Как достичь успеха в науке: 5 способов для разного возраста

Выясняем, как сделать карьерный путь легче и увлекательней, вместе с национальным проектом «Наука и университеты».

Для школьников

Специализированный учебный научный центр (СУНЦ)

Там учатся талантливые ребята из 8–11-х классов — победители олимпиад, участники конкурсов и научных конференций. Такие центры создаются на базе университетов страны. Учиться, жить и питаться в них можно бесплатно — желающим дают общежитие. Чтобы поступить в СУНЦ, нужно пройти вступительные экзамены и предоставить портфолио с достижениями.

Анастасия Кондрашова

Директор СУНЦ при Северо-Кавказском федеральном университете в Ставрополе.

В нашем центре в первой половине дня ребята занимаются по школьной программе. Во второй — работают в лабораториях, пишут статьи, проводят исследования и создают проекты. По выходным они проходят психологические тренинги, играют в волейбол, футбол и теннис, плавают и просто посвящают время своим увлечениям и общению.

Наше обучение напоминает вузовское: ребята сдают сессии, занимаются научными исследованиями, ведут свои проекты. Среди преподавателей — профессора, доценты и ведущие учёные СКФУ. Я считаю, это преимущество, ведь СУНЦ приобщают ребят к науке со школьной скамьи. В 2024 году средний балл наших выпускников составил 84 балла. Они поступают в топовые вузы страны: МГУ, СПбГУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Высшую школу экономики и другие.

При поддержке национального проекта «Наука и университеты» за три года работы СУНЦ при СКФУ выпустил более 50 победителей всероссийских и международных олимпиад, золотых медалистов и стобалльников по химии, информатике и русскому языку. Всего на базе ведущих российских университетов создано 10 таких учебных центров, в том числе при СПбГУ и МГУ.

Для студентов

Изображение: Drazen Zigic / Shutterstock

Стартап-студии

С 2022 года на базе российских вузов открыты 22 такие студии. Их цель — находить, финансировать и запускать перспективные студенческие проекты. У каждой студии свои направления: в «Открытых инновациях» преимущественно занимаются созданием роботизированной техники, в стартап-студии УрФУ — программным обеспечением и медициной, а в НГУ — разработками в сфере искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

Попасть в студию, подав заявку на сайте, может студент любого курса и формы обучения: от бакалавра до аспиранта. К слову, есть возможность не только прийти со своей идеей, но и присоединиться к действующему стартапу, который ищет специалиста с вашими знаниями.

Подготовиться к созданию собственного стартапа и обзавестись необходимыми бизнес-навыками можно с «Платформой университетского технологического предпринимательства». Она позволяет не только прокачивать проект в стартап-студии, но и участвовать в тренингах предпринимательских компетенций, акселераторах, получать инвестиции в университетских венчурных фондах и многое другое.

Конкурс «Студенческий стартап»

Он даёт возможность получить грант в 1 млн рублей на развитие своего проекта. В 2024 году такой поддержкой воспользовались две тысячи студентов. Участвовать могут все учащиеся аккредитованных российских вузов — от бакалавров до аспирантов. Например, Максим Батраков из Медицинского института Пензенского государственного университета придумал тренажёр, на котором начинающие врачи могут учиться правильно проводить диагностику ишемической болезни сердца, — и получил грант.

Максим Батраков

Студент Медицинского института Пензенского государственного университета.

Идея пришла, когда я проходил практику в Региональном сосудистом центре Пензенской клинической больницы № 6. Врачи там специализируются на сердечно-сосудистой хирургии и диагностике, а именно — коронароангиографии и стентировании коронарных артерий. Для начинающих специалистов это непросто, требует определённых навыков. Освоить их помог бы специальный тренажёр. Идея о нём пришла прошлым летом, а спустя год я получил на его создание грант.

Для победы в «Студенческом стартапе» нужно понять, как воплотить идею. Ведь любой проект требует помощи других специалистов, в моём случае — инженеров и программистов. А ещё необходимо представлять, насколько идея востребована, для кого эта разработка будет полезной. 

Сейчас мы работаем над первым экземпляром тренажёра. Потом будем его тестировать. Наша цель — создать тренажёр, обучение на котором будет приближено к реальной медицинской практике. В перспективе рассчитываем на массовое производство.

Стажировки

Найти научную стажировку можно уже во время обучения в университете. В вузах часто действуют партнёрские программы, по которым есть возможность стажироваться в научных лабораториях и на других кафедрах учебного заведения. Кроме того, на базе университетов открываются специализированные факультеты в партнёрстве с индустриальными компаниями, здесь студенты могут проходить практику.

Такой подход у передовых инженерных школ (ПИШ). В России работают 50 ПИШ в 23 регионах, в них учится более 6 тысяч человек. В перспективе программу планируют расширить до 100 школ, где будут готовить специалистов высшей квалификации. С ПИШ сотрудничают более 250 партнёров. Более 1 300 лучших студентов уже получили гранты на прохождение внеучебных практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками.

Для молодых учёных

Изображение: muse studio / Shutterstock

Молодёжные лаборатории

Это современные пространства, в которых можно получить нужные для проекта ресурсы и трудиться под руководством опытных наставников. В России действует 940 таких лабораторий. При их создании учитывались особенности регионов. Допустим, в Перми, как в городе с развитым аграрным производством, работает лаборатория биологически активных кормов. В Дагестане — исследований природных ресурсов региона. А в Карелии — экологического мониторинга и моделирования. 

В лаборатории на базе Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина на основе существующих строительных и отделочных материалов разрабатывают новые — с функцией активной терморегуляции.

Денис Воронин

Руководитель лаборатории «Функциональные энергосберегающие гибридные материалы» РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина.

Разницы между полноценной лабораторией и молодёжной почти нет. Слово «молодёжная» подразумевает лишь, что проводятся исследования под руководством учёных до 39 лет. Они планируют работу, учатся руководить командой.

Работа ведётся каждый день, некоторые опыты — буквально 24/7. Одна из глобальных целей — сделать так, чтобы нефтепродукты, например бензин, при хранении меньше испарялись и дольше сохраняли свои качества. Испаряются они от суточных перепадов температуры. В масштабах одного резервуара в месяц это минус килограммы. Это не только невыгодно, но и вредно для экологии. 

С нашей разработкой убытки станут значительно меньше. А в перспективе наши материалы можно добавлять к строительным: штукатурке, монтажной пене, лаку, краске. Это позволит им сгладить суточные перепады температур в помещении. А значит — можно будет тратить меньше электроэнергии.

Популяризация науки среди молодёжи — один из приоритетов национального проекта «Наука и университеты». Цель — дать молодым учёным всё необходимое для научной деятельности: ресурсы, инфраструктуру, наставников и возможности для реализации своих проектов. Для этого создаются специализированные учебные научные центры для талантливых школьников, строятся современные кампусы для российских и иностранных студентов и не только. 

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию