Как выбрать монитор для компьютера

Подробно о том, на какие характеристики стоит обратить внимание.

Изучите основные параметры

Мониторы отличаются друг от друга десятками различных характеристик. Рассказываем про самые важные. 

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

⚡️Новости из мира гаджетов, обзоры, гайды и не только — в телеграм-канале «Технологии | Лайфхакер».

Соотношение сторон

Распространённые соотношения сторон монитора. Изображение: Acer

Это первое, на что стоит обратить внимание. Соотношение сторон — по сути, это пропорция между шириной и высотой экрана. Вот такие соотношения могут быть:

  • 4:3 — уже считается устаревшим. Большинство современного контента на такое соотношение не рассчитано, поэтому изображение будет либо искажённым, либо с чёрными полями сверху и снизу. Единственный вариант, когда такой монитор будет удобен, — если он используется для работы с документами в «портретной» ориентации. 
  • 16:9 — наиболее распространённое соотношение сторон. Оно отлично подходит для работы, игр, фильмов и сёрфинга в интернете. 
  • 21:9 — это так называемый ультраширокий формат. При работе на таком мониторе будет удобно открывать несколько окон одновременно, а в играх — глубже погружаться в процесс. Однако не все игры поддерживают такой формат, да и большинство фильмов снимается с соотношением 16:9, так что при их просмотре на широком мониторе появятся чёрные поля по бокам.
  • 32:9 — это фактически два монитора 16:9, стоящие рядом. Если вам нужен экран для серьёзной работы с множеством задач или погружения в игры и фильмы — это отличный выбор. Но есть и минусы: для монитора требуется много места, не все программы и игры готовы к такому формату, да и ценник кусается. Два монитора с соотношением 16:9 обойдутся вам намного дешевле.
Монитор Samsung Odyssey OLED G9 с соотношением сторон 32:9. Изображение: Samsung

Диагональ экрана

Это размер монитора, измеряемый в дюймах по диагонали от одного угла к другому. Чем выше параметр, тем круче выглядит картинка и больше эффект погружения в игровой или кинематографический мир. Определяясь с размером, стоит учитывать расстояние до экрана, а также уровень качества контента, который должен отображать монитор. Чем ближе к дисплею, тем заметнее все недостатки изображения.

Высокое разрешение даёт более чёткую картинку, но при этом возрастает уровень требований к видеокарте. Для больших моделей понадобится соответствующее железо, если вы будете сидеть близко к монитору. 

Какая диагональ может быть:

  • от 19 до 22 дюймов — диагонали бюджетных устройств для офиса. Для дома и работы с графикой вряд ли подойдут.
  • 23–24 дюйма — довольно популярные диагонали среди офисных и домашних моделей. Обычно такие экраны имеют разрешение Full HD и подходят для большинства повседневных задач.
  • 27 дюймов — распространённый вариант, который часто используется в игровых и профессиональных устройствах.
  • 29–30 дюймов — диагонали популярных ультрашироких моделей.
  • 31,5–32 дюйма — оптимальный размер для масштабирования разрешения 4К (3 840 × 2 160 пикселей).
  • 34 дюйма — диагональ ультрашироких мониторов с поддержкой разрешения 3 440 × 1 440 пикселей. Довольно часто это изогнутые модели, предназначенные для погружения в игры.
  • 37,5–38 дюймов — диагонали ультрашироких устройств с поддержкой 4К.
  • 42, 43 и 49 дюймов — это размеры широких моделей, которые можно использовать вместо пары небольших экранов для максимального погружения в игры и для работы с несколькими программами одновременно.
LG 27″ UltraGear™ OLED QHD и 45″ UltraGear™ OLED WQHD. Изображение: LG

При соотношении 16:9 оптимальной для работы считается диагональ 24–27 дюймов. Для игр и фильмов — 27–32 дюйма. Если вы любите сидеть близко к монитору — на расстоянии менее 60 см, не гонитесь за большой диагональю, иначе глаза будут быстро уставать.

Мониторы с соотношением сторон 21:9 обычно имеют диагональ от 29 до 34 дюймов. При этом имейте в виду, что у ультраширокого экрана с диагональю 29 дюймов будет такая же высота, как у монитора с диагональю 24 дюйма с соотношением 16:9. Так что если вам нужен действительно эффектный монитор, выбирайте среди моделей с диагональю 34 дюйма.

Мониторы с разным соотношением сторон и диагональю:

Разрешение и PPI

От разрешения зависит уровень детализации картинки. Формат HD уже устарел, а ультимативный 8К пока ещё встречается редко. Обычным пользователям стоит выбирать между Full HD, 2K и 4К.

Увеличенный фрагмент экрана в разрешении HD и 4К. Изображение: nVidia

Более высокие показатели нужны для профессионального использования, они раскроются только при работе с соответствующим содержимым и наличии мощного компьютера. Учтите, что чем выше разрешение, тем больше нагрузка на видеокарту. При смене разрешения с FullHD на 4К FPS в играх упадёт вчетверо. 

Какое разрешение монитора может быть:

  • Full HD (1 920 x 1 080) — остаётся самым популярным выбором для мониторов с диагональю до 27 дюймов.
  • QHD (2 560 x 1 440) — оптимально для мониторов с диагональю 27–34″.
  • 4K (3 840 x 2 160) — даст отличную детализацию на мониторах с диагональю до 43″. Но к такому разрешению нужны соответствующие видеокарта и процессор.
  • 5K (5 120 × 2 880) — разрешение дорогих профессиональных устройств. Маркировку 5К используют также для удлинённых мониторов, которые по чёткости не отличаются от 4К‑моделей.
  • (6 016 × 3 384) — разрешение мониторов Apple Pro Display XDR.
  • 8К (7 680 × 4 320) — это разрешение поддерживают незначительное количество игровых и профессиональных мониторов. Используется в моделях с большой диагональю.

Для оценки чёткости дисплея применяется характеристика pixels per inch (PPI), или число точек на квадратный дюйм. Для современных моделей этот параметр варьируется от 70 до 300. Бюджетные устройства и мониторы среднего ценового сегмента могут предлагать 80–100 PPI. Этого достаточно для игр, просмотра фильмов и повседневных задач.

Для работы с графикой лучше выбирать устройства с показателем примерно от 120 PPI. На таком экране уже сложно различить пиксели с расстояния в 70–80 см. При наличии соответствующего бюджета для профессиональных визуальных задач стоит использовать дисплей с чёткостью 150–200 PPI.

Частота обновления экрана

Частота обновления экрана измеряется в герцах (Гц) и показывает, сколько раз в секунду обновляется картинка. Чем больше частота, тем плавнее движение объектов на экране.

Вот какие варианты актуальны:

  • 60–75 Гц — самые распространённые показатели в большинстве мониторов. Такой частоты достаточно для выполнения всех повседневных задач: офисной работы, просмотра фильмов и сёрфинга в интернете.
  • 100–120 Гц — диапазон, который часто встречается в ультрашироких устройствах. Подходит для просмотра фильмов и консольного гейминга.
  • 120–144 Гц — частота обновления, которая считается минимально необходимой для комфортной игры в динамичных шутерах и прочих подобных проектах, где важна скорость реакции.
  • 240 Гц и выше — уровень для профессиональных киберспортивных моделей. Но прежде чем покупать монитор на 200+ Гц, убедитесь, что ваш ПК обеспечивает такой или больший FPS в любимых играх. Иначе никакого смысла в высокой частоте обновления не будет.

Мониторы с разной частотой обновления:

Разберитесь с технологией матрицы

Технология матрицы влияет на цветопередачу, углы обзора, контрастность и время отклика. На рынке есть несколько основных типов матриц, каждая из которых подходит для своих задач.

  • VA матрицы — славятся высокой контрастностью (до 5 000:1) и глубокими чёрными цветами. Это отличный выбор для просмотра фильмов и игр, где важны насыщенные цвета и контраст. Но из-за невысокого угла обзора на больших экранах появляется эффект, называемый «Black Crush», — изображение в углах экрана выглядит блёклым.
  • IPS матрицы — предлагают отличную цветопередачу. Это идеальный вариант для тех, кто занимается графикой, дизайном или любит фильмы с естественными цветами. Но контрастность у IPS ниже, чем у VA, — около 1 300:1. Кроме того, на тёмных изображениях для IPS характерны засветы углов и краёв экрана — это так называемый глоу-эффект.
  • TN матрицы — самые быстрые, но по качеству изображения сильно уступают IPS и VA. Если вы киберспортсмен и готовы пожертвовать качеством картинки ради скорости, TN подойдёт — есть даже специальные геймерские модели на базе модификации такой матрицы. Во всех остальных случаях лучше выбирать среди других технологий.
  • OLED-экраны — это не LCD-матрица с подсветкой, как предыдущие варианты, а совершенно другая технология, где каждый пиксель является отдельным светодиодом. Это даёт непревзойдённую контрастность (1 000 000:1 и даже выше) и идеальный чёрный цвет. Такие мониторы отлично подходят для фильмов и игр, но и стоят они намного дороже.
  • QLED-экраны — наследник технологии LED. Единственная разница — в светофильтре. Раньше это была просто цветная плёнка. Но она не даёт чистый цвет — отсеивается только часть световых волн «неподходящей» длины. Теперь это слой квантовых точек (quantum dots), благодаря которым появилась буква Q в названии технологии. При попадании на них света они излучают световые волны определённой длины. В результате достигается цвет пикселя идеальной чистоты.
  • QD-OLED экраны — это гибридная технология, сочетающая OLED и квантовые точки. Она улучшает яркость, цветопередачу и контрастность, устраняя некоторые недостатки обычных OLED-панелей. Это относительно новая и пока ещё очень дорогая технология.

Сегодня основная борьба идёт между VA- и IPS-матрицами. OLED — дороги, TN — сильно уступают по качеству картинки. Однако сам по себе тип матрицы сегодня не имеет определяющего значения. Оценивайте экран монитора «вживую», на реальных изображениях, а не по типу матрицы и фотографиям в Сети.

Мониторы с разными экранами:

Подумайте, нужен ли вам изогнутый экран 

49″ Samsung Odyssey OLED G9. Изображение: Samsung

Изогнутые мониторы создают эффект погружения, особенно на больших диагоналях. Они помогают лучше воспринимать контент в играх и фильмах, так как кривизна экрана больше соответствует естественному полю зрения человека. 

Для ультрашироких мониторов изогнутая форма особенно актуальна, так как плоский экран таких размеров сложно охватить взглядом. Кроме того, на VA-матрицах такая конструкция позволяет частично или полностью избавиться от эффекта «Black Crush». Из-за изгиба угол, под которым лучи от края экрана идут к глазам пользователя, уменьшается. Благодаря этому изображение остаётся насыщенным, а не блекнет, как на плоском мониторе.

Однако если вы планируете работать с графикой, текстами или таблицами, изогнутый экран может быть неудобен — прямые линии будут казаться гнутыми.

Обратите внимание на дополнительные характеристики

Влияние этих параметров вы, возможно, сразу и не заметите. Но они могут проявиться в определённых условиях или при продолжительной работе за компьютером.

Поддержка HDR

Технология расширенного динамического диапазона HDR позволяет дисплеям детально отображать одновременно светлые и тёмные участки изображения, не теряя в контрастности и яркости. Стандарт включает несколько уровней:

  • DisplayHDR 400 — начальный показатель с максимальной яркостью 400 нит на 8‑битной матрице. На этом уровне технология локальной подсветки может не применяться, поэтому эффект HDR не будет сильно заметен.
  • DisplayHDR 600 — уровень с яркостью 600 нит, 10‑битной матрицей и локальной подсветкой.
  • DisplayHDR 1 000 — показатель топовых профессиональных мониторов с максимальной яркостью 1 000 нит, 10‑битной матрицей и высокими требованиями к системе подсветки.

Имейте в виду, что настоящий HDR — это технология OLED. Даже самый продвинутый монитор с матрицей VA или IPS с сертификатом VESA DisplayHDR не даст такого эффекта, как OLED.

Яркость

Яркость — максимальный уровень белого, который может отобразить устройство. Показатель измеряется в кд/м² или нитах — эти значения эквивалентны. Для качественного воспроизведения HDR необходимо не менее 500 нит, а для профессиональной обработки HDR‑контента — от 1 000.

При выборе монитора вы можете встретить такие цифры:

  • 200 нит — минимальный порог яркости бюджетных моделей. На таком мониторе будет некомфортно работать при интенсивном освещении.
  • 250–350 нит — наиболее распространённый диапазон яркости современных мониторов. Такого уровня достаточно для закрытых помещений и выполнения большинства повседневных задач.
  • 400–600 нит — показатель дисплеев с начальным уровнем отображения HDR.
  • 1 000 нит и более используют в дорогих профессиональных мониторах для работы с HDR‑контентом.

Контрастность

От статической контрастности зависит насыщенность чёрного цвета. Чем выше этот показатель, тем лучше детализация изображения. Больше всего от низкой контрастности страдают тёмные сцены. У IPS-матриц этот показатель невысок, у VA выше. Но на первом месте — OLED с очень большим отрывом. 

Производители VA- и IPS-матриц пытаются сократить разрыв с помощью динамической контрастности. Суть её в том, что светодиоды подсветки не горят все сразу. Они подсвечивают яркие участки сцены, а на тёмных — не включаются. Это позволяет достичь очень высоких значений контрастности, но она будет «не настоящая». 

Даже в самых дорогих Mini-LED-подсветках количество светодиодов намного меньше, чем количество пикселей. Поэтому использование динамической контрастности приводит к появлению эффекта гало — светлые объекты на тёмном фоне обзаводятся светящимися ореолами, а тёмные объекты на светлом фоне бледнеют. 

Тем не менее Mini-LED по показателям контрастности ближе всех подобралась к OLED, хотя и стоят намного дешевле OLED-мониторов со схожими характеристиками. Так что, если вам нужна высокая контрастность, обратите внимание на VA- и IPS-мониторы с подсветкой Mini-LED.

При выборе контрастности можно ориентироваться на такие соотношения:

  • До 600 : 1 — минимальная контрастность, характерная для мониторов на TN‑матрице. Для работы с графикой не подходит.
  • От 700 : 1 до 1 500 : 1 — обычная контрастность IPS‑матриц.
  • От 2 500 : 1 до 4 000 : 1 — типичная контрастность VA‑матриц.
  • 5 000 : 1 и более — высокий показатель, обычно доступный только в OLED‑дисплеях.

Подсветка матрицы

Asus ROG Strix XG49WCR c DLED-подсветкой. Изображение: Asus

Тип подсветки важен для обеспечения динамической контрастности. 

  • Стандартная LED-подсветка создаёт светящиеся полосы вокруг светлых объектов. 
  • Direct LED (DLED) подсветка работает лучше, но эффект гало на таких мониторах при работе динамической контрастности очень заметен. 
  • Mini-LED-подсветка — на ней светодиодов больше, и они обеспечивают более качественную подсветку изображения. Гало-эффекты на ней наименее заметны. 

Подсветка может влиять на утомляемость глаз. На недорогих моделях снижение её яркости осуществляется тем, что светодиоды начинают включаться и выключаться с высокой частотой. На первый взгляд это незаметно, но со временем приводит к усталости. Обращайте внимание на слова «Flicker Free» или «Flicker Safe» в описании монитора. Это означает, что мерцание светодиодов не будет утомлять глаза.

OLED- и QD-OLED-матрицы подсветки не требуют, потому что пиксели сами излучают свет.

Адаптивная синхронизация

Адаптивная синхронизация позволяет синхронизировать частоту кадров видеокарты с частотой обновления монитора. Эта система нужна для уменьшения задержек в передаче сигнала и устранения разрывов в изображении. Вот какие варианты могут быть:

  • NVIDIA G‑Sync — разработана для видеокарт NVIDIA. Она улучшает плавность картинки и снижает задержки в играх. Мониторы с G‑Sync стоят дороже, но, если у вас видеокарта NVIDIA, это стоит того.
  • AMD FreeSync — аналог G‑Sync для видеокарт AMD. В отличие от G‑Sync, эта технология бесплатная и доступна на большем количестве мониторов. Если у вас видеокарта AMD, FreeSync поможет улучшить плавность картинки.

Время отклика

Время отклика — это скорость, с которой пиксели меняют цвет. Чем меньше время отклика, тем меньше размытия при движении объектов на экране. Время отклика важно для игр, особенно динамичных шутеров.

  • менее 1 мс — встречается в дорогих киберспортивных моделях.
  • 1–2 мс — уровень хорошего игрового монитора.
  • 4–8 мс — оптимальное время отклика, которое подходит для просмотра фильмов, работы и большинства игр.
  • 10 мс и более — показатель для обычных повседневных задач, для игр этого точно будет мало.

Глубина цвета

Глубина цвета определяет, сколько цветов может отобразить монитор. Чем больше бит, тем больше оттенков. Но и тут есть хитрость — технология FRC (Frame Rate Control — «Контроль частоты обновления»). Если часто менять цвет пикселя с чёрного на белый, он будет казаться серым. Так к палитре из двух цветов — чёрного и белого добавляется ещё один — серый, которого изначально не было. 

FRC работает точно так же — меняет цвет пикселя и монитор выдаёт новый цвет, которого в его палитре на самом деле нет. Минус технологии в том, что она снижает частоту обновления. Какие параметры глубины могут быть:

  • 10 бит — мониторы с такой глубиной цвета отображают 1,07 миллиарда цветов, что делает их идеальными для работы с графикой и видео. Но это дорогая техника для профессионалов.
  • 8 бит+FRC — более доступный вариант, где 8‑битный монитор с помощью FRC иммитирует 10-битную глубину. Для глаз обычного пользователя разница будет незаметна.
  • 8 бит — стандарт для современных мониторов. Подходит большинству пользователей.
  • 6 бит + FRC — бюджетный вариант, который подходит для базовых задач, но не для точной работы с цветами.

Цветовой охват

24″ ViewSonic VP2468. Изображение: viewsonic

Цветовой охват — это диапазон цветов, которые способен отобразить монитор. Чаще всего в характеристиках дисплеев встречаются аббревиатуры sRGB, Adobe RGB и DCI‑P3. Эти стандарты различаются по требованиям и области использования. sRGB — самый распространённый вариант, с которым работает большинство моделей.

Выбирая монитор, ориентируйтесь вот на что:

  • Ниже 70% sRGB — слабая цветопередача, обычно свойственная TN‑матрицам.
  • 90–95% sRGB — подходит для домашнего использования, но для профессиональной деятельности этого недостаточно.
  • 100% sRGB — уровень для дизайна и работы с фотографиями.
  • Adobe RGB — широкое цветовое пространство. Обычно оно применяется для работы с печатной продукцией. Мониторы для полиграфии могут отображать до 99,5% Adobe RGB.
  • DCI‑P3 — стандарт для проекторов в цифровых кинотеатрах, адаптированный также для мониторов. У него широкий цветовой охват: 130% sRGB и 45,5% всего видимого человеческим глазом спектра. Это цветовое пространство часто используется в экранах Apple.

Разъёмы

Монитор должен иметь как минимум HDMI и DisplayPort для подключения к ПК и другим устройствам. Имейте в виду, что NVIDIA G‑Sync будет работать только через DisplayPort. Остальные разъёмы — по желанию. 

Перспективен разъём Thunderbolt — он позволяет последовательно подключить аж шесть мониторов. VGA и DVI устарели — если вы не собираетесь подключать к монитору старую технику, на эти разъёмы можно не смотреть.

Что выбрать:

Определитесь, для чего вам нужен монитор

Вооружившись полученными знаниями, можно приступить к выбору монитора для каждого конкретного случая.

Для офиса

DELL E2420HS

Офисному монитору каких-то выдающихся характеристик не нужно. Оптимальный вариант — экран с диагональю 24–27 дюймов, разрешением Full HD с IPS или VA матрицей. На частоту обновления внимание можно не обращать — и 60 Гц будет вполне достаточно.

Для игр, если вы киберспортсмен

Dell Alienware AW2523HF

Если вы развиваетесь в киберспортивных дисциплинах, вам нужна скорость. Выбирайте монитор с частотой от 240 Гц и минимальным временем отклика — 1–2 мс. Не забудьте об адаптивной синхронизации.

Для игр, если вы хотите просто наслаждаться процессом

Samsung Odyssey G8

Для приятного игрового процесса лучше всего подойдёт IPS или изогнутый VA-монитор с частотой обновления от 144 Гц и поддержкой HDR. Диагональ выбирайте в зависимости от личных предпочтений, но лучше от 27 дюймов. 

Если хотите полного погружения и готовы потратиться, то изогнутый OLED с диагональю 34 дюйма и выше обеспечит тот самый вау-эффект.

Для дома, чтобы смотреть кино, играть и работать

LG UltraWide 29WP500‑B

Для дома лучше выбирать универсальные мониторы с диагональю от 27 до 34 дюймов, разрешением QHD или 4K и матрицей IPS или VA. Это оптимальный вариант, на котором можно и поработать, и видео посмотреть, и в игры поиграть.

Для профессиональной работы с графикой

HUAWEI MateView

Для графики и работы с цветом выбирайте IPS- или OLED-мониторы с глубиной цвета 10 бит и диагональю от 27″. Разрешение лучше брать от 4K, чтобы добиться максимальной детализации изображения. Если вы работаете с полиграфией, выбирайте среди моделей с расширенным цветовым охватом.

Этот материал впервые был опубликован в марте 2019 года. В ноябре 2024-го мы обновили текст.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Alexandr Torhoff
|изменено
Тот самый момент, когда нужно обратить на себя внимание сказав ‘’я программист’’ да всем по@&₽ кто ты, если твой коммент реклама себя и железа, что под рукой
Yevgeny V
Александр, к чему этот пафос обличителя? Почему вам-то не по..., как вы пытаетесь убедить подписчиков лайфхакера?
Neoasasin
Статья для тех, кто вообще не разбирается в теме, много стандартных высказываний которые как будто из уст маркетологовНапример: до 5мс отклик это норм в играх, а в статье как будто это уже ужасно, или 300-400 нит это стандарт, ниже не брать и выше особо тоже не имеет смысла, насчет плотности пикселей(dpi) напрямую зависит от вашего расстояния от монитора.Насчет разрешения - full hd 24-27, возможно 32, но уже маловато, quad hd - 32+. 4k - точно не для игр, ну или если у вас видеокарта уровня 3080 и каждые 2 года будете ее обновлять. Со стандартного расстояния (70-100см) ппи должен быть 90+, многим и 80+ пойдет.С трех метров и далее, поверьте и 40ppi хватит. Насчет герцовки, у меня есть старенький 60 гц 22" монитор и между ним и моим 17" 144 гц ноутом и 55" 30 гц тв я в 80% выберу тв. На мониторе я играю только в шутеры, и я так скажу, герцовка это хорошо, если я новый монитор буду покупать, обязательно куплю 144 гц, но точно не в урез диагонали монитора.
Алексей Лыскин
Какой монитор лучше взять, если чувствительность к ШИМ высокая и синдром сухого глаза?
Читать все комментарии