3 базовых принципа и 9 лайфхаков для того, кто хочет быть хорошим продавцом

Олег Макаров, старший партнёр консалтинговой группы TCG и автор книги «Путь торговли», создавший несколько бизнесов, продавший лично товаров на многие миллионы долларов, написавший десятки статей и пару книг (многие знают его как Тадао Ямагучи и до сих пор думают, что это японец), сформулировал 12 советов специально для тех читателей Лайфхакера, кто хочет заняться торговлей или уже ею занимается. Далее слово автору.

Двадцать три года назад я спросил себя, а смогу ли я заниматься торговлей? Собрал у знакомых всё, что у кого было «лишнего» или «про запас», и пошёл на рынок. Сел и стал торговать всякой всячиной. (Да, тогда можно было вот так просто прийти, сесть и начать торговать.) За три дня продал только одну шоколадку, да и то проголодавшемуся торговцу с соседнего лотка. Вторую купил и съел сам. Но эти три дня стали бесценными для моего будущего опыта в бизнесе и в торговле. Самое главное, я понял, что торговать не стыдно. Что торговать интересно. И иногда даже весело. А, да, ещё я понял, что торговать чертовски трудно.

Сегодня, создав несколько бизнесов, продав лично товаров на многие миллионы долларов, написав десятки статей и пару книг (многие знают меня как Тадао Ямагучи и до сих пор думают, что это японец), я сформулировал специально для читателей Лайфхакера 12 советов. Для тех, кто хочет заняться торговлей или уже ею занимается.

Структура этого текста такая: сначала три базовых момента, без понимания которых продавцу ну совсем никак. Потом — девять лайфхаков. Можешь начать с лайфхаков, потом вернуться и прочитать базовые моменты. Или ты можешь читать и обдумывать всё по порядку.

Базовое

1. Хороший продавец любит людей

Для кого-то это может звучать как сказка, а для кого-то как банальность. Тем не менее это именно так.

Без любви к людям получается не продавец, а «машинка по впариванию товара».

Можно вспомнить печально популярные в постсовке фрагменты из фильмов Boiler Room («Бойлерная») и Glengarry Glen Ross («Американцы»), в которых авторы показали, как не надо, но нашими это всё было понято с точностью до наоборот. Многие вцепились в эти фрагменты и до сих пор демонстрируют их друг другу, считая образцом «правильного менеджмента» и «правильных продаж».

Продавец, который не любит людей, умеет продавить сделку, заставить покупателя согласиться с ценой, другими условиями. Может продавать много и долго, но продавать долго одним и тем же покупателям он не в состоянии. Потому что он их не любит, а значит, они никогда не полюбят его.

2. Хороший продавец любит то, что он продаёт

Это тоже из разряда аксиом. Если продавец не пользуется сам телефонами, которыми торгует, если он, продавая пепси-колу, сам пьёт кока-колу, если он, работая администратором в парикмахерской, стрижётся в другом месте, если... (тут добавь пример из своего бизнеса), то главная проблема не в том, что покупатели не будут ему доверять, хотя это тоже, конечно, проблема. Вот главная проблема: человек, продающий то, что ему самому не нравится, никогда не будет счастлив. А несчастный сотрудник делает несчастным своё окружение — и в компании, и за её пределами.

Оно вам надо?

3. Хороший продавец любит свою работу

Для продавца критически важно любить то, чем он занимается каждый день.

В первую очередь потому, что работа продавца не из лёгких. Мало в какой профессии человек каждый день может сталкиваться с негативом в свой адрес и в адрес своей деятельности. Продавец может сталкиваться с этим ежедневно.

Единственное, что его при этом спасёт, — любовь к своей работе. Полюбив не только хорошие моменты (заключил долгожданную сделку, вернул потерянного клиента, стал лучшим по итогам месяца), но и вполне неприятные (выслушал от клиента недовольство по поводу задержки поставки, принял претензию по качеству товара... добавь пример из своего бизнеса), продавец сможет работать одинаково эффективно и энергично в любой момент времени.

Тогда его можно будет назвать хорошим продавцом.

То, что подходит под определение лайфхака

1

Есть объективные свойства товара (услуги), и есть то, чего от товара (услуги) хочет покупатель.

Помни, что покупатель готов платить только за пересечение двух этих областей:

2

Всегда помни: для покупателя твой товар — гораздо меньшая часть жизни, чем для тебя. Твои попытки объяснить, что (вставь название своего товара) — важнейшая и неотъемлемая принадлежность любого человека или любого бизнеса, воспринимаются как неумное и неуместное давление. Хотя ты был вполне искренен и честен.

3

После каждого общения с покупателем трать 5 минут на анализ:

  • Что получилось?
  • Что не получилось?
  • Почему получилось?
  • Почему не получилось?

Честно отвечая на эти вопросы каждый раз, ты будешь расти как продавец покруче, чем в результате даже очень хорошего тренинга.

4

У всех людей без исключения есть как минимум одна общая черта: они все разные.

Мало кто задумывается об этом, ещё меньше тех, кто это помнит, и совсем мизерное количество и помнит, и руководствуется этим в общении. Вот они-то и есть прирождённые продавцы. Чем бы они ни занимались.

5

Всё можно превратить в игру. Жизнь — это скорее игра, чем война.

Никто не запретит тебе играть даже в самых печальных ситуациях. Например, с недовольными покупателями можно вести счёт. Сколько их было сегодня? А вчера? А позавчера? Скольких удалось успокоить? Сколько человек орало? Сколько из них матом? Уже выбирая критерий, по которому ты будешь их считать, сможешь отвлечься от негативных эмоций и найти в игре позитив.

6

Запоминайся. Любыми средствами (собственно, выбор средств и есть твоя индивидуальность). Люди склонны покупать у тех, кого они знают. Потому что они доверяют тем, кого знают. Как только тебя запомнят, ты станешь предпочитаемым продавцом.

7

Покупатель знает, что у тебя есть и другие клиенты. Всё, что ему нужно, — это чтобы при общении с ним ты думал о нём. Это очень простое правило, но начни его выполнять, и изменения тебя просто поразят.

8

Никогда не ври покупателю. Вокруг так много вранья, что ты, всегда говорящий правду, запомнишься и будешь выделяться (см. пункт 6). Кроме того, ложь чаще всего обнаруживается.

После чего о долгосрочных отношениях можно забыть.

И бонус: говоря только правду, ты очень скоро станешь себя чувствовать гораздо лучше не только эмоционально, но и физически. Проверь!

9

И последнее по порядку, но не по важности: прочитав статью или книгу, в которой ты нашёл советы о том, как стать профессиональнее, не говори: «Ага, понятно», — а потрать хотя бы неделю на то, чтобы попробовать применить эти советы. Только при таком подходе ты сможешь их действительно оценить и использовать. В любом другом случае слова останутся словами, но не превратятся в твою новую силу.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Syda Productions / Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Oleg Makarov
24.07.15 21:36
Нет, это не выжимка из книги, это статья, написанная специально для Лайфхакера.
Lyuba Хрулева
26.07.21 00:54
| изменено
нифига дельного, все одно и то же, что уже и так все 100 раз знают
Natalya Kashirina
14.01.23 09:35
Ничего не понятно и даже не интересно! Хотелось бы услышать что-то действительно "экстремальное"! Но видимо я так и останусь при своем мнении, что с талантом продаж надо родиться. Сомнительная статья. Люди хотят узнать как, а получают мыло-мыльное.
Edvard Vardanyan
26.04.24 20:35
Малышка, ещё нужно желательно родится с золотой ложкой и вилкой) наверняка взрослая женщина а по уму...дворник)
Читать все комментарии