Как понимать город: 5 советов от художников тем, кто хочет осознанно с ним взаимодействовать

Превратите городскую среду из привычного пейзажа в источник вдохновения и глубокой связи.

Часто мы воспринимаем город как безмолвный фон, даже не предполагая, что он может стать нашим собеседником. Именно такую возможность — не просто наблюдать, а вести диалог — предлагает проект «Город говорит» Хлебозавода и Музея криптографии. До 6 декабря в выставочном пространстве «Марсаков» работает выставка, в рамках которой художники организовали восемь лабораторий. Там они вместе с горожанами учились слышать, видеть, понимать и чувствовать город через саунд-арт, стрит-арт, перформанс, видео и фотографию. 

На основе этого опыта мы собрали практические советы, которые помогут вам глубже воспринимать городскую среду и осознанно взаимодействовать с ней.

1. Всматриваться и искать связи

Ксения Плотникова

Фотограф и основательница школы для авторов и зрителей «Окно». Куратор фотолаборатории.

В первую очередь, кажется, нужно понять, что окончательный ответ на этот вопрос найти невозможно. Образ города непрерывно находится в процессе становления и изменения. Он, скорее, похож на головоломку без решения: абсолютно пустое и вместе с тем совершенно полное пространство. И это значит, что каждый будет понимать город по-своему и видеть в нём свои ориентиры.

Наверное, лучший способ найти что-то важное для себя в городском пространстве — всматриваться и внимательно искать связи, чтобы заметить его многослойность. Камера в этом отлично помогает. Такие простые методы, как ежедневная съёмка одного и того же места, объединение предметов в серии по принципу схожести, сопоставление своих работ и взглядов других людей отлично помогают найти свой ключ к городу.

2. Смотреть на город новым взглядом

Никита Спиридонов

Художник, композитор, куратор, основатель коллектива u/n multitude. Куратор лаборатории по исследованию экосистемы и сообществ районов.

«Не найти дорогу в городе — вещь обычная. Другое дело — потерять в нём дорогу, как теряют её в лесу: тут необходима практика. Я обучился этому искусству поздно — так исполнились мечты, первыми набросками которых служили лабиринты на промокашках школьных тетрадей», — писал немецкий философ Вальтер Беньямин, который ввёл в обиход фигуру городского фланера. Думаю, сегодня мы можем применить эти слова и к нашему собственному взгляду на современный город и своему ощущению в нём.

Для начала попробуйте отправиться в место, где вы никогда не были. Или, наоборот, погулять в месте хорошо вам знакомом, но с человеком, который никогда тут не был, чтобы увидеть всё новыми глазами. Вы удивитесь, как пространство меняется в зависимости от времени года, вашего настроения и того, на чём вы фиксируете внимание. Картографируйте любым удобным для вас способом ваши перемещения по городу, и это будет своего рода дневник вашего с ним диалога.

3. Позволить себе остановиться

Саша Салман

Документалистка, видеохудожница, педагог. Куратор кинолаборатории.

Мне кажется, чтобы что-то понять, нужно это полюбить. Найти то, что можно полюбить. И, конечно, нужно остановиться. Позволить себе, допустим, по дороге с работы просто встать посреди улицы и оглядеться. Может быть, увидеть в луже красивое отражение, заметить гирлянды, развешанные к праздникам.

Как куратор лаборатории о кино, предлагаю достать телефон, включить камеру, повернуть телефон горизонтально и попробовать снять хотя бы 15 секунд. Пусть просто на память. 

Не лишнее — вдохновиться чьим-то примером. Раз скоро Новый год, посмотрите «Lights» Мари Менкен. Пятиминутный фильм, который затягивает зрителя в праздничную иллюминацию. А главное — показывает, что для того, чтобы снимать кино, совсем не нужны актёры или декорации. Достаточно режиссёра и камеры, чтобы передать чувства и мысли на экране.

4. Прислушиваться. Присматриваться. Принюхиваться. Притрагиваться. Придумывать

Игорь Поносов

Междисциплинарный художник, куратор и теоретик уличного искусства. Куратор лаборатории уличного искусства.

Фланируя по городу, вы прислушиваетесь к шуму трамваев и к сиренам скорой помощи, присматриваетесь к узору на стенам и к несуразным сочетаниям фактур и образов. Принюхиваетесь к запаху кофе и дождя, притрагиваетесь к шершавой коре дерева или к стене здания. 

Всё это своего рода данные, основанные на вашем аудиальном, зрительном, обонятельном и тактильном ощущениях. На их основе вы придумываете историю, соединяя разрозненные образы в единое целое. Её можно выразить в виде объекта, перформанса, танца или вовсе в виде жизненного сценария. 

Например, замечая, что один и тот же граффити-тег встречается вам в трёх разных районах, вы придумываете маршрут этого неизвестного художника. И создаёте не официальную, а свою, личную карту города. 

«Придумывать» — это про диалог с городом, творческий акт, благодаря которому вы становитесь не наблюдателем, а соавтором городского пространства. Всё это превращает набор ощущений в понимание того, как устроен город.

5. Общаться с людьми

Ника Комарова

Куратор проекта.

Для меня город — это в первую очередь люди. Без них не было бы ни самого города, ни потребности в коммуникации. Поэтому мой главный совет — начните общаться с горожанами, с прохожими, с вашими соседями. Не бойтесь разницы в возрасте, мировоззрении или интересах. Каждый человек может открыть вам что-то новое.

Но ваши соседи — это не только люди. Это ещё и целый мир природы, живущий с вами по соседству. Понаблюдайте за флорой и фауной вашего района в разное время года: какие животные здесь обитают, какие растения вас окружают, как меняется ландшафт. Это поможет взглянуть на район совершенно по-новому.

Обложка: Oleg Elkov / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию