Как часто менять свечи зажигания

Если автомобиль заводится не с первого раза и дёргается при разгоне, стоит проверить свечи зажигания.

На что влияют свечи зажигания

Без свечей зажигания двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не заведётся. Они создают электрическую искру, которая поджигает смесь топлива и воздуха. Затем возникает давление на поршень, он взаимодействует с шатуном, а последний — с коленчатым валом. Так одна деталь заставляет работать другую, и в итоге колёса автомобиля крутятся. То есть без свечей машина не сможет двигаться своим ходом.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Искра появляется между электродами свечи. Расстояние между ними имеет значение, оно должно быть не слишком большим и не очень маленьким, чтобы хватило создать искру, но при этом горючая смесь не могла воспламениться. Этот параметр называется искровым зазором, он может различаться в зависимости от производителя детали.

Если свечи выходят из строя из-за увеличения зазора между электродами, возникают проблемы в проводке, ломается катушка зажигания. Когда свечи перестают полноценно работать, в цилиндрах появляются пропуски — смесь не сгорает и попадает в систему впуска. Если свеча разрушается, то её части могут попасть в камеру сгорания, а это чревато повреждениями поршня и поверхности цилиндра. Слишком слабая искра приводит к падению мощности мотора. То есть любые неисправности свечей негативно сказываются на ресурсе двигателя.

Когда менять свечи зажигания

Это нужно делать либо по регламенту, прописанному производителем, либо чаще — если появляются проблемы с запуском двигателя и его работой. Деталь точно пора проверить, если автомобиль заводится не с первого раза или стартер крутит слишком долго. Свечи с истекающим ресурсом заставляют цилиндры работать нестабильно: машина дёргается при разгоне и неравномерно набирает скорость, «скачут» обороты на холостом ходу, двигатель теряет мощность, увеличивается расход топлива.

Но в целом ресурс свечей зависит от их типа. Главное отличие — материал наконечника электродов. 

  • Никелевые свечи зажигания. Сейчас они считаются уже прошлым поколением, массово устанавливались на автомобили до 90-х гг. Однако некоторые производители бюджетных моделей до сих пор используют никелевые свечи. Кроме низкой стоимости, у них нет преимуществ. Их нужно менять приблизительно через каждые 20−30 тысяч км.
  • Платиновые свечи зажигания. Платина позволила сделать электроды тоньше по сравнению с никелем. Это значит, что для воспламенения смеси им достаточно и низкого напряжения, что упрощает пуск двигателя зимой. Износостойкая платина позволила увеличить срок службы до 70 тысяч км. Этот материал препятствует появлению коррозии и позволяет электродам выдерживать высокие температуры.
  • Иридиевые свечи зажигания. Этот тип считается самым актуальным. Иридий позволил сделать электроды ещё тоньше, чем платина. Средний срок эксплуатации составляет 100−120 тыс. км. Иридий стойко переживает ещё более высокую температуру, поэтому свечи дольше не ржавеют и не оплавляются.

То, какая именно свеча подходит автомобилю, рассчитывает производитель. А количество элементов соответствует количеству цилиндров двигателя. Проверить, какие детали установлены в вашей машине, можно, сняв свечу или заглянув в технические характеристики автомобиля.

Помимо типа свечей зажигания на их износ влияют и другие факторы: 

  • При сгорании смеси топлива и воздуха образуются агрессивные вещества: сера, сажа, фосфор. Из-за них электроды и изолятор свечи ржавеют. Ещё вредные отложения накапливаются из-за частых запусков в мороз, коротких поездок и длительного пребывания в пробках. Всё это не позволяет свечам нагреться до нужной температуры, и на электродах появляется коррозия.
Загрязнённые свечи зажигания. Кадр: @АвтоХак / YouTube
  • Низкое качество топлива с железосодержащими присадками оставляет на изоляторе свечи налёт красного цвета. Железо замыкает электроды и «гасит» свечу.
  • Длительные поездки на повышенных оборотах и частые резкие старты с места повышают температуру работы двигателя. Жар и большое давление в камере сгорания негативно отражается на способности свечей создавать искру — детали оплавляются, и зазор увеличивается.

Как менять свечи зажигания самостоятельно

Механизм не очень сложный: снять старые элементы и вкрутить новые. Но для этого понадобится специальный инструмент — динамометрический ключ. Кроме того, пригодятся отвёртка, баллон со сжатым воздухом или его аналог.

Как вытащить старые свечи зажигания

1. Дайте двигателю остыть, если до этого он был заведён. Температура должна быть такой, чтобы к нему можно было прикоснуться руками. Чем горячее сама свеча, тем выше риск повредить резьбу.

2. Снимите защитный пластиковый кожух, если он установлен на моторе. Чаще всего он закреплён болтами, саморезами, кронштейнами или заклёпками.

3. Продуйте сжатым воздухом свечные колодцы. Это нужно, чтобы пыль и грязь не попали в двигатель при извлечении свечей. Если баллона или компрессора под рукой нет, можно соорудить самодельную конструкцию: закрепить трубочку в крышке, надетой на пустую бутылку.

Кадр: @Сергей Курбатов / YouTube

4. Отсоедините свечи от проводов и катушек зажигания. На большинстве катушек есть язычок, если на него нажать, колпачок легко снимается. Если язычка нет, то потянуть нужно за контакт на конце провода. Но не трогайте сам кабель, чтобы не повредить разъём.

Кадр: @Novocelofff / YouTube

5. Динамометрическим ключом выверните свечи зажигания. Будьте аккуратны! Если они закручены слишком туго, детали могут обломиться — нижняя часть останется в головке блока цилиндров. В этом случае не обойтись без специального ключа-экстрактора или без посещения автосервиса.

Использованные свечи зажигания — это твёрдые бытовые отходы. Если сортируете мусор, то их нужно выкинуть в соответствующий контейнер, после чего их должны вывезти на специальный мусорный полигон.

Как вкрутить новые свечи зажигания

1. Наденьте ключ на новую свечу.

2. На каждой коробке свечи указан необходимый момент затяжки, обычно он не превышает 25 Нм. Выставьте на динамометрическом ключе нужные цифры и вкрутите свечи. Недотянутые элементы будут перегреваться и даже могут вылететь из свечного отверстия от вибрации. Слишком туго затянутая деталь приводит к пропускам зажигания и появлению трещин на керамической части.

Кадр: @В гараже у Сандро / YouTube

3. Установите провода и катушки в том же порядке, в котором они были до замены.

4. Запустите двигатель и проверьте его работу. Если он завёлся легко, обороты работают стабильно и нет посторонних запахов, значит, у вас всё получилось.

5. Верните защитный кожух на двигатель.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: pngwing / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Денис Ерехинский
1 час назад
Здравствуйте! Не хочу обращать внимание на кучу мелочей в тексте (типа стабильно работающих оборотов и др.), но понять не могу зачем ВЫКРУЧИВАТЬ свечи динамометрическим ключом?! Мне зачем знать этот момент срыва?