большее, чем просто фильм. Ко всем своим проектам он сам пишет сценарии, в процессе придумывает новые способы и технологии для достижения результата, а после зачастую сам занимается монтажом. Словом, он делает всё, чтобы фильм получился именно таким, как он задумывал. Нередко для этого режиссёру приходилось идти на рискованные для себя шаги.

Сценарий «Терминатора» он продал за один доллар, чтобы получить разрешение снимать фильм самому, а не отдавать в работу другому режиссёру.

Для того чтобы студия согласилась спонсировать производство «Аватара», Кэмерон отказался от части своего гонорара в случае провала картины.

В актёрской игре и создании антуража Джеймс Кэмерон стремится к полной реалистичности. За это актёры его и любят, и ненавидят. На съёмках фильма «Бездна» вся съёмочная группа действительно проводила много времени под водой, пройдя курс профессиональных ныряльщиков. Во время работы над «Чужими» тех артистов, которые играли десантников, отправили на тренировку в военный лагерь.

Что посмотреть

«Терминатор»

  • Фантастический боевик.
  • США, 1984 год.
  • 108 минут.
  • IMDb: 8,0.

Из будущего, где машины захватили власть над человечеством, в 1984 год отправляется робот-убийца. Его задача — уничтожить Сару Коннор, будущую мать лидера сопротивления людей. Противостоит машине человек из будущего — Кайл Риз, которого отправили в прошлое для защиты девушки.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Производство «Терминатора» — настоящая победа на тот момент ещё начинающего режиссёра Джеймса Кэмерона. За совсем небольшие деньги он сумел снять фильм, который на долгие годы стал легендой. Из-за ограниченности бюджета большинство спецэффектов создавалось вручную. Например макет робота сделан из фольги, а пресс, который его давит, — из пенопласта. Для удешевления съёмок оператор передвигался не на специальной тележке с камерой, а в обычном инвалидном кресле.

Несмотря на все проблемы, Кэмерон сумел создать потрясающе мрачную атмосферу и сюжет, положивший начало множеству продолжений и копий.

Изучение подводного мира

Интерес к подводному миру проявляется не только в некоторых фильмах режиссёра. Это увлечение сквозит через всю его жизнь.

Фильм «Бездна» основан на хрониках об НЛО в районе Бермудских островов, которые он долгое время изучал. Но по-настоящему Кэмерон окунулся в пучину в прямом и переносном смысле на съёмках легендарного «Титаника». Начиная работу над фильмом, он лично совершил 12 погружений на батискафах к затонувшему лайнеру. Система подводных камер, разработанная братом Джеймса Кэмерона специально для этих съёмок, могла записывать только 15 минут из-за небольшого количества плёнки. Поэтому материал снимали по частям, с каждым разом продвигаясь всё глубже.

Кадр из документального фильма «Призраки бездны»

Но и после выпуска «Титаника» Кэмерон продолжил развивать свой интерес к подводному миру. В 2003 году вышел документальный фильм «Призраки бездны», также посвящённый гибели «Титаника», но уже полностью состоящий из подводных съёмок и исторических фактов. А в 2005-м режиссёр выпускает ещё одну документальную картину «Чужие из бездны», рассказывающую о самых необычных представителях глубоководной фауны.

Джеймс Кэмерон не останавливается и на этом. В 2012 году он совершает самое долгое в истории одиночное погружение в Бездну Челленджера — самую глубокую точку Марианской впадины. Конечно же, специально созданный для этого батискаф Deepsea Challenger был оборудован 3D-камерами и весь процесс был записан. К тому же Кэмерон отправил из самой глубокой точки океана сообщение в свой Twitter.

Только что достиг самой глубокой точки океана. Достижение дна никогда не было столь приятным. Не могу дождаться, чтобы поделиться увиденным с вами.

Джеймс Кэмерон
Режиссёр

Что посмотреть

«Бездна»

  • Фантастика, приключения, триллер.
  • США, 1989 год.
  • 146 минут.
  • IMDb: 7,6.

Работники подводной нефтяной платформы вместе со спецназом должны выяснить причины крушения атомной подводной лодки и обезвредить боеголовки, находящиеся в ней. Однако под водой они сталкиваются с неизвестным и опасным существом.

Смотреть в Google Play →

«Титаник»

  • Фильм-катастрофа, мелодрама, драма.
  • США, 1997 год.
  • 195 минут.
  • IMDb: 7,7.

Джек и Роза принадлежат к совершенно разным слоям общества. Но они встречаются и влюбляются на борту шикарного лайнера, ещё не зная, что корабль и большинство пассажиров обречены на гибель в холодных водах океана.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Фильм стал настоящим триумфом для Джеймса Кэмерона. Из 14 номинаций на премию «Оскар» картина взяла 11, в том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». Кроме того, фильм получил премии BAFTA, «Золотой глобус», «Сезар» и множество других — всего больше сотни номинаций и 87 побед. А также звание самого прибыльного фильма всех времён, побитое позже только «Аватаром» того же Кэмерона.

В 2012 году фильм был перевыпущен в формате 3D.

Сильные женщины

Каким бы ни был сюжет, практически у всех фильмов Кэмерона есть общая черта — сильные и смелые женские персонажи. Крайне редко, разве что в чисто комедийной картине «Правдивая ложь», женщины могут «теряться» в кадре на фоне мужчин.

Запуганная и слабая официантка Сара Коннор (Линда Хэмилтон) из первого «Терминатора» ко второму фильму превращается в смелую и решительную женщину, готовую сражаться хоть с людьми, хоть с роботами. А в промежутке между двумя частями выходят «Чужие» — продолжение знаменитого фильма Ридли Скотта. И здесь лейтенант Рипли (Сигурни Уивер) становится резче и смелее, чем в первой картине. К тому же к ней добавляется Дженетт Васкес (Дженетт Голдстин) — рядовая спецназа, по смелости и ловкости дающая сто очков вперёд многим мужчинам.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Тенденция сохранится и в дальнейшем. В «Аватаре» большая часть самых умных и смелых персонажей — это именно женщины. Сигурни Уивер играет руководительницу всей программы, Зои Салдана — отважную представительницу расы На’ви, а Мишель Родригес — отчаянного пилота.

Что посмотреть

«Чужие»

  • Фантастический боевик, ужасы.
  • США, 1986 год.
  • 137 минут.
  • IMDb: 8,4.

Второй фильм из знаменитой франшизы о расе ксеноморфов. Лейтенант Эллен Рипли возвращается на планету, где когда-то команда её корабля впервые встретила Чужого. Прошло уже много лет, планета давно колонизирована, но внезапно связь с поселенцами прерывается. Рипли в сопровождении группы спецназа обнаруживает на планете не одного, а целую колонию Чужих.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Создание и развитие технологий для съёмок

Говоря о работе Джеймса Кэмерона, просто невозможно не упомянуть его вклад в развитие технологий кинематографа. Практически каждая его крупная картина делит кинопроизводство на «до» и «после», задавая новые стандарты съёмки.
При работе над «Бездной» впервые была применена технология CGI на полностью трёхмерном персонаже. В «Терминатор 2: Судный день» к этим разработкам добавилось немало компьютерной анимации и технологии морфинга (сцены, где один объект плавно «перетекает» в другой).

Что не менее важно, разработанные Кэмероном новшества не только оказывают влияние на индустрию развлечений, но и помогают в жизни. Так, например, для записи голоса актёров во время подводных съёмок в «Бездне» придумали способ очистить голос от посторонних шумов. Эту разработку с удовольствием подхватили подводники. А при погружении на дно Марианской впадины было обнаружено 68 новых видов живых организмов.

Настоящим прорывом в 3D-анимации стал, конечно же, «Аватар». То, что именно этот фильм вывел технологии на принципиально новый уровень, признают практически все. Люк Бессон, рассказывая о фильме «Валериан и город тысячи планет», объясняет, что раньше просто не было технической возможности выпустить подобную картину.

А потом появился «Аватар». И всё стало возможным, спасибо Джиму.​

Люк Бессон
режиссёр

Для съёмок этого фильма была модернизирована система 3D-камер, придуманная ранее тем же Кэмероном совместно с оператором Винсом Пейсом. Но главное — была создана технология, позволяющая накладывать визуальные эффекты прямо на площадке во время съёмок. Режиссёр во время работы мог видеть, как будет выглядеть картинка в результате.

Кроме того, для каждого актёра сделали шлем точно по форме головы, а перед лицами повесили маленькие камеры, чтобы максимально точно передать мимику героев. Компания Microsoft специально для этого фильма выпустила новую облачную систему Gaia, чтобы специалисты из Новой Зеландии могли оперативно обрабатывать кадры.

Как «Терминатор 2» в своё время вызвал взрыв интереса к использованию компьютерной графики в большом кино, так «Аватар» повлиял на развитие фильмов в формате 3D и технологии захвата движений.

Что посмотреть

«Терминатор 2: Судный день»

  • Фантастический боевик.
  • США, 1991 год.
  • 137 минут.
  • IMDb: 8,5.

На сей раз в прошлое отправляют робота, способного менять внешность и копировать любого встреченного человека. Он должен уничтожить сына Сары Коннор. Но на его защиту встаёт старая модель Терминатора, знакомая зрителям из первой части.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

24 августа 2017 года на экраны выходит обновлённая версия классического фильма. Картина переведена в 3D-формат, проведена цветокоррекция, очищен и обработан практически каждый кадр. Также обновлены спецэффекты и перезаписан звук. Для Джеймса Кэмерона это не столько возможность заработать больше денег (когда-то он отказался снимать продолжения «Терминатора», хотя это сулило значительные выгоды), а скорее возможность показать зрителям, как могла бы выглядеть картина, если бы на момент съёмок существовали более развитые технологии.

«Аватар»

  • Научная фантастика, боевик, драма.
  • США, 2009 год.
  • 162 минуты.
  • IMDb: 7,8.

Бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу, становится участником проекта «Аватар» на планете Пандора, где земляне добывают редкий и очень ценный минерал. В рамках проекта он может переносить своё сознание в искусственно созданного аватара — существо, выглядящее как местные жители На’ви. Но деятельность человечества оборачивается катастрофой как для населения, так и для самой планеты.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

У картины анонсировано сразу три продолжения, однако выпуск даже первого из них откладывается уже не в первый раз, хотя работа над фильмом идёт уже давно. Кэмерон уже заявил, что снова повышает планку качества съёмок. Планируется выпуск 3D-фильма, который можно смотреть без специальных очков.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий