10 случаев, когда сотрудники вас обворовали, а вы и не заметили

Прибыль компании зависит не только от хороших продаж, но и того, насколько успешно удаётся снижать убытки. Одна из главных «расходных» статей — это воровство сотрудников, и это серьёзная проблема для предприятий малого и среднего бизнеса. Рассказываем, как именно работники пытаются обмануть работодателя и что с этим можно сделать.

Почему сотрудники воруют и как им это удаётся

Некоторые люди никогда не будут воровать, потому что им не позволяют моральные убеждения. Люди с более гибкой этикой решаются на хищение, когда совпадают несколько факторов:

  • недовольство своей зарплатой,
  • открытый доступ к товарам и другим ценностям,
  • несовершенство системы учёта, из‑за которой воровство и личность вора обнаруживаются не сразу.

Если в вашей компании реальная прибыль заметно отличается от прогнозов, в худшую сторону, присмотритесь к своим сотрудникам. Возможно, самые нечестные из них не раз прибегали к одному из этих способов обогатиться прямо на рабочем месте.

Покупали товар по завышенным ценам

Так поступают мошенники, которым поручены закупки. Это работает так: допустим, бизнесмен открыл кафе и поручил своему сотруднику поиск поставщиков каких‑то продуктов. Сотрудник оказался нечестным, как и поставщик, и в результате их сговора владелец кафе будет платить по 2 000 рублей за единицу товара, который по справедливости стоит на треть дешевле. Разницу в цене работник и поставщик поделят.

Указывали неверное количество товара

Ещё один вариант сговора — намеренные ошибки в накладных. Если товар поступает большими партиями, от сотни единиц, не так уж сложно указать в документах другое количество и, соответственно, стоимость.

Например, сотруднику, который отвечает за приём товара на складе, поручено заказать 120 коробок кошачьего корма, по 24 консервы в каждой. Таким образом, на склад должно поступить 2 880 консервов. Но сотрудник просит такого же нечистого на руку поставщика указать в накладной 2 980 и выставить счёт на нужную сумму. На склад поступает по факту 2 880 единиц товара, по документам — на сотню больше. Несуществующие 100 консервов списываются как брак, а переплата делится между сотрудником магазина и поставщиком.

Переклеивали штрихкоды

Незатейливый способ кражи: переклеить штрихкоды с дешёвых товаров на более дорогие и продать «своим» — покупателям, с которыми нечестный сотрудник в сговоре. Даже если кто‑то вдруг увидит, как кассир пробивает не тот товар, будет невозможно доказать, что штрихкод переклеен умышленно.

Сканировали не все товары

Ещё одна схема, которая требует «своего» покупателя. Тот приносит на кассу несколько одинаковых товаров, а кассир сканирует и пробивает в чеке только один. Даже если поймать мошенника за руку, он всегда может сказать, что сканер просто не считал остальные штрихкоды и это не его вина. А сканировать товары и одновременно следить за тем, правильно ли они отображаются в списке покупок, он не может. Ведь очереди на кассе никому не нужны.

Подменяли товары на более дешёвые

Популярная схема в магазинах, где продаются сыпучие продукты на развес. Недобросовестный продавец может подменить дорогие и качественные специи или чай более дешёвыми. По внешнему виду определить подмену возможно не всегда. И даже если найдётся дотошный покупатель, который заподозрит неладное, продавец разведёт руками: что поступило на склад, то и выставлено в торговом зале.

Списывали товар раньше времени

На товарах, потребительские свойства которых со временем могут ухудшаться, должен быть указан срок годности. Это пищевые продукты, косметика, парфюмерия, лекарства и прочее. Нечистый на руку продавец может пометить то, что он решил забрать себе бесплатно, как подлежащее списанию, хотя со сроками годности и товарным видом всё в порядке.

Делали сами себе уценку

Продавец добавляет в раздел уценки в самой простенькой товароучётной системе дорогую вещь, которую хочет купить сам с хорошей скидкой. Естественно, руководство магазина не планировало такой уценки. Едва товар со скидкой покидает склад, как его тут же покупает заинтересованный сотрудник.

Некоторые продавцы намеренно портят или мнут упаковку, наносят некритичные повреждения (например царапают), чтобы иметь основание для уценки и последующего выкупа. Такая схема работает и в обратную сторону, когда нечестный сотрудник продает уценённые товары по стоимости, существовавшей до этого.

Закрывали чек уже после оплаты

Работает в случае с невнимательными покупателями, которые платят наличными и уходят, не дожидаясь выдачи чека. Кассир пробивает свою персональную скидку, закрывает чек, разницу в цене забирает себе.

Включали в чек дополнительные товары

Такая схема мошенничества тоже рассчитана на покупателей, которые берут сразу много товаров, оплачивают их, но не проверяют чеки и не собирают их. Кассир может дважды пробить один и тот же товар либо добавить в чек продукт, который покупатель не брал, а после ухода последнего сделать чек на отмену и присвоить деньги.

Возможно, что мошеннику попадётся дотошный покупатель, который, рискуя навлечь на себя гнев очереди у касс, будет проверять чек. Но риски наказания тут невысокие: всегда можно сослаться на ошибку системы и оформить возврат.

«Арендовали» товары

Если недешёвая вещь нужна всего на пару раз, стоит ли её покупать? Нет, конечно, ведь можно просто взять попользоваться. Так рассуждают нечестные продавцы в магазинах одежды или техники. Опробованные в деле наряды и гаджеты возвращаются в зал и продолжают продаваться по цене новых товаров.

Как бороться с воровством

Гарантированный способ избежать краж среди сотрудников — нанимать кристально честных людей, порядочности которых позавидовали бы святые, не будь зависть грехом. Но поскольку эта задача вряд ли выполнима, нужно предпринимать целый комплекс мер, который гарантирует практически полный контроль над процессом торговли.

Установите видеокамеры

Самое очевидное и простое решение: разместите системы видеонаблюдения не только у полок с товарами, но и в кассовой зоне. Желательно настроить камеры так, чтобы они фиксировали весь процесс сканирования товаров.

Используйте другие этикетки

Чтобы никто больше не переклеивал штрихкоды с дорогих товаров на дешёвые, просто используйте другие этикетки. Они должны быть более прочными и стойкими, такими, чтобы их сложно было переклеить с одного товара на другой.

Лично контролируйте закупки

Чтобы исключить вероятность махинаций сотрудников, самостоятельно отбирайте поставщиков. Участвуйте в переговорах с ними, внимательно изучайте все документы, сверяйте указанные в контрактах о поставках и актах приёмки‑передачи цены.

Для оптимизации процесса воспользуйтесь любой из современных товароучётных систем. Например, товароучётная система МТС, которая подключается к онлайн‑кассам, обеспечивает максимально прозрачную картину приёмки и сбыта. В ней хранится вся история по закупочным и отпускным ценам.

Можно один раз определиться с размером и типом наценки (в виде фиксированной суммы или процента от закупочной цены), и дальше при поступлении товара она будет применяться автоматически. Поменять цену на товар в справочнике товароучётной системы без вашего ведома не смогут ни продавец, ни кассир. Больше никакой путаницы с ценами, случайной или намеренной.

Введите материальную ответственность

Еще один действенный способ борьбы с воровством — привлечение сотрудников к материальной ответственности и вычет недостачи из их зарплат. По закону работник обязан возместить работодателю причинённый ему прямой действительный ущерб. А под ущербом понимается как уменьшение количества какого‑то имущества, так и ухудшение его качества.

Проводите внеплановые инвентаризации

Обычно сотрудники знают, когда именно будет инвентаризация, и могут к ней подготовиться. А вот точные сроки внеплановых заранее неизвестны, и по закону они могут проводиться в любое время. Нужен лишь приказ руководителя о такой проверке.

Товароучётная система от МТС позволяет быстро проводить такие инвентаризации даже в рабочее время, и закрывать для этого магазин не придётся. В системе приход и расход товаров ведётся в реальном времени. Нужно просто выгрузить данные по остаткам и сверить эту информацию с фактическим наличием товаров.

Руководитель всегда сможет увидеть, в чью смену и в какое именно время на складе стало меньше на 10 флаконов шампуня, продажа которых почему‑то не зафиксирована в онлайн‑кассе.

Делайте объявления для покупателей

Разместите на видном месте объявление о том, что кассир обязан выдать чек. А если он предоставлен не будет, покупка товара происходит за счёт магазина. У покупателей будет серьёзная мотивация заострять внимание именно на факте выдачи кассового чека.

Автоматизируйте бизнес

С 1 июля 2019 года предприниматели в России должны использовать онлайн‑кассы, хотя не все это делают, рискуя навлечь на компанию штрафы. Нелишним будет напомнить, что эти устройства нужны не только для того, чтобы соблюдать требования закона.

Онлайн‑кассы позволяют в любое время видеть все действия кассира и делают невозможной продажу мимо кассы. Например, вы можете посмотреть, каким было движение денег в любой момент рабочего дня. Если цифры подозрительны, это повод поговорить с персоналом или изучить записи с камер.

Благодаря онлайн‑кассам с товароучётной системой легко быть в курсе дел в каждой торговой точке. В любой момент можно увидеть приход, расход, остаток средств в кассе. А ещё — узнать количество поступившего на склад товара, посмотреть, что и как продаётся, а что оказалось неликвидным. И, что особенно важно, онлайн‑кассы также помогут понять, насколько аккуратно ведут дела сотрудники. С решением от МТС можно без лишней суеты и бесед с персоналом узнать, в чью смену обычно происходят недоразумения с деньгами, недостачи либо слишком частые возвраты.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
wertex
19.11.19 20:23
Смените работу или езжайте в Москву и заработайте там свои 118 тыщ, в чем проблема то ?
Юрий Сычев
24.01.20 16:57
Работал давно, в 90-х, на молочной оптовке. Недостачи были постоянным явлением. Все недостачи и воровство хозяева (муж-директор и жена-бухгалтер) делили на всех работников. Но однажды они прокололись - сумма была настолько большой, что мы решили подсчитать объём "пропажи" - по списку получилась целая фура. Как потом узнали (не скажу как))), хозяйка два раза вбила приход одной машины - ну очень деньги ей нужны были, а до этого частенько вбивала в базу лишними паллетами, вместо одной - два. Думаю и с государством они расплачивались заниженными налогами.На пивной оптовке (те же 90-е) было немного по другому - там хозяева обвиняли ребят в том, что они пиво пьют, а списывают на бой при доставке. Присутствовал на собрании у приехавшей с пивзавода машине, когда хозяин обвинял всех в воровстве пива и последующем разбитии бутылок для списания на бой, и что отныне на машину будет не более 2-3 бутылок боя. Пока шло собрание - из машины раздалось 4 хлопка (разорвались 4 стеклянные бутылки). Мы отказались выгружать машину, сказав что за время собрания мы не влезая в машину, "украли" лишние 2 бутылки. К слову в тот раз в жару вдребезги разлетелось из всего объёма бутылок 12 (хозяин сам считал)).Так что воры-хозяева - не редкость в наши дни, а вы говорите - работники. Не там копаете. )))
Антон Леонов
24.01.20 21:31
Зарплату достойную плати и будут люди за место держаться!
Илья Баранов
20.08.20 10:20
| изменено
Не согласен насчет комментария ниже о низкой зарплате. Если руководитель оценивает работу сотрудника в такой ценовой категории, то уже дело сотрудника принять такую зарплату и придти к общему согласию. Низкая зарплата никогда не была оправданием воровства. Это еще исходит из СССР когда домой "хоть даже гвоздь, но возьми" . Насчет видеонаблюдения абсолютно точно подмечено, поставить их в кассовой зоне и сделать возможным менеджеру в любой момент времени их проверить. Но начинать всегда важно с учета, если он настроен точно, все связано и прозрачно. И сотрудники знают об этом, вряд ли кто-то осмелится воровать. Сейчас в учет можно всунуть почти все что-угодно начиная с партионного учёта и учёта по серийным номерам до анализа покупателя по продажам К сожалению все что написано выше хоть и действенно но считается "держать в ежовых руковицах". Гораздо выгоднее, это сформировать особую культуру ответственности и сделать коллектив семьй. Да это сложнее и дольше, но кто будет воровать из семьи?
Читать все комментарии