3 способа взглянуть на проблему по-новому и найти свежие идеи

Отрывок из книги о том, как смена точки зрения помогает решать проблемы в бизнесе и не только.

«Разворотные» приёмы

Такие приёмы стимулируют ваш мозг, заставляя его изменить порядок рассмотрения аспектов проблемы и взглянуть на неё по‑другому. Такая «разворотная» тактика — это совсем не то, что люди обычно используют для выработки идей. Типичная реакция человека — броситься в омут головой и попытаться решить задачу с наскока, используя атаку в лоб.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Суть этого подхода, наоборот, состоит в том, что обратный порядок решения позволяет нам не замыкаться на одном варианте, а рассматривать проблему всесторонне. <…>

50. Нарушитель закона

Как и людские сообщества, большинство проблем имеет свои законы. Социальные законы предписывают общественное поведение и управляют им. Аналогично законы, управляющие проблемами, определяют те допущения, которые люди используют для их понимания и формулировки.

Представления о том, какими, по нашему мнению, должны быть вещи, влияют на способ выработки идей, который мы применяем для решения своих проблем.

К сожалению, большинство из этих «должно быть» ограничивает наше мышление и приводит к менее созидательным идеям. Более того, эти ограничения сужают разнообразие категорий решений, которые мы можем применить. Например, если мы примем такое допущение, что шоколад должен продаваться только в плитках, все новые идеи о шоколадной продукции будут основаны только на плиточном варианте изделия.

Для того чтобы преодолеть это препятствие на пути к творческому мышлению, Даг Холл разработал приём «Нарушитель закона» — способ вырабатывать идеи путём нарушения тех традиционных допущений, которые предписывают, каким должен быть порядок вещей. Последовательность использования приёма довольно проста:

  1. Составьте список всех возможных ограничений (правил, положений), касающихся вашей проблемы.
  2. Нарушьте каждое из этих ограничений. Спросите себя, почему то или иное правило было введено по конкретному аспекту проблемы.
  3. Используйте эти нарушенные положения для стимулирования новых идей.

Предположим для примера, что вы хотите предложить идеи по приготовлению нового шоколадного пирожного. Сначала давайте запишем те традиционные ограничения, которые касаются шоколадных плиток:

  • Прямоугольная форма плитки.
  • Твёрдая плитка коричневого цвета.
  • Однородная по сладости.
  • Однородная по вкусу.
  • Может содержать, кроме шоколада, орехи или изюм, но ничего более.
  • Заворачивается в алюминиевую фольгу.
  • Тает на солнце.
  • Весит не более 100 граммов.

Теперь давайте вырабатывать идеи, нарушая какой‑нибудь из этих «законов», который «правит» шоколадными плитками. Вот несколько возможных предложений:

  • Плитка треугольной формы.
  • Различные оттенки коричневого цвета в одном и том же изделии.
  • Различная сладость в различных участках продукта.
  • Различный наполнитель внутри.
  • Заворачивается в «тематическую» обёртку (например, с изображениями динозавров, космических путешествий).
  • Обладает высокой теплостойкостью.
  • Выпускается самого разного веса, от 30 граммов до 5 килограммов, и под названиями, отражающими вес (например, плитка «Пёрышко», плитка «Бегемот»).

51. Перевёртыши

Иногда возникают трудности с решением проблем по той причине, что мы бросаемся в них с головой и они нас быстро втягивают в себя. В результате мы оказываемся слишком близко к проблеме и не имеем сил посмотреть на неё с другой перспективы.

Эту сложность с неумением увидеть лес за деревьями можно обойти, если попытаться «войти в лес» с другой стороны.

Поменяйте направление — и вы поменяете перспективы.

Вместо того чтобы оказаться в плену у своей первоначальной и непродуктивной точки зрения, вы сможете обнаружить новые пути и взгляды на проблему. После этого начнётся поток новых идей. «Перевёртыши» при решении проблем широко использовались уже с тех пор, как тактика мозгового штурма была впервые популяризирована Алексом Осборном в 30‑х годах. Консультант по творчеству Эдвард де Боно также рекомендовал обратное направление решения как действенный способ реализации его концепции «поперечного мышления».

<…>

«Перевёртыши» имеют очень большой потенциал для выработки идей общего плана. Этапы здесь таковы:

  1. Определите проблему просто и чётко.
  2. Измените формулу проблемы на противоположную. Такой «задний ход» не должен быть прямым разворотом какого‑либо аспекта проблемы. Вы можете поменять глагол, цель или любое слово в определении проблемы. С этой точки зрения «перевёртыш» определяется широко как любая перемена в постановке или формулировке задачи.
  3. Запишите каждый поворот как новую (возможно, совершенно глупую) постановку проблемы.
  4. Используйте каждую такую формулировку как стимул для создания совершенно новой идеи.

Предположим, что ваша проблема заключается в разработке нового сосуда для газированной воды. Возможные здесь «перевёртыши» и «развороты» могут включать следующее:

  • Применить традиционную конструкцию.
  • Разработать новую бутылку для газированной воды.
  • Разработать новую банку для пива.
  • Разработать новый мусорный бак.

После этого используйте эти «перевёртыши» для выработки новых идей:

  • Банка с классическим логотипом или рисунком на ней.
  • Банка в виде бутылки.
  • Банка из двух отделений: с одной стороны газированная вода, а с другой — пиво.
  • Банка, которая издаёт звук после того, как её опустошили, до тех пор, пока её не опустят в специальный мусорный бак для переработки.

52. Разворот

Приём‑стимулятор «Разворот» был первоначально разработан консультантом по творчеству Стивом Гроссманом как «Разворот допущений». Это родственник приёма «Нарушитель закона», который вырабатывает идеи путём реверса допущений в проблеме во всех возможных направлениях. Разница между этими двумя методами заключается в том, что «Нарушитель закона» оборачивает то, что обычно воспринимается как «должное» о проблеме (например, «шоколад должен быть коричневым»), в то время как приём «Разворот» разворачивает более общие допущения (например, «люди едят шоколад»).

Некоторые допущения в проблемах являются чрезвычайно базовыми и фундаментальными, в то время как другие могут быть более абстрактны. Например, базовое допущение в проблеме, которая заключается в привлечении новых клиентов в банк, будет состоять в том, что у банка есть деньги для капиталовложений. Более абстрактным допущением может быть то, что клиенты кладут свои деньги в банк для того, чтобы удовлетворить свою потребность в безопасности.

Любой тип допущений применим при использовании этого приёма.

Решая проблему привлечения новых клиентов в банк, вы можете составить список следующих допущений:

  • У потенциальных клиентов есть деньги.
  • Необходимо удовлетворить их потребность в безопасности.
  • Многих потенциальных клиентов смущают банковские процедуры.
  • Банки дают деньги взаймы, чтобы делать новые деньги.
  • Люди должны стоять в очереди, чтобы получить деньги.
  • Когда вы снимаете свои деньги, то получаете не те деньги, которые вы первоначально вложили.
  • Банки хранят деньги в подвалах.

Теперь давайте развернём эти допущения, как показано ниже:

  • У потенциальных клиентов нет денег.
  • Размещение денег в банке оставляет людей беззащитными.
  • Потенциальные клиенты — это всезнающие банкиры.
  • Банки берут деньги взаймы, чтобы их потерять.
  • Людям никогда не приходится ждать, чтобы получить деньги.
  • Банки хранят деньги на самом видном месте.

Наконец, давайте используем эти формулировки, чтобы предложить новые идеи:

  • Сделать акцент на самых низких ставках кредитов в городе.
  • Рекламировать меры безопасности, которые принимаются для защиты денег клиентов.
  • Разработать специальные рекламные материалы, демонстрирующие профессионализм и опыт банковских служащих и персонала.
  • Давать тем клиентам, которые приводят новых клиентов в банк, более высокие ставки по кредитам.
  • Установить посередине банковского помещения прозрачную дверь, через которую клиенты могут наблюдать банковский подвал, где хранятся ценности.

Артур Ванганди был профессором по коммуникации, всемирно известным экспертом по методам генерированию идей и автором научно‑популярных работ. Книгу «Задачи на тренировку бизнес‑интеллекта» он написал специально для тех, кто хочет найти новые творческие подходы к решению проблем. Более ста практических упражнений нацелены на стимулирование свежих идей и помогут выйти из ступора и добиться поставленных целей.

Купить книгу

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Над текстом работали: ЛАЙФХАКЕР И ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПОПУРРИ»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Максим Прохоров
23.10.20 11:34
Это все следствия из метода SCAMPER
Нёладу Жёрднепыв
23.10.20 12:16
Личность, способная грамотно применять данные рекомендации, в подобных книжках не нуждается, ибо и так с детства умеет крутить идеи. Личность, которая неспособна, также в подобных книжках не нуждается, поскольку только сильнее окуклится. И пойдёт читать статью "Что делать, если вы считаете себя глупым?"