iBeacon — заброшенная технология Apple?

Количество новостей об iBeacon в последнее время стремится к нулю. Анонс технологии состоялся на WWDC 2013, но что мы узнали о ней с тех пор? Google и «Яндекс» выдают в основном документы за 2014 год, как будто все застыло во времени. Что это? Затишье перед бурей или медленное умирание очередной «революционной» технологии, как это не раз уже было в IT-сфере?

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Вспомним, как работает технология iBeacon. В основе лежит взаимодействие устройства iBeacon (далее — маячок) и iPhone/iPad по схеме:

  1. Маячок посылает сигнал на iPhone и передает данные: свой номер и различную техническую информацию.
  2. По принятому сигналу (номер маячка и сила сигнала) iPhone может определить свое местоположение в пространстве. Для этого необходимо 2–3 маячка. Кстати, на этом основана навигация в помещениях.
  3. После того как iPhone определил, где он находится, он связывается с сервером и в ответ получает информацию. Это могут быть рекламные сообщения о скидках, акциях, текстовый контент, фотографии и прочее.
  4. iPhone может установить двустороннюю связь с маячком и взаимодействовать с ним, например проводить финансовые транзакции.
iBeacon-маячки польской фирмы Kontakt.io считаются лучшими в мире.

Предполагалось, что технология iBeacon произведет революцию в ретейле, точках общественного питания, indoor-навигации, однако время шло, а успешными кейсами по внедрению технологии так никто и не похвастался. По мнению руководителя компании Ru-Beacon Ивана Парфенова, на то есть несколько причин.

Иван Парфенов,
CEO Ru-Beacon и партнер Empatika

Рынок надеялся, что эта технология будет привлекать новых клиентов. Рассылать спам — купите креветки, купите машину и так далее. А эта идея изначально неверна. По сути iBeacon — это сервис. То есть у вас должно быть приложение, оно должно удовлетворять потребности людей, и на iBeacon можно сделать дополнительную фишечку. Но не рассылать спам. В ретейле технология не приживается. А, например, в аэропортах уже работает. Крупнейший интегратор SITA поставил iBeacon в десяти аэропортах. В части из них уже настроена навигация. Я думаю, что эта технология как бомба замедленного действия и у Apple есть долгосрочные планы по развитию iBeacon. Да, в России нет проектов на iBeacon, которые приносили бы прибыль, но технология жива и медленно растет.

Похоже, что технология iBeacon спустя 2 года по-прежнему считается экспериментальной. В России успешные примеры внедрения можно пересчитать на пальцах одной руки. Один из кейсов — внедрение системы из медиагида и 20 маячков iВeacon в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ), которое провела компания Getsy.

Скачать в appstore
Передвигаясь по экспозиции, пользователь получает на свой смартфон дополнительный контент в зависимости от того, в каком зале и даже конкретной точке экспозиции он находится.
Екатерина Финогенова,
руководитель департамента корпоративных коммуникаций МАММ

Приложение «Твой МАММ» с технологией iBeacon — уникальный продукт, который позволяет пользователям получать информацию удобным способом. Посетители нашего музея получают дополнительные сведения о выставке или художнике именно там, где это актуально, что делает использование приложения максимально полезным и удобным. Учитывая большой выбор выставок в музее и совершенно разные темы, у нас есть возможность точечно общаться с аудиторией, давая людям именно то, что им интересно.

Опыт МАММ — первый в России в этой области, и поэтому «МакРадар» отправился в музей, где встретился с генеральным директором компании Getsy Максимом Перцовским.

Максим Перцовский, генеральный директор Getsy.

— В чем вы видите эффективность использования технологии iBeacon в музеях, в данном случае — в МАММ?

— Мы правильно попали в аудиторию: MAMM посещают в основном молодые люди, живущие новыми технологиями. До нас никто еще в России не применял Bluetooth-метки в музейных пространствах. От первой встречи c коллегами и до релиза приложения прошел ровно год. Отношения человека и музея становятся более технологичными. Мы по другому уже воспринимаем информацию, и в целом это новый шаг к тому, как люди должны взаимодействовать с искусством. Для нас это первый шаг к тому, чтобы понять, насколько эта технология нужна людям.

— Если маячок iBeacon стоит в магазине, то пользователь может получить, к примеру, скидки. У него есть мотивация включить Bluetooth. А какая мотивация в музее?

— Мы не навязываем технологии. У посетителя всегда остается выбор. Если он хочет получать дополнительный контент о выставках музея, он сам включает Bluetooth при входе в приложение и дает разрешение на отправку сообщений. Мотивация — не нужно брать аудиогид, не нужно сканировать QR-код и прочее. То есть мы снимаем в какой-то степени барьер между человеком и искусством.

— Сколько маячков установлено в здании музея и как вы их обслуживаете?

— В музее мы установили 20 маячков, в каждом зале — по 2–3 штуки. Сложность в том, что экспозиция постоянно меняется, даже стены иногда перекрашиваются и переделываются, поэтому нам было важно не мешать эстетическому восприятию экспонатов и сделать все незаметно.

— А вам надо приходить в музей или всю настройку iВeacon вы проводите удаленно?

— Здесь пока еще есть несколько технических проблем. Все, что сегодня представлено на рынке iВeacon, не масштабируется. Как сейчас все работает? Есть маячок, он без остановки транслирует Bluetooth-сигналы. В данном случае нет связи железа и облака, и мы не можем на расстоянии контролировать технические показания метки, проверять уровень заряда батареи и так далее — приходится физически приходить на объект и через специальное мобильное приложение от производителя собирать информацию по каждому маячку. Это становится невозможным при большом количестве объектов. Сейчас на рынке начал появляться новый класс iBeacon-устройств, которые, помимо Bluetooth, используют и Wi-Fi. Данные маячки объединяют в сеть метки вокруг и позволяют уже дистанционно закидывать информацию, обновлять прошивки, включать-выключать оборудование. Это гораздо более интересная вещь, мы уже тестим данные устройства на ряде пилотных объектов.

— Вы ставили маячки в магазинах «Республика». Каков результат?

— Это был пилотный проект не только для нас, но и для индустрии в целом. Мы не ставили задачи увеличить средний чек. Важнее было протестировать технологию. Когда кто-то заходил в магазин с iPhone в руках, выскакивало предложение зашарить в соцсети информацию о магазине, а мы после этого выдавали чехлы. Таких пользователей оказалось 350 человек, и мы поняли, что это работает. Причем мы реализовали проект, когда технология iBeacon была анонсирована и еще толком ни у кого не работала.

В МАММ можно встретить весьма необычные фотографии.

— А как вы завозили маячки? Ведь их до сих пор нельзя завозить в больших объемах?

— Мы завозили в тот момент, когда еще было непонятно, что это такое вообще. И завезли сразу много. Поэтому я не могу сейчас точно сказать, какие существуют правила, но в нашем случае мы растаможивали товар и делали нотификацию в ФСБ России.

— Какие маячки сейчас есть на рынке?

— Китайские, американские, испанские, польские. Мы работаем с польскими, потому что они лучше всего подходят для бизнеса. Китайские сложно настраивать. Пробовали американские Estimote. Они красивые, но и только. Сеть, что будет решать бизнес-задачи заказчика, из них создать не получится.

— Вы, наверное, обратили внимание, что о технологии iBeacon в последнее время подзабыли. Может быть, это связано с появлением Apple Watch?

— Я знаю, что на закрытых сессиях WWDC 2015 были разговоры про технологию iBeacon и там все в порядке. Apple выпускает новые прошивки, сейчас уже седьмая версия, и с каждым обновлением технология становится лучше. Apple Watch существенно сокращают дистанцию от продавца к покупателю, и развитие в этом сегменте будет идти бешеными темпами. Сыграет свою роль Apple Pay и различные программы лояльности. В совокупности эти три технологии создадут принципиально новый пользовательский опыт в офлайн-коммерции.

Прогноз BI Intelligence

Источник: businessinsider.com. Перевод: ibeaconrussia.ru.

В августе 2014 года Business Insider опубликовал прогноз о развитии мирового рынка iBeacon до 2018 года. На графике видно, что нас ждет быстрый рост. Сбудется ли прогноз BI?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Konstantin
22.06.15 20:52
С этой идеей носилась еще Ericsson в самом начале 2000-х, когда только-только Bluetooth стали ставить в телефоны. Немного иначе было задумано технически: подразумевалось, что маячки будут сами раздавать все, что нужно по Bluetooth, без интернетов, но сценарии задумывались те же самые. Потом к этой идее за эти 15 лет возвращались не раз, с тем же фейловым результатом. На что рассчитывал Эппл - не понимаю.
Евгений Носовицкий
23.06.16 19:40
Мы занимаемся разработкой ПО для работы с iBeacon. Перепробовали много разных биконов и китайских и американских. По факту в больших количествах их практически не возможно привезти и по качеству Китай =(. Так что сейчас мы используем для наших проектов метки только российского производства. С ними проблем нет и разработчики если что рядом ?
Андрей Котов
23.06.16 19:43
А кто производитель ?
Евгений Носовицкий
24.06.16 00:36
Питерская фирма. Сайт http://my-beacon.ru