6 удивительных изобретений Леонардо да Винчи, которые опередили своё время

Жаль, что покровители художника тратили больше денег на бесполезные войны, чем на технический прогресс.

3

1. Водолазный костюм из натуральной свиной кожи

Фрагмент рукописи да Винчи Codex Arundel с описанием дыхательной маски. Изображение: Public Domain

Некоторое время да Винчи жил в Венеции. А на этот город давненько точила зубы Османская империя — и флот у неё был более чем устрашающий. Сами понимаете, от таких суровых ребят венецианские гондольеры на своих утлых посудинах вёслами вряд ли отбились бы.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Да Винчи с радостью предложил городскому правлению свои услуги военного консультанта и инженера. Художник изобрёл невероятное для XV века устройство — водолазный костюм, или «скафандр» (итал. scafandro).

Он был сделан из кожи, укреплён стальными кольцами, чтобы противодействовать давлению воды, и снабжался дыхательной маской со стеклянными окулярами.

Было два варианта скафандра: с бутылками вроде винных, где предполагалось держать запас воздуха, и с тростниковыми трубками, которые торчали на поверхности. О том, как нагнетать воздух в бутылки без устройства для его сжатия (его придумает только Бенуа Рукейроль в 1866 году), да Винчи как-то не подумал.

Но зато костюм дополнительно комплектовался воздушным пузырём. С его помощью можно было регулировать уровень плавучести и погружаться на дно либо всплывать при необходимости.

Современная реплика скафандра да Винчи. Изображение: Museo della Scienza e della Tecnologia / Wikimedia Commons

Применение сего агрегата Лео описал в своём сборнике Codex Arundel. Предполагалось, что отряд венецианских морских котиков наденет скафандры, подплывёт к турецким военным кораблям и продырявит им днища. Турки с жалобными криками затонут, и Венецианская республика будет спасена. Все счастливы.

К сожалению, магистрат Венеции не оценил по достоинству проект, и его члены, посоветовавшись, выдали что-то вроде: «Знаете, мы тут решили попробовать переговоры». В итоге отряды итальянского морского спецназа не были сформированы, с турками помирились на их условиях, а слава изобретателя первого в мире акваланга досталась Огюсту Денейрузу только в XIX веке.

2. Тактический боевой танк из дерева

Танк да Винчи с бронёй и без неё. Изображение: Turin National Gallery / Wikimedia Commons

Когда Лео в 1487 году просился на службу к герцогу Людовико Сфорца, то накатал ему избавленное от ложной скромности резюме. В числе прочего он там обещал его светлости построить ни много ни мало танк.

Вдобавок я умею мастерить повозки, крытые железом, безопасные, надёжные и неприступные; оснащённые пушками, они вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага, и никакое войско, сколь хорошо бы оно ни было вооружено, не могло бы перед ними устоять.

Леонардо да Винчи

Письмо герцогу Людовико Сфорца, 1482 год.

Под повозкой да Винчи подразумевал первый в мире танк. По задумке он был круглым (конструкция была вдохновлена панцирем черепахи) и собирался из тяжёлых деревянных досок, обшитых железом для защиты от огнестрельного оружия.

По окружности могучей военной машины располагались бойницы с лёгкими пушками, чтобы обстреливать поле боя на все 360°. Дна у танка не было — экипаж должен был ходить пешком. Уже в XV веке Лео предвидел, что сидячий образ жизни до добра не доведёт.

Внутрь можно было засунуть до восьми человек, служивших операторами орудий, и ещё двоих мехводов. Последние крутили валы, приводившие в движение четыре колеса сего агрегата.

На секундочку: эти атлеты за счёт одних своих бицепсов должны были возить по пересечённой местности 2–3 десятка лёгких бронзовых пушек, боезапас к ним и саму эту тачанку, которая тоже прилично так весила.

Какое они должны были развивать мускульное усилие, Леонардо в расчёт особо не брал. Конечно, ведь он инженер, стратег и создаёт общую концепцию, а более частными деталями пусть занимаются люди с мышцами.

Сфорца посмотрел на эту неостановимую машину убийства, сказал: «Лео, выглядит круто, но давай как-нибудь потом». И проект так и остался на бумаге.

Когда в 2010 году энтузиасты воспроизвели уменьшенную модель танка, то обнаружили, что да Винчи неправильно изобразил на чертеже зубчатую передачу. И в результате передние и задние колёса вращаются в разные стороны. Так что сколько ни крути валы, бронемашина будет на месте буксовать.

Фанаты изобретателя считают, что Лео специально спроектировал так аппарат — чтобы вражеские шпионы, умыкнувшие схемы, не смогли этого разрушителя воспроизвести в рабочем состоянии. Остальные же считают, что да Винчи просто ошибся.

3. Вертолёт с несущим винтом из накрахмаленной материи

Эскиз вертолёта Леонардо да Винчи. Изображение: Public Domain

Строго говоря, принцип работы этой штуковины придумал не Леонардо. Вот эта вращающаяся круглая спираль — так называемый архимедов винт. Считается, что учёный изобрёл его примерно в 250 году до н. э. Винт использовался греками и римлянами, чтобы поднимать в гору воду по наклонным трубам.

Однако, видимо, именно Леонардо первым в Европе додумался, что в воздухе архимедово устройство тоже будет работать. В 1493 году он создал проект летающего аппарата, смахивающего на вертолёт или, скорее, на автожир. Диаметр винта этого агрегата составил бы 4 метра.

Леонардо отметил в комментариях к эскизу, что винт следует изготовить из накрахмаленной льняной ткани, поддерживаемой проволокой на тростниковом каркасе. Более того, есть данные, что он создал уменьшенную модель устройства и заставил её подниматься в воздух, но до наших дней она не сохранилась.

Примерно такие же игрушки, кстати, делали китайцы в империи Цзинь в 320 г. н. э. Они брали палку, насаживали на неё плоский кусок бамбука, раскручивали как пропеллер и отпускали в неконтролируемый полёт. Называется чжуцинтин, или «бамбуковая стрекоза».

Но на пути Леонардо к полёту возникла одна трудность. Предполагалось, что воздушный винт машины будут вращать четверо человек, для которых предусмотрительный инженер установил ручки вокруг центральной оси ротора.

Загвоздка в том, что даже самые выносливые бегуны Италии не смогли бы носиться вокруг шеста на скорости 200 оборотов в минуту, чтобы поднять аппарат в воздух. В общем, та же проблема, что и с танком.

Экипажу банально не хватило бы сил приводить аппарат в движение, а двигателей внутреннего сгорания ещё не завезли.

Существует также одна маленькая, чисто конструктивная проблема. Вертолёту Леонардо сильно не хватает рулевого винта. Без него, даже если бы аппарат смог подняться в воздух, его корпус крутился бы в обратную от ротора сторону.

Так что тут надо рулевой винт на балке громоздить. Либо прикрепить поверх тряпичной спирали вторую, зеркально отражённую, чтобы компенсировать вращательный момент, как на каком-нибудь Ка-52. Об этом Лео, видимо, как-то не подумал.

Шарикоподшипник Леонардо да Винчи. Изображение: Public Domain

Но от вертолёта была и некоторая практическая польза. Пытаясь прикрепить роторную ось к корпусу агрегата, да Винчи случайно изобрёл вполне современный шарикоподшипник. Правда, запатентовать его не догадался.

Поэтому формально создателем этой детали, применяемой в самых различных механизмах, числится валлиец Филипп Воган, закрепивший за собой разработку в 1791 году.

4. Парашют, который также может служить палаткой

Набросок парашюта Леонардо да Винчи. Изображение: Public Domain

Что делать, если во время полёта экипаж устанет крутить вал и аппарат начнёт падать? Леонардо всё предусмотрел. Нужно всего-навсего покинуть машину в воздухе, выпрыгнув с парашютом.

Итальянский художник придумал девайс для безопасного падения с высоты за 300 с лишним лет до того, как это пришло в голову официальному создателю парашюта — французскому изобретателю Себастьяну Ленорману.

Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м) в ширину и столько же в высоту, он может броситься вниз с любой высоты, не подвергая себя при этом ни малейшей опасности.

Леонардо да Винчи

«Атлантический кодекс».

И правда, устройство похоже на палатку. Если посередине воткнуть шест для поддержания формы, там и от дождя укрыться можно.

26 июня 2000 года британский воздухоплаватель Адриан Николас сделал точную копию парашюта да Винчи, поднялся на высоту 3 километров на воздушном шаре и прыгнул. И что бы вы думаете — сработало! Этот камикадзе вполне уверенно пролетел большую часть спуска на изобретении Леонардо.

Правда, на отметке в 600 метров Николас срезал стропы и остаток пути проделал на современном парашюте.

Дело в том, что, упоминая про отсутствие «малейшей опасности» в своих записях, Леонардо немного покривил душой. Его разработка, сделанная из досок и холста, весила порядка 84 килограммов. Если такая штука при приземлении накроет, даже самый опытный десантник не обойдётся без травм.

5. Автомобиль на пружинном ходу

Устройство пружинного двигателя. Изображение: Public Domain

Видимо, в какой-то момент Леонардо решил, что танки и вертолёты, которые работают на рычажной и педальной тяге, далеко не уедут. В конце концов, машина должна везти человека, а не наоборот.

Оставалось понять, каким образом придать аппарату запас хода. Бензинового или парового двигателя под рукой не было, а если вмонтировать в него лошадь или осла (естественные движки, работающие на сене) — так это простая телега получится, никакой интриги. Но Леонардо нашёл способ создать реально автономную систему.

В телегу вставляем пару очень туго заведённых спиральных пружин в специальных барабанах — в дневниках да Винчи упоминал, что и одной пружины хватит, но он разместил две симметричные ради «приятной глазу гармонии». Вынимаем рычаг тормоза. Пружины начинают раскручиваться, через несложную передачу вращают колёса, и наш автомобиль едет вперёд.

Леонардо изобрёл не только пружинный двигатель, но и первый в истории автопилот! Как тебе такое, Илон Маск?

Сложная механическая система, состоящая из дифференциала, маховика и балансировочного колеса, могла поддерживать курс машины неизменно прямым, даже если она ехала без водителя.

Разворачиваем аппарат в нужном направлении, нагружаем чем-нибудь полезным, отжимаем тормоз — и устройство уезжает самостоятельно. В пункте назначения снова зажимаем тормоз, забираем груз, вставляем свежие взведённые металлические спирали, и беспилотный пружиномобиль отправляется в обратный путь.

У такого беспилотного агрегата есть несколько преимуществ перед современными электрокарами Tesla.

Во-первых, экологичность: энергия запасается в стальных пружинах, а не в литийионных батареях, и не возникает проблем с захоронением токсичных веществ из отработанных аккумуляторов.

Во-вторых, такие машины не требуют сложной инфраструктуры. Пружины можно заводить мускульной силой простого осла, работающего на сене и овсе, и обходиться без солнечных панелей, ветряков и гидроэлектростанций.

Но у пружиномобиля есть и незначительные минусы. Его автопилот способен поддерживать траекторию движения, но тормозить или поворачивать не умеет, что несколько затрудняет практическое применение механизма.

Кроме того, энтузиасты точно воспроизвели конструкцию Леонардо и обнаружили, что запас хода машины составляет приблизительно 40 метров, что немного уступает той же Tesla и уж тем более автомобилям с двигателем внутреннего сгорания.

Но если возить с собой большой запас готовых пружин, механизм для их взведения и осла, чтобы животное вращало его, можно значительно увеличить дальность поездки. В теории.

В процессе разработки автомобиля, кстати, Леонардо придумал такую полезную вещь, как бесступенчатая трансмиссия, или тороидальный вариатор. Да Винчи надел три разные шестерни на общий вал, и тот получил возможность менять скорость вращения по необходимости.

В 1886 году конструкция была запатентована неким Милтоном Ривзом и сейчас успешно применяется в автомобилях, велосипедах, фрезерных пилах и ещё много где.

6. Первый в истории газовый баллончик для самозащиты

Чтобы держаться подальше от аромата этого химического оружия, его лучше запускать во врагов вот такой баллистой. Леонардо и это предусмотрел. Изображение: Public Domain

Чтобы держаться подальше от аромата этого химического оружия, его лучше запускать во врага вот такой баллистой. Изображение: Public Domain

В своём трактате «О благовониях, зловонных веществах и ядах» Лео упомянул следующий рецепт.

Возьми человеческий кал и мочу, вонючую лебеду, если же у тебя нет, капусту и свёклу и вместе положи в стеклянную банку, хорошо закупоренную, и в течение месяца держи под навозом, затем брось, где хочешь произвести зловоние, так, чтобы она разбилась.

Леонардо да Винчи

«О благовониях, зловонных веществах и ядах».

Выглядит как отличный инструмент против бродячих собак и уличных хулиганов. Если на вас напали, извлеките из внутреннего кармана заранее заготовленный таким образом снаряд и с силой бросьте под ноги нападающему.

Главное, бутылку выбирайте непрозрачную. Чтобы знакомые, случайно заметившие её, не рассмотрели содержимое. Иначе вас начнут считать странным.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Everett Collection / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр Мазко
14.10.21 21:01
Нам твердят (в том числе авторы серьезного, вроде бы, журнала «Техника — молодежи»), что Леонардо предвосхитил и то, и сё, и пятое, и десятое… Вертолёт, самолёт, танк, водолазное снаряжение и т. д., и т. п. Основанием для таких утверждений стали картинки, там и сям разбросанные в рукописных трактатах, возьмем его в кавычки, «Леонардо». Слов нет, картинки красивые. Некоторые из них даже похожи на чертежи. Но кто в них всматривался?! Я в детстве тоже нарисовал схемы разных космолетов, подводных лодок и шестиногих танков (хвала Всевышнему, никому не пришло в голову воплотить эти проекты в металл). Но это же не причина провозглашать меня гениальным изобретателем, опередившим время! Опять же, не хочу загромождать изложение: любая, повторяю, любая выдумка «Леонардо» страдает неустранимым недостатком: она не согласуется не то что с базовыми законами физики, но даже с обычным, повседневным практическим опытом, которым обладает в той или иной степени любой ремесленник. Гений явно не понимал, как соотносятся мощность и масса, сила, объём и давление, и так далее — по всей таблице СИ. Гений явно не держал в руках настоящую аркебузу, когда проектировал ее пятиствольный вариант: где взять столько здоровья, чтобы ворочать таким оружием?! Корифей явно не представлял себе, сколько будет весить броня и вооружение его «танка», не ведал, каковы реальные силы тех четырех человек, которым надлежит приводить этого монстра в движение, не осознавал, что сядет это чудо техники в землю по самые оси, едва скатившись с мощеной дороги. Далее — везде! Он увлеченно обсасывал мелкие технические детали, не решив фундаментальных проблем, даже не поставив их, даже не заметив! Титан порхал в небесах фантазии, предоставляя «черную работу» всяким декартам с паскалями. Нехай там Торричелли разбирается, отчего у герцога фонтан не фонтанирует. Галилей, дурачок, ядра с Пизанской башни роняет, школяр. А вот я-то! Однако, все «технические чудеса» Леонардо очень хорошо прорисованы. Что есть, то есть — этого не отнять. Рисунки симпатичные.Военно-исторические хохмыКостылев Г. Д.
Математика от Георгия
15.10.21 09:53
Так Юрий Абарин совсем недавно четко в ютубе рассказал, что Леонардо ничего сам не изобрёл, а срисовал у разных настоящих изобретателей. И велосипед не он придумал. Просто нарисовал два колеса, а спустя столетия реставраторы подрисовали тайком это выдающееся транспортное средство. Ну всё, как с Томасом Эдисоном! Но этот будь здоров мошенник был!
Alex Ponomar
15.10.21 11:38
Чувак с ютуба это, конечно, авторитет, куда там леонардам всяким.