История плоского дизайна: как эффективность и минимализм сделали цифровой мир плоским

Мы перевели для вас интересную заметку автора TheNextWeb Эмбер Ли Тернер, в которой рассказывается об истоках появления плоского дизайна, о том, как он меняет интерфейсы сейчас и что ждет плоский стиль в будущем.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Если вы хоть немного интересуетесь графическим дизайном, то не могли не слышать про термин "плоский дизайн". Это направление вначале появилось в Вебе несколько лет назад, а в последнее время плоский дизайн "выстрелил" и стал сверхпопулярным благодаря крупным компаниям, которые стали активно использовать плоский дизайн.

Но откуда взялся этот самый плоский дизайн? И почему мы наблюдаем его в интернете? Как и все в дизайне, знание истории этого стиля поможет вам делать более обоснованные решения при использовании плоского дизайна.

Давайте посмотрим, что же из себя представляет плоский дизайн, какие дизайнерские тенденции прошлого на него повлияли и узнаем, как он стал настолько популярным.

Что же такое плоский дизайн?

Те из вас, кто не знаком со значением плоского дизайна, должны знать, что плоский дизайн - это такой стиль в дизайне, в котором элементы лишены каких-либо стилистических особенностей и они не выглядят как воплощение реальных предметов (т.н. скевоморфизм).

С непрофессиональной точки зрения, плоский дизайн лишен таких элементов как градиенты, тени, текстуры, которые предназначены для того, чтобы сделать элементы более объемным и реалистичным.

Сегодня кажется, что дизайнеры сильно тяготеют к плоскому дизайну, потому что он воспринимается как свежий и современный и позволяет сфокусироваться на том, что является наиболее важным: содержании и месседже.

Избавляясь от всевозможной стилистики, дизайнеры делают свои проекты более долгоиграющими и сейчас использование плоского дизайна - это наиболее правильная стратегия.

Но это не значит, что другие стили вообще не принимаются во внимание. Часто, для обозначения противоположного плоскому стилю, применяется термин "богатый дизайн", который характеризуется наличием большого числа всевозможных украшательств - скосы, отражения, тени, градиенты. "Богатый дизайн" используется для того, чтобы сделать вещи более "тактильными", более удобными для пользователей, просматривающих веб-сайт и использующих мобильные приложения.

Важно понимать, что "богатый дизайн" - не то же самое, что скевоморфизм. Скевоморфизм предполагает сознательное использование физических аналагов тех или иных элементов (тумблеры, кнопки, текстуры кожи и так далее), чтобы они выглядели знакомо пользователям.

Откуда пошел плоский дизайн?

Большинство из того, что мы видим сейчас в интернете или цифровом мире, происходит от печатных и художественных предков. Пока трудно сказать, когда именно началась эпоха плоского дизайна и где его истоки, но есть несколько явных периодов в дизайне и искусстве, откуда черпал вдохновение плоский стиль.

Швейцарский стиль

Швейцарский стиль (называемый иногда Международным Типографским стилем) является первым источником вдохновения для плоского дизайна, который приходит на ум, поэтому стоит остановиться на нем более подробно.

Швейцарский дизайн в основном сфокусирован на использовании направляющих сеток, типографики без засечек (так называемый "гротеск" - прим. пер.) и понятной иерархии содержания и оформления. В течение 40-х и 50-х годов швейцарский дизайн можно было часто встретить на многих фотографиях как элемент оформления.

Типографика является одним из ключевых элементов швейцарского стиля и здесь нельзя не упомянуть о шрифтовой гарнитуре Helvetica, которая также появилась в Швейцарии в 1957 году и активно используется по сей день.

Интересно наблюдать, как плоский дизайн использовали еще до того, как его внедрили в свои наработки Microsoft и Apple и сделали его популярным, ведь швейцарский стиль можно проследить даже в Германии 20-х годов XX века. В то время он стал очень популярным и его элементы использовались известной немецкой школой Баухауз - любители искусства не дадут соврать, что в баухаузе большой акцент делается на типографике, которая имеет много общего со швейцарским стилем.

Минимализм

Огромное влияние на плоский дизайн можно найти и в истории минимализма. Сегодня термин "минимализм" часто используется наравне с плоским дизайном, но минимализм был популярен задолго до появления плоского дизайна. У минимализма есть свои давние традиции в архитектуре, изобразительном искусстве, дизайне.

Минимализм имеет богатую историю и охватывает различные виды искусства, но там, где плоский дизайн сейчас является доминирующим, часто используются именно элементы минимализма. Такие элементы минимализма, как строгие геометрические формы, яркие цвета, четкие линии используются и в плоском дизайне.

Одним из самых известных произведений искусства в стиле минимализма является вот эта картина Ива Кляйна "голубая Эпоха":

Если вы хороший программист, дизайнер или писатель, то наверняка подумываете о переходе на самостоятельную работу. Ваша профессиональная подготовка не вызывает и тени сомнения, а список выполненных работ заставляют завидовать даже конкурентов. Однако будьте готовы, неприятности могут подкрасться совсем с другой стороны.

Особенности работы в полном фрилансе таковы, что вам мало быть хорошим профессионалом в своей специальности. Вам понадобится еще и навыки аналитика, маркетолога, умение договариваться с людьми. Клиенты бывают очень интересные и к каждому придется искать подход. О том, как это сделать, вы узнаете из этой статьи.

Что важнее для фрилансера - быть хорошим специалистом или уметь завоевать доверие людей? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но мир полон историй, когда талантливый творец прозябает в нищете и забвении, а ушлый верткий профан собирает урожай успеха. Поэтому не забывайте иногда отвлекаться от своих профессиональных занятий и уделять внимание прокачиванию навыка общения. Это вам пригодится.

1. Любопытный

Любопытный клиент поначалу может очаровать своим искренним интересом к вашей работе. Он, как правило, гиперактивен, доброжелателен и очень, очень разговорчив. Он засыпает вас вопросами по каждому вашему шагу, требует пояснений каждого решения. Такой клиент не только хочет знать, что вы делаете, но и каким образом. Потом это начинает вас раздражать и вы понимаете, что тратите на ответы и объяснения слишком много времени.

Что делать?

Самый простой способ - это прямо сказать, что вы заняты. Пусть они знают, что ваше время ограничено, и что вы хотите сосредоточиться на работе, которую для них выполняете. Ограничьте время каждой встречи с таким клиентом, каждый телефонный звонок. Если шквал вопросов продолжается, то предложите себя в качестве платного консультанта по интересующим вопросам.

2. Профан

Этот тип клиентов будет удивлять вас полным отсутствием необходимых для совместной работы знаний и навыков. Возможно это слово выглядит слегка грубовато, тем более, что обычно это люди старшего возраста, очень слабо разбирающиеся в компьютерных технологиях. Вы не сможете пообщаться с таким клиентом в Facebook*, потому что он там не зарегистрирован, у него нет счета в банке для перечисления вам денег, вам придется полчаса объяснять по телефону как открыть вложение к письму.

Что делать?

Возможно у вас будет соблазн воспользоваться ситуацией и получить дополнительную выгоду с такого клиента. Не поддавайтесь на соблазн, помните о своей репутации. Вам доверяют вслепую, потому что вы лучший для этой работы, постарайтесь оправдать это доверие. Не используйте сложных терминов и профессионального сленга, постарайтесь говорить обычным понятным языком. Обязательно все документируйте - с такими клиентами возможно непонимание условий сделки. Проявляйте терпение, оно вам окупится.

3. Всезнайка

Этого клиента вы легко узнаете по тому шлейфу неприязни, которым он окружен. Всезнайка знает все на свете, но лучше всего он знает, как вы должны справляться со своей работой. Странно, что он вообще вас нанял, правда?

Что делать?

Все корни проблем всезнаек лежат в комплексе неполноценности и неуверенности. Они хотят все контролировать и вашего уважения. У вас только два выхода в этой ситуации. Либо дайте им, что они хотят и не тратьте силы на выяснение, кто хозяин горы. Либо просто не работайте с таким клиентом, который не доверяет вам и считает себя лучшим специалистом, чем вы.

4. Скряга

Самый распространенный клиент. Описывать надо?

Ну да, скряга стремится любым способом сэкономить бюджет и из всех дешевых способов и инструментов выберет самый наидешевый.

Что делать?

Скряга просто хочет, чтобы работа была сделана за наименьшую цену. Вам придется показать разные варианты решения задачи, начиная с самого затратного, а потом согласиться на относительно дешевый. Скряга будет счастлив, что вы сэкономили ему часть средств. Делайте такую работу быстро, помните, что время - это главный ресурс фрилансера. Просите предоплату или хотя бы аванс - некоторые скряги настолько жадны, что могут вам не заплатить.

5. Мечтатель

Мечтатель случайно оказался на планете Земля просто пролетая мимо нашей галактики. Его голова всегда забита сумасшедшими идеями и большими планами, которые обязательно должны сработать. Обязательно!!!

Что делать?

Мечтатель всегда будет требовать от вас лучшего качества и кратчайших сроков. Он не согласен на компромисс и ожидание, у него нет времени - его ждут звезды. Если вы скажете, что верите в их успех, они будут обожать вас, если вы попытаетесь приземлить их на землю, то у проекта появится шанс на жизнь.

Будьте настойчивы в определении расценок и сроков. Поясните,что грандиозные проекты имеют соответствующую цену и не делаются за одну ночь. Будьте внимательны к деталям, так как мечтатели не снисходят до частностей.

6. Помощник

Это действительно фантастический тип клиента, которого можно только пожелать. Для ускорения работы он стремится абсолютно искренне помочь вам, предлагая помощь и поддержку. Однако его деятельность нужно направлять в правильное русло, чтобы он вам не мешал.

Что делать?

Если вам предлагают помощь, то воспользуйтесь этим. Предлагайте некоторые простые задачи, которые ему по силам. Используйте его для поиска и структуризации необходимой информации. Однако во всем нужно знать меру, чтобы не давать повод клиенту думать, что он делает работу за вас.

7. Спринтер

Иногда это торопыги по жизни, а иногда действительно есть необходимость в срочном выполнении задания. Спринтеры думают, что выполнение любого проекта можно ускорить без ущерба для качества. И зависит это только от вашего желания.

Что делать?

Будьте осторожны! Часто спринтеры могут вас уговорить на нереальные сроки, поэтому лучше возьмите паузу и трезво оцените свои возможности. Не все могут работать в сумасшедшем темпе, да и не всем это нужно. Будьте организованы. Спринтеры, как правило, сами показывают чудеса работоспособности и организованности, поэтому ваша расхлябанность может их шокировать.

8. Мелкая сошка

Этот клиент занимает невысокий пост и не принимает никаких решений без согласования с руководителем. Еще хуже, когда профессиональными вопросами занимается один сотрудник, оплатой - другой, а общие вопросы вообще решает только начальство. При этом, как правило, они понятия не имеют, что происходит, и пуляют вас между собой как мячик.

Что делать?

Не решайте вопросов поштучно. Ваш клиент не будет тревожить по каждому поводу свое начальство, в результате ничего решаться не будет. Составьте список накопившихся вопросов и не приступайте к работе до их окончательного разрешения. Будьте готовы к простоям пока ваши вопросы будут согласовываться и обсуждаться. Стремитесь выйти на контакт с боссом или тем человеком, который действительно что-то решает.

А какие клиенты были самыми проблемными в вашей практике? И как вы справлялись?

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Можно с уверенностью сказать, что смесь Швейцарского стиля и минимализма в значительной степени повлияли на плоский дизайн и современный облик цифрового мира.

Эра плоского дизайна от Microsoft и Apple

История повторяется и то же самое справедливо и для плоского дизайна. Как мы узнали выше, плоские элементы можно было встретить еще в 20-х годах XX века.

Довольно много дизайнеров-одиночек работали с плоским дизайном, однако именно Microsoft и Apple сделали его таким популярным. Что же, давайте поговорим о них.

Microsoft и интерфейс Metro

Microsoft начала работать с плоским дизайном задолго до появления интерфейса Metro. В середине 2000-х, Microsoft выпустила конкурента iPod - плеер Zune (уверен, некоторые из вас еще помнят это названием - прим. ред.).

Тот самый Zune от Microsoft - вглядитесь в интерфейс, ничего не напоминает?

Именно с выходом Zune появился уникальный дизайнерский стиль, акцент в котором был сделан на крупную типографику. Дизайн программного обеспечения Zune резко отличался от большинства программных продуктов Microsoft того времени. Ведь Windows Phone 7 вышла только в конце 2010-го года и дизайн этой мобильной операционки многое взял от интерфейса ПО Zune. Большие и яркие формы, основанные на направляющих сетках, типография без засечек (гротеск), плоские иконки.

Этот интерфейс Microsoft вскоре назовет Metro

Такой дизайн стал настолько популярным, что Microsoft выпустила настольную ОС Windows 8, которая основана на интерфейсе Metro. Четкие квадратные формы, акцент на типографике, яркие цвета - все это перекочевало и на персональные компьютеры. Этот же интерфейс используется практически во всех продуктах Microsoft, включая Xbox 360.

Как Apple встряхнула скевоморфизм

Несмотря на то, что Microsoft уже давно работала над плоским интерфейсом, у Apple тоже были козыри в рукаве. Сначала, Apple слегка намекала на то, что собирается отказаться от скевоморфизма, а с анонсом iOS 7 в июне 2013 года стало ясно - купертиновцы твердо решили использовать плоский дизайн.

Поскольку у Apple на тот момент было много адептов, выход "плоской" iOS 7 сделал этот дизайнерский стиль популярным, чем когда-либо. И произошло это в крайне сжатые сроки (имеется в виду быстрый переход с iOS 6 на iOS 7 - прим. ред.).

Эстетика дизайна Apple сильно повлияла на дизайн мобильных приложений и веб-сайтов, ведь большинство дизайнеров окончательно стали считать этот стиль наиболее современным и подходящим. Когда Apple перешла на плоский стиль, скевоморфизм моментально устарел и огромноу числу сайтов и приложений срочно понадобился редизайн.

Это хорошо прослеживается на мобильных приложениях, которые серьезно поменяли свой дизайн и интерфейс, чтобы соответствовать стандартам iOS 7. И это позволило пользователям относительно быстро привыкнуть к плоской iOS 7.

Адаптивный дизайн

Стоит также отметить, что одна из причин, по которой плоский дизайн стал таким популярным, стал так называемый "адаптивный дизайн". С развитием интернет-технологий, в Сеть стали заходить пользователи самых разных устройств - и в первую очередь, с мобильных. Это заставило дизайнеров использовать responsive design, чтобы сайты одинаково хорошо смотрелись как на полноценных компьютерах, так и на смартфонах и планшетах. И дизайнеры использовали множество "плоских" элементов при разработке адаптивных сайтов.

Плоский стиль позволяет веб-дизайну быть более эффективным. Без лишних элементов интерфейса, сайты загружаются быстрее, давая пользователю возможность сфокусироваться на контенте.

Это также хорошо соответствует тенденции увеличения разрешения экранов мобильных устройств. Намного проще отобразить четкие и простые формы и типографику, чем каждый раз загружать тяжеловесные изображения, которые по-разному смотрятся на разных разрешениях экрана.

Будущее плоского дизайна

Конечно, у нас нет стекляного шара, который предсказывает будущее, но совершенно очевидно, что плоский дизайн, как и все остальное, невечен и впоследствии он будет заменен каким-то другим стилем. Ведь у плоского дизайна есть очевидные недостатки и дизайнеры будут экспериментировать и дальше, что в итоге приведет к появлению нового доминирующего стиля, который оставит плоский дизайн в глубоком прошлом.

В этой связи интересно наблюдать за тем, какая дизайнерская работа сейчас проделывается в Google. С одной стороны, в их приложениях присутствует множество плоских элементов, но в Google не отказались и от многих элементов скевоморфизма - к примеру, они по-прежнему используют тени. Видимо, "корпорация добра" хочет взять лучшее от каждого из стилей и создать свой собственный, уникальный стиль.

Сейчас плоский дизайн воспринимается как захватывающая модная тенденция, и это, безусловно, важная веха в истории дизайна. Но не стоит забывать, что во многом, плоский дизайн - это лишь реинкарнация швейцарского стиля и минимализма в новом цифровом мире.


Комментарий редактора

Мне было интересно прочитать и перевести для вас эту заметку еще и потому, что буквально год назад, когда все гадали, какой же будет iOS 7, я написал пост "Почему в iOS 7 не будет плоского дизайна", в которой поделился своим мнением касательно того, как должна выглядеть мобильная ОС от Apple. Тогда я был противником плоского дизайна и первое время очень ему сопротивлялся. Но месяцы пользовательского опыта изменили мое мнение. Я привык к плоскому дизайну и он не вызывает у меня отторжения.

Сейчас, спустя месяцы, абсолютно точно можно сказать, что встряска iOS удалась. Скевоморфизм смотрится сейчас очень архаично и нелепо и очевидно, что iOS 7 стала внешне более современной и привлекательной. Конечно, есть и те, кому такой стиль не нравится. Но недовольные были и будут всегда :-).

В iOS 8 хочется увидеть исправления некоторых недочетов в дизайне (особенно иконок некоторых приложений), но в принципе, Apple правильно сделала, что сделала плоский дизайн стандартом на ближайшие годы. Интересно посмотреть, как это повлияет на внешний вид OS X и какое будущее ждет интерфейсы приложений.

А что вы думаете о плоском дизайне и iOS 7 в частности? Не забывайте делиться своими мнениями в комментариях.

(via TheNextWeb)

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alexander Marfitsin
27.03.14 02:20
А вы не видите в том, что Айв занимался только дизайном устройств некоторого несоответствия? Все таки дизайн он един и нужно работать по общим канонам как в железе так и в софте. Получается более гармонично что ли
Alexander Marfitsin
27.03.14 02:21
Да сейчас это модно но спустя какое то время появится что то еще :) на то это и мода что сменяется
Alexander Marfitsin
27.03.14 02:22
Ну, многие были слегка шокированы таким поворотом дел :)
Игорь Васильев
23.10.14 15:37
двухмерный мир никогда не будет совершенней и прекрасней трехмерного. все как бараны стали делать для баранов плоский дизайн, убеждая, что это красиво. apple слюнями брызгает, рекламируя сначала ios7, а теперь и yosemite, какой у неё роскошный и расчудесный дизайн. фиг... хорошо, что очень многие это понимают. так и вспоминается знаменитая фраза: а король-то голый!
Читать все комментарии