«Горизонты: Часть 1» от Кевина Костнера — масштабный, но безумно скучный вестерн. И вот почему

Проект мечты главного ковбоя Голливуда кажется невнятным хаосом по нескольким причинам.

27 июня в российский прокат вышла картина Кевина Костнера «Горизонты: Часть 1». Это лишь часть масштабной саги — всего запланировано четыре фильма, причём второй появится в кинотеатрах уже в этом году.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Костнер, который когда-то вышел на новый уровень популярности благодаря вестерну «Танцующий с волками», а в последние годы поддерживал жанр франшизой «Йеллоустоун», мечтал снять «Горизонты» уже много лет. Однако после премьеры фильма в Каннах критики разругали новинку. 

Как оказалось, не зря: при красивой постановке и отличной игре актёров смотреть картину очень трудно. Здесь слишком много персонажей, а действие то тянется невыносимо медленно, то хаотично скачет между линиями.

О чём фильм

Действие разворачивается в США времён колонизации. Несколько сюжетных линий рассказывают о судьбе людей, попавших в трудные ситуации. 

На поселение мигрантов нападают апачи, убивая большинство, включая детей и женщин. Выжившим приходится перебираться на новое место. Однако Фрэнсис (Сиенна Миллер) и её дочь, чьи родные погибли, остаются с пришедшими на это место солдатами под руководством лейтенанта Гефардта (Сэм Уортингтон). 

В то же время красавица Мэриголд (Эбби Ли) внезапно оказывается в опасности: на ребёнка, за которым она присматривала, охотятся бандиты. Девушке приходится бежать вместе с молчаливым одиночкой Хэйсом Эллисоном (Кевин Костнер).

Параллельно рассказывают о группе переселенцев, которыми управляет Мэттью (Люк Уилсон): они направляются в новый город Горизонт, но не все путешественники понимают, насколько сложна дорога.

И это ещё не все сюжетные линии. 

«Горизонты: Часть 1» радуют и даже поражают размахом и проработкой

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Кевин Костнер как режиссёр всегда любил масштабные полотна, хотя они не всегда ему удавались: кроме успешного «Танцующего с волками» были провальные (сейчас уже культовые) «Почтальон» и «Водный мир» — последний формально снимал Кевин Рейнольдс, но он ушёл во время производства, и исполнитель главной роли заканчивал работу сам.

После успеха «Йеллоустоуна» на малых экранах Костнер, кажется, поверил, что сможет снять свой самый «большой» вестерн. И действительно, «Горизонты» — из тех немногих фильмов, в которых пытаются показать все стороны спорного времени из жизни США. 

В этой истории жалко и колонистов, которые подвергаются жестоким нападениям, и коренных американцев, чью землю захватывают. Здесь есть очень обаятельные интеллигентные герои — художник и его жена, но они совершенно не приспособлены к суровым условиям. Каждый положительный герой совершает жестокие поступки. И все мечтают о лучшей жизни.

Увы, фильм невероятно затянутый и банальный

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Как начать фильм про колонизацию? Конечно с момента, когда в землю втыкают кол, показывая, что она занята. Как рассказать историю поселенцев? Конечно, в формате путешествия. Кажется, что Кевин Костнер решил просто собрать в первой части все штампы из классических вестернов. Просто в картине рассказывают не одну, а сразу несколько историй. 

По иронии, банальнее всего выглядит часть, в которой играет сам Костнер. Его персонаж — суровый и замкнутый, но благородный мужчина, который внезапно решает помочь малознакомой девушке. Это даже не сомнительный Клинт Иствуд из «Долларовой трилогии», а типичный Джон Уэйн. 

А ведь у нас уже есть «Новости со всех концов света», «Баллада о Лефти Брауне», «Женщина, идущая впереди», доказавшие, что можно интересно рассказать и о совсем не героических персонажах. Кстати, рекомендуем их к просмотру фанатам необычных вестернов.

Банальные ходы были бы не так страшны, если бы не одна деталь: каждая сцена «Горизонтов» невероятно затянута. Казалось бы, здесь есть типичное вступление: на мирных колонистов нападают апачи, и это даёт старт основным событиям. Но эта резня длится чуть ли не 40 минут! 

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Да-да, все уже поняли, что люди погибают почём зря, что в момент опасности былые обиды забываются, а сын всегда поддержит отца. Но в какой-то момент становится жаль, что в кинотеатре нельзя включить ускоренный просмотр (а ведь автор этой статьи любит и сцену с дрезиной в «Сталкере», и подметание полов в «Твин Пиксе»).

Так будет продолжаться весь фильм. Если персонажи разговаривают, то это минуты и минуты пафосных и зачастую бессмысленных слов. Если едут по прериям, то это бесконечное движение и любование пейзажами. Очень красиво, чего скрывать. Но слишком долго — около трёх часов, больше, чем любая из частей «Дюны». 

Наверное, это легко объяснить тем, что «Горизонты» — полностью авторская работа Костнера, который выступил ещё и продюсером. При всей любви критиков к режиссёрским версиям некоторых картин, здесь противоположная история: автор просто снял слишком много приятных ему сцен, а рядом не оказалось студийных продюсеров, которые отбросят лишнее. 

Многие актёры идеально вжились в роли

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Даже те, кто ругал «Горизонты» в Каннах, сходились, что многие персонажи получились максимально живыми и интересными. Как уже сказано выше, сам Костнер — типичный благородный ковбой, но многие и хотят его видеть именно таким. Хотя поверить в аутентичность героини Эбби Ли с её модельной красотой трудновато. 

А вот в остальных линиях получились яркие и харизматичные герои. Даже если персонаж Сэма Уортингтона покажется слишком благородным, то играющие рядом с ним Дэнни Хьюстон и Майкл Рукер на 100% проживают свои роли. Особенно последний: момент его противостояния с женой — чуть ли не самый живой и энергичный в картине. 

Ещё более неожиданно раскрывается Дженна Мэлоун, особенно для тех, кто помнит её только по «Запрещённому приёму» и «Голодным играм». И кто бы мог подумать, что Люк Уилсон — любимец Уэса Андерсона — может быть таким суровым. 

Так что интересных типажей действительно много, а каст наполовину состоит из звёзд. Но это приводит к следующей проблеме.

Персонажей слишком много, и каждому дают мало времени

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Пример Майкла Рукера показателен: его персонаж не так важен, но запоминается лучше других. Всё дело в том, что Костнер явно хотел снять фильм, где будет с десяток главных героев. Но в итоге добился ровно противоположного эффекта: в «Горизонтах» все персонажи — второстепенные. Ни про одного не успевают рассказать достаточно, чтобы он превратился в полноценную личность.

Ещё хуже, что действие как-то хаотично перескакивает с одной линии на другую. Завязку истории героини Мэлоун покажут в самом начале, а потом забудут о ней на целый час. Дальше она послужит развитию сюжетной линии самого Костнера и снова исчезнет (вероятно, до следующего фильма).

Вроде бы при каждой смене фокуса кажется, что вот-вот из этой истории вырастет что-то интересное. Ведь и роман Фрэнсис с военным выглядит так обаятельно, и интеллигентное семейство пилигримов привлекает и одновременно раздражает. 

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Но нет, каждому дадут по 20–30 минут, поэтому всё останется в виде набросков: одинокая мать хочет любви вежливого офицера, а аристократы встречают суровую правду жизни.

Разговоры многих либо полностью функциональны, то есть сообщают зрителю о развитии сюжета, либо просто бессмысленны. Суровые мужчины перебрасываются опасными фразами, поигрывая пальцами на револьверах, а женщины, конечно, мечтают, чтобы ими заинтересовался самый умный и смелый.

Это начало большой франшизы

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

В оригинальном заголовке «Горизонтов» есть приписка «Американская сага», и планы Костнера действительно грандиозные. Режиссёр задумывал эту историю аж с 1980‑х. Сначала — в виде фильма, но потом масштаб разрастался, и теперь в планах четыре картины огромного хронометража. Действие будет разворачиваться на протяжении полутора десятков лет и охватит несколько районов США.

Учитывая, что сейчас буквально всё пытаются превратить в бесконечные франшизы, «Горизонты» могли бы стать более стройной сагой: с началом, развитием и логичным финалом. Тем более что Костнер в последние годы больше занимался именно сериалами — он ушёл из «Йеллоустоуна» только ради этого «проекта мечты». 

После невнятной первой части, низких оценок и предполагаемых слабых сборов есть вероятность, что на вторую никто просто не пойдёт в кино.

Смотреть продолжение уже не хочется

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

При просмотре «Горизонтов» с грустной иронией вспоминается, как некоторые зрители ругали первую часть «Дюны» за слишком медленное развитие. Да, Вильнёв фактически снял долгую и дорогую экспозицию. Но это всё равно был полноценный фильм с хоть каким-то промежуточным финалом.

«Горизонты» точно так же долго раскачиваются, но не успевают толком познакомить с героями. А заканчиваются буквально на полуслове — кажется, что только началось основное действие (это спустя три часа), и тут зрителю выдают просто нарезку из будущих эпизодов.

В этот момент невольно придёт в голову, что и этому проекту лучше было бы выйти в виде телесериала на каком-нибудь Apple TV+: хронометраж сезона позволил бы лучше раскрыть каждую линию, а клиффхэнгер в финале дал бы задел на продолжение. 

Но нет, это полнометражный фильм, который оставляет после себя даже не просто чувство неудовлетворённости, а буквально недоумение: «И это всё?»

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Конечно, Кевин Костнер — хороший режиссёр. Даже при всех недостатках можно просто полюбоваться на масштабные съёмки, красивую природу, игру харизматичных актёров и оценить попытку воссоздать быт далёких времён. 

Но очень бы хотелось получить в трёхчасовом фильме ещё и интересную историю, а не хаотичный набор героев и сюжетов, не приводящих ни к чему. К сожалению, нового «Танцующего с волками» не получилось.

Обложка: кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Кульбицкий Виктор
Тема не для советского человека - гражданская война , борьба за независимость . Нешему брату в телогрейке непонятно . Да , мало мордобоя и компьютерных эффектов .
Александр Калацей
Ну не знаю , фильм нормальный, интересный
Оксана Запевалова
уже успели глянуть? вам сюжетно понравился, не заскучали?
Наталья Дементьева
Подписываюсь под каждым пунктом этой рецензии. Целостности нет, только недоумение, что это было. Персонажи хороши, но их как-будто вырвали из контекста, увы. 2 из 5 за виды, каст и костюмы