Из школьника в инженеры: где учиться, чтобы создавать дроны будущего

Cегодня создание дронов — это перспективная карьера в инженерии. Вместе с национальным проектом «Беспилотные авиационные системы» рассказываем, где студенты могут освоить разработку современных летательных аппаратов.

Вузы с бакалавриатом и специалитетом

Изображение: Stockfour / Shutterstock

Базовое высшее образование даёт фундаментальные знания по аэродинамике, механике полёта и конструированию, закладывая основу для будущих специалистов в области беспилотных систем. Программы обычно длятся 4–5 лет, включают практику в лабораториях и стажировки, где студенты работают с реальными моделями дронов, изучая расчёты траекторий и материалы для корпусов. Во время бакалавриата акцент делается на теоретических основах, а ближе к выпуску — на проектах, имитирующих промышленную разработку, что помогает перейти от абстрактных формул к практическим задачам. 

Примеры вузов и программ можно найти на сайте Университета 20.35, где перечислены провайдеры, прошедшие отбор на право обучения. Это, например, Московский авиационный институт (МАИ) с программой «Авиастроение», Бауманский государственный технический университет (МГТУ) с направлением «Робототехника и мехатроника», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) с бакалавриатом «Информатика и вычислительная техника» для БАС или Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ). Эти вузы обеспечивают не только диплом, но и доступ к оборудованию для тестирования прототипов.

Беспилотники используют в самых разных сферах. Например, в сельском хозяйстве, строительстве, для целей экологического мониторинга. Они помогают добраться до тех мест, куда человеку так просто не попасть.

Образованием и повышением квалификации в этой области занимается Университет 2035. Он организовывает обучение в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем по национальному проекту «Беспилотные авиационные системы». Образовательные программы реализуются провайдерами — ведущими вузами и учебными центрами, прошедшими открытый отбор Университета 2035. Также Университет 2035 занимается созданием цифрового реестра кадров БАС, проводит мероприятия среди молодёжи, организует соревнования в сфере БАС.

С программами и списком образовательных учреждений, занимающихся обучением БАС, можно ознакомиться на сайте Университета 2035.

Профессиональная переподготовка

Изображение: Sklyareek / Shutterstock

Это короткие программы для быстрого входа в профессию. Длительность может составить от 3 месяцев до года, что позволяют инженерам из смежных областей освоить специфику дронов без долгого перерыва в карьере. Учат конструированию, 3D-моделированию и тестированию дронов с практическими заданиями, где участники создают модели, программируют полётные контроллеры и проводят наземные тесты. В финале студенты получают диплом государственного образца и портфолио с проектами.

Среди конкретных вариантов можно присмотреться к «Основам пилотирования БАС до 30 кг» от Уральского федерального университета или «3D-моделированию в производстве БАС» от Томского политехнического университета — эти программы включают от 72 до 270 часов с акцентом на практику на собственной базе или у партнёров. Другие курсы: «Разработка и эксплуатация БЛА» в МГТУ имени Баумана, «Системы навигации для БАС» в ТУСУР. Такие программы помогают быстро интегрироваться в команды, делая переподготовку доступным мостом к высоким позициям в отрасли.

Развитием и поддержкой сферы БАС занимается национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Одно из направлений проекта — подготовка молодёжных инженерных команд, которые после теоретического блока переходят к практике. На практике команды решают актуальные инженерные задачи, которые предлагают участники беспилотной отрасли. В этом году подготовку проходят более 70 молодёжных инженерных команд по всей России.

К примеру, команда из Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика Решетнева разработала протоколы информационного взаимодействия между беспилотными летательными аппаратами. А команда «Сборная инженеров МИК» Российского нового университета представила модель, которая позволяет делать более точные расчёты и даже прогнозировать состояние конструкции беспилотной авиасистемы без натурных испытаний. Другая команда, «АкваТех МИК 25», разработала математическую модель, которую заказчик «Верконт Сервис» готов внедрять в свои процессы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Skubacok
Всё это конечно здорово, но плохо, что используют всю эту технику не всегда в мирных целях (((