Джон Грубер: «Дань уважения vs воровство»

Журналист Джон Грубер, известный апологет Apple, высказал в личном блоге свою собственную (и весьма интересную!) точку зрения на проблему «Apple украла дизайн у Braun и судится со всеми из-за геометрических форм продуктов». Поводом послужила нашумевшая картинка:

Вот что пишет Грубер:

«Данное сравнение между серией современных устройств Apple и старыми продуктами Braun вновь поднимает заезженную идею, что Apple лицемерно осуждает и пытается «отсудить последние штаны» у Samsung за воровство своего дизайна, когда совершенно очевидно, что Apple сама всё украла у Braun.

Существует субъективная грань между данью уважения (вдохновением) и воровством. Старая шутка гласит, что «Дань уважения — это когда вы копируете кого-то, а воровство — когда кто-то копирует вас». Но лично для меня разница заключается в том, создаётся ли что-то новое или происходит рабское копирование в некий производный продукт. Это и определяет пресловутую разницу между великим художником, который крадёт и плохим художником, который копирует. Продукты Apple относятся к другой категории устройств, чем соответствующие устройства Braun, и более того — их разделяют десятилетия. Но вдохновленности этими продуктами никто не отрицает: Джонни Айв сам с готовностью подтверждает это влияние. В своём обзоре iPhone 4 я писал:

Общее качество сборки выглядит невероятным. iPhone 4 прекрасно смотрится и выглядит как ценный артефакт. Он выглядит как любовное послание Дитеру Рамсу (немецкий промышленный дизайнер, ведущий дизайнер фирмы Braun с 1962 по 1995 — прим перев.).

А сам Рамс выглядит польщенным работами Apple. Его цитата в The Telegraph в 2011:

Я всегда рассматривал продукты Apple — и приятные слова, которые Джонни Айв высказывал обо мне и моих работах — как комплимент. Без сомнения, есть лишь малое число компаний в мире, которые гениально понимают и используют силу хорошего дизайна в своих продуктах и бизнесе.

Или ремарка Рамса об Apple в знаменитом документальном фильме Objectified:

Я весьма сомневаюсь, что в Apple есть хоть один дизайнер, кому польстили бы продукты Samsung. С другой стороны, я сомневаюсь, что хоть один дизайнер в Samsung рассматривает свои произведения как дань уважения Apple.»

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
caba kosmotesto
06.09.12 20:25
На презентации первого телефона Apple Стив сказал что то вроде: И как же вы это делаете? С помощю самого удобного манипулятора который у вас есть - пальцем. Это конечно не цитата))... А сейчас компания судится из за мультитач жестов, которые являются следствием нашего анатомического строения. Тем самым пытаясть закопирайтить наши антропомитрические особенности и это на мой взгляд показывает начало изменения курса от компании с "человеческим лицом" в противоположную сторону, убивая при этом саму сущность дизайна.  Промышленный дизайн и дизайн интерфейсов не может принадлежать кому то одному. И если "плохие" дизайнеры Samsung просто скопировали некоторые особенности это не значит что если вдруг прийдут новые "хорошие" дизайнеры они не должны сталкиватся с такими искуственными ограничениями как патенты на человеческие пальцы.
Бруно Адольфович
06.09.12 20:46
Whatever. Можно подумать, яблохомяк мог сказать что-нибудь другое.
bufferbay
06.09.12 23:07
А что же это такой бедный пострадавший самсунг теперь подал в суд на LG за то, что одни и те же сотрудники создали одни и те же технологии для обеих компаний?
caba kosmotesto
07.09.12 00:12
Конечно по большому счету это проблемма не только этих двух компаний а индустрии в целом. Я в своем коменте не называю самсунг бедным и пострадавшим. В конце концов расхлебывать эту патентную кашку будут потребители конечного продукта сталкиваясь с одной стороны с высокими ценами на фирменные девайсы с одной стороны и с урезаным функционалом в другой. Это ограничит выбор. Жадность и страх которые сопровождают эти судебные споры не имеют ни чего общего со свободой и творчеством которые у меня асоциируются с дизайном и информационной революцией которую переживает мир. И та компания которая всегда предлагала новый взгляд на вещи, упрощая наше взаимодействие с информацией в начале нового тысячелетия решила применять методы дремучего прошлого. Я хотел бы еще раз подчеркнуть что это вопрос не "крутости" и "не крутости" какой то одной компании как некоторые хотят это представить а более комплексный процесс который происходит в индустрии.
Читать все комментарии