Творческий успех неразрывно связан с настойчивостью. По крайней мере, так считает величайший режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки. Вы наверняка видели и помните его творения — анимационные фильмы «Ходячий замок», «Принцесса Мононокэ» и, конечно же, легендарный «Унесенные призраками».
В книге Turning Point 1997—2008 Миядзаки продолжает рассказ о своей карьере, а также описывает психологические особенности творческой деятельности.
Создание фильма — это постоянное сожаление о сделанном. Когда мы смотрим на свои фильмы, то видим в них только недоработки, упущения. Мы не можем насладиться завершенной работой с позиции простого зрителя. У меня никогда не возникало желания пересматривать собственные фильмы. Если я не начну работу над новой картиной, то никогда не смогу освободиться от проклятия прошлого фильма. Я говорю абсолютно серьезно. Пока я не приступлю к новому фильму, последняя завершенная картина будет тормозить меня в течение еще двух-трех лет.
Творчество не является таким уж приятным процессом. Вместо этого оно заставляет испытывать ощущение перманентного провала. Поклонники творчества Миядзаки знают, что ни одну из его работ, многие из которых признаны классикой, никак не назовешь провалом. Однако творческий перфекционист вроде Миядзаки видит в своих творениях только ошибки. Единственный способ, позволяющий ему продолжать творить без сожаления, — сразу и смело переходить к следующему проекту после завершения предыдущего.
Миядзаки не единственный художник, избегающий собственных работ. Многие актеры не смотрят фильмы со своим участием по тем же причинам. К примеру, Джонни Депп рассказал BBC о том, что избегает просмотров своих фильмов.
Мне нравится получаемый опыт, нравится процесс, нравится эта работа, но затем, знаете, если бы мне было нужно увидеть себя — я не хотел бы наблюдать, как все эти вещи превращаются в продукт.
В прошлом году Миядзаки снял свой последний, по его словам, фильм под названием «Ветер крепчает».