Как рассчитать расход топлива

Прожорливость автомобиля зависит от множества разных факторов: от давления в шинах до аэродинамики кузова.

Что влияет на расход топлива

Общепринятая система расхода измеряется в литрах на 100 км. Дизельные машины обычно тратят меньше, чем бензиновые. Но точный показатель может рассчитать только владелец, поскольку расход сильно зависит от разных факторов.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

  • Исправность автомобиля. Изношенный двигатель, который редко обслуживают, будет «подъедать» больше топлива, чем полностью исправный. Масло и фильтры, свечи зажигания, датчики двигателя, форсунки, тормозная система, даже углы установки колёс — всё это сказывается на экономичности.
  • Аэродинамика. Воздушные потоки должны беспрепятственно проходить мимо автомобиля, тогда уменьшается сопротивление воздуха, которое нужно преодолевать. На этот показатель влияет кузов машины: квадратные внедорожники менее экономичны, чем седаны с гладкими линиями. Навесное оборудование, например багажник на крыше, внешние крепления для велосипедов, дефлекторы на окнах, тоже повышает расход.
  • Вес. Чем тяжелее автомобиль, тем больше он потребляет топлива. На вес влияет не только сама конструкция, но и количество пассажиров, все вещи в салоне и багажнике.
  • Давление в шинах. Если воздуха в шинах не хватает, то машина едет с большим сопротивлением, соответственно, тратит больше топлива. Как сообщают некоторые производители, если давление в шинах меньше рекомендованного всего на 0,3 бара, потребление увеличивается примерно на 1,5%. В среднем давление должно составлять 2,0−2,3 бара, но для каждой модели существуют свои идеальные значения. Как правило, они написаны на наклейке на стойке передней двери, в техпаспорте или инструкции по эксплуатации.
  • Стиль вождения. Плавный разгон сохранит больше топлива, чем резкие нажатия на педали.
  • Место эксплуатации. При движении по трассе топлива тратится меньше, а в городе из-за высокого трафика — больше. Если автомобиль часто стоит в пробках, то расход повышается. Также есть зависимость от рельефа местности: чем чаще автомобилю приходится подниматься в гору, тем больше будет расход, потому что при крутом подъёме водителю приходится активнее давить на газ и увеличивать нагрузку на мотор. Температура воздуха тоже влияет на экономичность. Зимой расход повышается из-за загустевших жидкостей и сопротивления при езде по снегу и льду.
  • Качество топлива. Бензин и дизель сомнительного качества частично лишают двигатель мощности. Из-за этого водитель сильнее жмёт на педаль, а это увеличивает расход.

Почему реальный расход топлива отличается от заявленного

В характеристиках автомобилей указываются три цифры расхода: в городе, на трассе и смешанный режим. Но реальные значения обычно сильно отличаются от заявленных. 

Каждый производитель волен сам выбирать систему, по которой измеряет расход своих моделей. Любой цикл испытаний старается имитировать вождение среднестатистического автомобилиста, но стиль и условия вождения у разных людей различаются. Поэтому расхождение между реальным и заявленным расходом составляет 7−32%.

  • Цикл NEDC («Новый европейский цикл вождения») используют с 70-х годов. Он характерен плавными разгонами в щадящей манере и невысокими скоростями. Но режим испытания едва ли напоминает реальные условия вождения обычных людей.
  • Система WLTP («Всемирный гармонизированный стандарт») появилась в 80-е. Её и сейчас используют для всех машин, которые производят в Евросоюзе, Исландии, Швейцарии, Норвегии и Турции. Отличие от предыдущей системы измерения заключается в массе и мощности автомобиля: чем они больше, тем активнее разгоны и выше максимальная скорость испытуемых машин.
  • Цикл EPA (Агентство по охране окружающей среды США) считается самым беспристрастным тестом. Испытание максимально приравнено к реальным условиям: много остановок в городском тесте, высокая средняя скорость при вождении по трассе и даже отдельный тест с имитацией агрессивного вождения.
  • По системе CLTC («Китайский цикл испытаний легковых транспортных средств») замеряют расход топлива в трёх режимах: медленное, среднее и быстрое вождение, при этом максимальная скорость сильно ниже, чем в других системах.

Одна и та же машина, проверенная по разным циклам, покажет различные результаты. Поэтому заявленный расход не может дать гарантию, что автомобиль будет потреблять именно столько литров на 100 км пути. К тому же испытания не могут учесть все особенности состояния машины, нагрузки на неё и стиля вождения.

Как рассчитать расход топлива на 100 км

Для этого нужно понять, сколько автомобиль тратит топлива на 100 км пробега. Вот как замерить показатели:

  • Залить полный бак топлива на АЗС.
  • Сбросить счётчик краткосрочного пробега на приборной панели или записать показания всех пройденных километров.
  • Израсходовать весь бак топлива — ездить в обычном режиме, пока не загорится контрольная лампа на приборке.
  • Посмотреть, сколько километров удалось преодолеть.
  • Снова заправить полный бак.
  • Записать, сколько горючего поместилось в отсек.

Формула расхода топлива несложная: расход (л/100 км) = (Объём второй заправки / Пройденное количество км на одном баке) × 100.

Например, автомобиль проехал 680 км после заправки. При повторном посещении АЗС в бак поместилось 55 л горючего. В этом случае расход будет равен 8,08 л на 100 км: (55 / 680) × 100 = 8,08.

Как рассчитать стоимость топлива на каждый километр

Это пригодится, чтобы вычислить траты на топливо в автопутешествии или, например, чтобы составить бюджет на определённый период. Формула также очень простая: (количество литров на 100 км × стоимость литра топлива) / 100 = стоимость на каждый километр. 

Средняя стоимость АИ-95 по России на момент написания материала составляет 57,14 рубля. Автомобиль из нашего примера потребляет 8,08 на 100 км. Соответственно, каждый километр на нём обходится в 4,6 рубля: (8,08 × 56,72) / 100 = 4,6 рубля. Так что на 100 км уйдёт уже 460 рублей. 

Как снизить расход топлива

  • Своевременно обслуживайте автомобиль. Так, раз в год или каждые 10 тысяч км меняйте масло, фильтры и необходимые по регламенту запчасти и технические жидкости. Список деталей и узлов, которые стоит проверить на регулярных ТО, обычно указывается в сервисной книжке или в инструкции по эксплуатации.
  • Заправляйтесь на проверенных АЗС с высоким качеством топлива. Не заезжайте на неизвестные заправки или на те, после посещения которых у автомобиля были проблемы с топливной системой. Также можете уточнить у своего мастера в автосервисе названия заправок, которые он рекомендует. В бензиновые двигатели заливайте топливо только с рекомендованным октановым числом.
  • Следите за давлением в шинах.
  • Плавно нажимайте на педали газа и тормоза.
  • Снимите навесное оборудование, которое не используется, для улучшения аэродинамики. Открытые окна при езде на высокой скорости ухудшают этот показатель, поэтому лучше включить кондиционер: так расход будет меньше. Для экономии топлива в пробках совет обратный: откройте окна и выключите кондиционер.
  • Выложите всё лишнее из салона и багажника, чтобы снизить вес автомобиля.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Juliya Shangarey / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter