12 советов тем, кто собирается купить яхту или катер

Вместе с Авито составили понятное руководство в помощь тем, кто мечтает о дальних (или не очень) плаваниях.

Что нужно сделать перед покупкой

Проверьте, в каком состоянии корпус

На нём не должно быть царапин и вмятин. Если заметите звездообразные трещины, можете быть уверены, что катер пережил удар или столкновение. Пузыри на поверхности корпуса — признак, что вода пробралась под защитное покрытие и потихоньку его разрушает. Свежий слой краски тоже не сулит ничего хорошего: возможно, так владелец пытался скрыть сколы. Аккуратно простучите корпус: услышите глухой звук — это те самые пузыри и пустоты в покрытии.

Изучите палубу

Если она покоробилась, то судно неправильно хранили зимой, а значит, и с корпусом могут быть проблемы. Палуба не должна проминаться под ногами, максимум пружинить, так что пройдитесь по всей её длине, можете даже попрыгать. Обязательно присмотритесь к стыку рубки и палубы — там не должно быть трещин.

Загляните в каюту

Даже если с виду всё неплохо, неприятный запах должен насторожить. Например, если пахнет прелым, это может быть признаком, что судно отсырело или протекает. Откройте все шкафы и проверьте, нет ли там пятен плесени. Осмотрите иллюминаторы и убедитесь, что они не протекают — это, кстати, лучше делать после дождя.

Если выбираете судно для длительных прогулок, обратите внимание на высоту потолка в каюте. В тесной каюте, где ни развернуться, ни выпрямиться в полный рост, путешествие превратится в пытку и для вас, и для пассажиров. По сути, это помещение будет вашим домом, так что придирайтесь по максимуму. Проверьте, что все двери плотно закрываются и не перекошены, замки не заедают, а все системы, необходимые для комфортной жизни на борту, будь то водопровод или туалет, работают нормально.

Проверьте, как работает двигатель

Хорошо, если звук ровный и без посторонних шумов или сильной вибрации. Масляных разводов на воде и дыма быть не должно — разве что сразу после запуска может появиться небольшое облачко. Захватите с собой на осмотр чистую тряпку и пройдитесь ей под двигателем — так можно проверить, не подтекает ли масло. Обратите внимание на мощность двигателя: чем она выше, а судно тяжелее, тем больше будет расход топлива. А значит, даже небольшая прогулка обойдётся в приличную сумму.

Обязательно сверьте серийный номер двигателя с тем, что указан в судовом билете владельца. Уточните, сколько судно прошло на этом двигателе и когда в последний раз был техосмотр — сведения о нём тоже должны быть в билете.

Присмотритесь к парусам

Разложите их и проверьте, нет ли плесени, неприятного запаха и потёртостей от неправильного хранения. Поскребите поверхность ногтем — если волокна ткани растрепались, долго парус не протянет. Залатать дыру можно и во время плавания, но когда доберётесь до берега, придётся потратиться на новый комплект — он может стоить до 95 000 рублей.

Осмотрите бегучий такелаж (проще говоря, верёвки, с помощью которых управляют парусами) — тут тоже не должно быть заметных следов износа. Проверьте, как работают лебёдки: они должны вращаться гладко и не шататься из стороны в сторону.

Договоритесь о тестовой прогулке

Если внешне судно выглядит вполне прилично, переходите к испытаниям на воде. Следите, чтобы двигатель включался плавно и без толчка, а ещё обратите внимание, легко ли двигается штурвал — заметного люфта быть не должно. Наконец, прислушайтесь к ощущениям — удобно ли управлять судном, «чувствуете» ли вы его или нет. После поездки ещё раз осмотрите двигатель и убедитесь, что потёков так и не появилось.

На Авито вы найдёте подходящее судно буквально за пару кликов — здесь собрано более 11 000 предложений со всей России: новые и подержанные вёсельные и надувные лодки, яхты, катера и гидроциклы.

Отфильтруйте предложения, чтобы видеть только те, что выставлены частными лицами или компаниями. Так можно отыскать и подержанную яхту в отличном состоянии, и новенький катер от производителя.

Посмотреть цены

На что ещё обратить внимание тем, кто мечтает о собственном судне

Если всёрьез думаете о покупке яхты или катера, то наверняка всё это не будет для вас неожиданностью. Но для подстраховки всё-таки сверьтесь с нашим чек‑листом, чтобы точно ничего не забыть.

После покупки судно надо поставить на учёт

Без регистрации обойтись, если судно имеет массу до 200 килограммов включительно, а мощность мотора — не больше 8 киловатт (10,88 лошадиной силы). Требование о постановке на учёт не распространяется и на спортивные парусные суда, у которых нет двигателя и оборудованных мест для отдыха, а длина не превышает 9 метров.

Регистрацией Государственная инспекция по маломерным судам: она вносит катера, яхты и моторные лодки в реестр маломерных судов и присваивает им идентификационные номера. Заявление на регистрацию вы можете подать онлайн, нужно будет заплатить 1 600 рублей за внесение в реестр и 200 рублей за судовой билет. Через три рабочих дня вам выдадут билет и идентификационный номер — его надо на оба борта судна.

Вам нужно получить права

Для управления зарегистрированным в реестре маломерным судном необходимо пройти аттестацию, её ГИМС. Принцип практически тот же, что и при обучении вождению автомобиля: записываетесь на курсы, штудируете теорию и учитесь управлять судном.

По результатам экзаменов вам могут управление маломерным моторным, парусным или парусно‑моторным судном, гидроциклом или судном особой конструкции (например, аэроботом). Ещё в удостоверении указывают разрешённый для плавания район:

  • ВП — несудоходные реки, озёра и водохранилища;
  • ВВП — судоходные водоёмы;
  • МП — внутренние морские воды и территориальное море.

За катера и яхты надо платить транспортный налог

Налог только на суда, зарегистрированные в реестре. Его ставка в зависимости от мощности двигателя и в разных регионах. Подсчитать примерную сумму можно с помощью налогового калькулятора: так, за катер мощностью 100 л. с. в Москве придётся заплатить 10 000 рублей.

Судно должно проходить техническое освидетельствование

Эта процедура раз в пять лет, занимается освидетельствованием тоже ГИМС. Если покупаете катер с рук, а с момента последнего техосмотра прошло больше пяти лет, то после регистрации нужно пройти ТО и получить отметку в судовом билете. Без неё вы рискуете получить штраф от 5 000 до 10 000 рублей. Услуга освидетельствования бесплатная, но надо заранее подать заявление на портале госуслуг.

Зимой яхту или катер нужно где‑то хранить

Оставлять судно под открытым небом — рискованная затея, перепады температуры не пойдут на пользу корпусу. Гараж тоже вряд ли подойдёт — не выселять же машину на улицу. Лучше договоритесь с местным яхт‑клубом: там без проблем найдут тёплое и сухое место для судна.

И катер, и яхту обязательно надо правильно подготовить к зимовке. Днище и корпус нужно тщательно вымыть и проверить, нет ли повреждений, паруса можно отмыть водой с мылом или отбеливателем, если есть следы плесени. Снимите всю оснастку, а мачту храните в горизонтальном положении. Механизм рулевого управления обработайте водоотталкивающей смазкой, слейте воду из двигателя и замените масло.

Судно требует оснащения

На борту обязательно нужно иметь средств безопасности. Что конкретно туда входит, зависит от типа и величины судна, а также условий его эксплуатации — во внутренних водах или в открытом море. Так, на катере длиной более 6 метров, который плавает только по внутренним путям, должны быть спасательные жилеты по числу людей на борту, якорь, спасательный круг, огнетушитель, черпак, звукосигнальное устройство и ракеты сигнала бедствия. Если на людях на борту не будет спасательных жилетов, штраф от 300 до 500 рублей.

Собственное судно — серьёзная покупка, поэтому не стесняйтесь уточнять у продавца все интересующие вас подробности. Как правило, основные параметры указаны в объявлении, но если хотите узнать больше, пишите в личные сообщения. И обязательно проверьте рейтинг продавца — на Авито он складывается из оценок, которые поставили покупатели.

Выбрать катер или яхту

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Партнёрский
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ольга Сапиенс
02.08.20 01:52
| изменено
Интересно, а что читают такие люди, по-вашему? Исключительно Forbes?)
Sergei F
02.08.20 07:30
Или Forbes, или журнал "Как построить яхту своими руками".
Alex Ponomar
02.08.20 11:03
Forbes, конечно, хорошее издание, и люди там хорошие, но не форбсом единым жив человек.
Oxana Dyachenko
07.08.20 19:19
Яхта доступна не только Рабиновичу, например. Судя по объявлениям на Авито, яхта вообще не предмет роскоши.
Читать все комментарии