Как выбрать монитор

Подробно о том, на какие характеристики стоит обратить внимание.

Подберите диагональ и соотношение сторон

Монитор GIGABYTE Aorus FV43U с диагональю экрана 43 дюйма

Определяясь с размером, стоит учитывать расстояние до экрана, а также уровень качества контента, который должен отображать монитор. Чем ближе к дисплею, тем заметнее все недостатки изображения.

Высокое разрешение даёт более чёткую картинку, но при этом возрастает уровень требований к видеокарте. Для больших моделей понадобится соответствующее железо, если вы будете сидеть близко к монитору.

Вот какая диагональ может быть:

  • от 19 до 22 дюймов — диагонали бюджетных устройств для офиса. Для дома и работы с графикой вряд ли подойдут.
  • 23–24 дюйма — довольно популярные диагонали среди офисных и домашних моделей. Обычно такие экраны имеют разрешение Full HD и подходят для большинства повседневных задач.
  • 27 дюймов — распространённый вариант, который часто используется в игровых и профессиональных устройствах.
  • 29–30 дюймов — диагонали популярных ультрашироких моделей.
  • 31,5–32 дюйма — оптимальный размер для масштабирования разрешения 4К (3 840 × 2 160 пикселей).
  • 34 дюйма — диагональ ультрашироких мониторов с поддержкой разрешения 3 440 × 1 440 пикселей. Довольно часто это изогнутые модели, предназначенные для погружения в игры.
  • 37,5–38 дюймов — диагонали ультрашироких устройств с поддержкой 4К.
  • 42, 43 и 49 дюймов — это размеры широких моделей, которые можно использовать вместо пары небольших экранов для максимального погружения в игры и для работы с несколькими программами одновременно.

Так, для работы с фотографиями, видео и графикой подойдёт диагональ от 27 дюймов. При таком размере можно комфортно использовать редакторы вроде Photoshop, разместив все нужные инструменты на экране.

Самый распространённый вариант соотношения сторон в мониторах — 16 : 9. Он подходит для большинства задач, включая игры, фильмы и рабочие дела. Есть также менее известный формат — 16 : 10.

А среди игровых и профессиональных устройств популярно соотношение 21 : 9 (Ultra Wide). Ещё более широкие модели производят в форматах 32 : 9 и 32 : 10. Обычно это дисплеи изогнутой формы с указанными выше диагоналями 43 или 49 дюймов.

Что купить

Определитесь с разрешением

Монитор DELL UltraSharp с разрешением 5 120 × 2 160 пикселей

От разрешения зависит уровень детализации картинки. Формат HD уже устарел, а ультимативный 8К пока ещё встречается редко. На данный момент стоит выбирать между Full HD, 2K и 4К.

Полностью раскрыться монитор с высоким разрешением может только при работе с соответствующим содержимым и наличии мощного компьютера. При выборе стоит ориентироваться на эти актуальные варианты:

  • 1 920 × 1 080 (Full HD) — всё ещё самый распространённый вариант. Большая часть контента доступна именно в 1 080p.
  • 1 920 × 1 200 — Full‑HD‑мониторы c соотношением сторон 16 : 10.
  • 2 560 × 1 080 — одно из разрешений в ультрашироких мониторах.
  • 2 560 × 1 440 (2K, QHD) — промежуточный вариант между Full HD и 4K. Хорошо подходит для игр на не самых мощных ПК, а также для обработки фотографий.
  • 3 440 × 1 440 (UWQHD) — разрешение широкоформатных моделей. Лучше всего раскрывается в играх.
  • 3 840 × 1 600 — разрешение ультрашироких мониторов диагональю от 37,5 дюйма.
  • 3 840 × 2 160 (4K, UHD) — в будущем станет заменой самого популярного Full HD. Пока его распространение ограничивает уровень требований к начинке ПК.
  • 5 120 × 2 880 (5K) — разрешение дорогих профессиональных устройств. Маркировку 5К используют также для удлинённых мониторов, которые по чёткости не отличаются от 4К‑моделей.
  • 6 016 × 3 384 (6К) — разрешение мониторов Apple Pro Display XDR.
  • 7 680 × 4 320 (8K) — это разрешение на данный момент поддерживает незначительное количество игровых и профессиональных мониторов. Используется в моделях с большой диагональю.

Для оценки чёткости дисплея применяется характеристика pixels per inch (PPI), или число точек на квадратный дюйм. Для современных моделей этот параметр варьируется от 70 до 300. Бюджетные устройства и мониторы среднего ценового сегмента обычно работают на 80–90 PPI. Этого достаточно для игр, просмотра фильмов и повседневных задач.

Для работы с графикой лучше выбирать устройства с показателем примерно от 120 PPI. На таком экране уже сложно различить пиксели с расстояния в 70—80 см. При наличии соответствующего бюджета для профессиональных визуальных задач стоит использовать дисплей с 200 PPI или выше.

Что купить

Выберите технологию матрицы

Монитор MSI Optix MPG341CQR с VA‑матрицей

Производители применяют разные технологии, которые отличаются более качественной цветопередачей или высокой скоростью отклика. Выбор зависит от целей использования. На данный момент все мониторы имеют матрицы типа LED или OLED.

LED

Технология, основанная на жидких кристаллах. Это модифицированный вариант LCD с подсветкой на светодиодах вместо флуоресцентных ламп. Такой подход позволяет выпускать более тонкие устройства по сравнению со старыми моделями. При этом остальная часть конструкции не отличается от ранних версий ЖК‑дисплеев.

LED‑панели на данный момент наиболее распространены. У них есть разновидности, которые различаются расположением кристаллов в матрице. Вот они:

  • TN — устаревающая технология, которая применяется в офисных и киберспортивных моделях. У таких мониторов довольно посредственная цветопередача и малые углы обзора. Но TN‑матрицы способны работать с небольшим временем отклика, поэтому игровые мониторы с высокой частотой обновления часто собирают на таких панелях.
  • IPS — эти матрицы обеспечивают хорошие углы обзора и качественную цветопередачу. Но контрастность не очень высокая, чёрный цвет при слабом освещении похож на серый.
  • VA — совмещает высокую скорость отклика и хорошую цветопередачу. При этом у таких дисплеев могут быть проблемы с углами обзора. Распространённый вариант в игровых моделях, для просмотра видео также вполне подойдёт.

Один из важных показателей качества матрицы — разрядность, или битность. Это может быть 6, 8 или 10 бит на канал, что даёт, соответственно, 262 144, 16 777 216 или 1 073 741 824 цвета. У LED‑мониторов встречается характеристика 6 Bit + FRC или 8 Bit + FRC. Это означает, что битность повышается программным способом. С технологией Frame Rate Control (FRC) цвета выглядят лучше. Но полноценная модель на 8 или 10 бит будет заметно качественнее передавать переходы между оттенками, чем вариант с меньшей разрядностью и FRC.

OLED

Более современная, по сравнению с LED, технология, в основе которой органические светодиоды. Им не нужна подсветка — они сами излучают свет при подаче тока и способны полностью отключаться. OLED‑мониторы выделяются хорошей цветопередачей, контрастностью, быстрым откликом и большими углами обзора.

При этом OLED‑матрицы уступают LED‑дисплеям в яркости, подвержены «выгоранию» пикселей и стоят заметно дороже. Мониторы на основе этой технологии подойдут для покупателей с объёмным бюджетом.

Что купить

Учтите тип подсветки

Во всех мониторах, кроме OLED, используется светодиодная подсветка матрицы. На данный момент производители в дополнение к стандартным вариантам LED применяют также улучшенные технологии:

  • Nano IPS — технология компании LG, благодаря которой на подсвечивающих светодиодах отсекаются паразитные оттенки. Это заметно улучшает цветопередачу по сравнению с обычными версиями LED.
  • QLED — популярный стандарт компании Samsung, расширяющий цветовой охват LCD‑монитора. В этой технологии используются синие светодиоды, которые формируют недостающие для RGB красный и зелёный цвета с помощью слоя с квантовыми точками.
  • Mini‑LED — подсветка на мини‑светодиодах с локальным затемнением пикселей и высокой яркостью. Пока применяется только в дорогих мониторах.

Определитесь с частотой обновления экрана и временем отклика

Монитор AOC 24G2ZE/BK с частотой обновления 240 Гц

Скорость обновления экрана за одну секунду измеряется в герцах (Гц, Hz). Чем выше частота, тем более плавными будут динамичные моменты, например, в видеоиграх. Вот какие варианты актуальны:

  • 60–75 Гц — самые распространённые показатели в большинстве мониторов. Такой частоты достаточно для выполнения всех повседневных задач.
  • 100–120 Гц — диапазон, который часто встречается в ультрашироких устройствах. Подходит для просмотра фильмов и консольного гейминга.
  • 144 Гц — частота обновления, которая считается минимально необходимой для комфортной игры в динамичных шутерах и прочих подобных проектах, где важна скорость реакции.
  • 240 Гц и выше — уровень для профессиональных киберспортивных моделей.

Отклик монитора — это минимальное время в миллисекундах (мс), которое необходимо пикселю для изменения яркости. Показатель очень важен для соревновательных динамичных игр. Может быть:

  • менее 1 мс — встречается в дорогих киберспортивных моделях;
  • 1 мс — уровень хорошего игрового монитора;
  • 4–8 мс — время отклика, которое подходит для просмотра фильмов и работы;
  • 10 мс и более — показатель для обычных повседневных задач, для игр этого точно будет мало.

Что купить

Оцените яркость и контрастность дисплея

Яркость — максимальный уровень белого, который может отобразить устройство. Показатель измеряется в кд/м² или нитах — эти значения эквивалентны. Для качественного воспроизведения HDR необходимо не менее 500 нит, а для профессиональной обработки HDR‑контента — от 1 000.

При выборе монитора вы можете встретить такие цифры:

  • 200 нит — минимальный порог яркости бюджетных моделей. На таком мониторе будет некомфортно работать при интенсивном освещении.
  • 250–350 нит — наиболее распространённый диапазон яркости современных мониторов. Такого уровня достаточно для закрытых помещений и выполнения большинства повседневных задач.
  • 400–600 нит — показатель дисплеев с начальным уровнем отображения HDR.
  • 1 000 нит и более используют в дорогих профессиональных мониторах для работы с HDR‑контентом.

От статической контрастности зависит насыщенность чёрного цвета. Чем выше этот показатель, тем лучше детализация изображения. Очень высокие значения (20 000 000 : 1) производители мониторов указывают для динамической контрастности, но её не стоит учитывать как основную характеристику при выборе монитора. Можно ориентироваться на такие соотношения:

  • До 600 : 1 — минимальная контрастность, характерная для мониторов на TN‑матрице. Для работы с графикой не подходит.
  • От 700 : 1 до 1 500 : 1 — обычная контрастность IPS‑матриц.
  • От 2 500 : 1 до 4 000 : 1 — типичная контрастность VA‑матриц.
  • 5 000 : 1 и более — высокий показатель, доступный в OLED‑дисплеях.

Узнайте про поддержку HDR

Технология расширенного динамического диапазона HDR позволяет дисплеям детально отображать одновременно светлые и тёмные участки изображения, не теряя в контрастности и яркости. Стандарт включает несколько уровней:

  • DisplayHDR 400 — начальный показатель с максимальной яркостью 400 нит на 8‑битной матрице. На этом уровне технология локальной подсветки может не применяться, поэтому эффект HDR не будет сильно заметен.
  • DisplayHDR 600 — уровень с яркостью 600 нит, 10‑битной матрицей и локальной подсветкой.
  • DisplayHDR 1000 — показатель топовых профессиональных мониторов с максимальной яркостью 1 000 нит, 10‑битной матрицей и высокими требованиями к системе подсветки.

Учтите цветовой охват

Монитор DELL U2720Q с цветовым охватом 99% sRGB, 99% Rec. 709 и 95% DCI‑P3

Цветовой охват — это диапазон цветов, которые способен отобразить монитор. Чаще всего в характеристиках дисплеев встречаются аббревиатуры sRGB, Adobe RGB и DCI‑P3. Эти стандарты различаются по требованиям и области использования. sRGB — самый распространённый вариант, с которым работает большинство моделей.

Выбирая монитор, ориентируйтесь вот на что:

  • Ниже 70% sRGB — слабая цветопередача, обычно свойственная TN‑матрицам.
  • 90–95% sRGB — подходит для домашнего использования, но для профессиональной деятельности этого недостаточно.
  • 100% sRGB — уровень для дизайна и работы с фотографиями.
  • Adobe RGB — широкое цветовое пространство. Обычно оно применяется для работы с печатной продукцией. Мониторы для полиграфии могут отображать до 99,5% Adobe RGB.
  • DCI‑P3 — стандарт для проекторов в цифровых кинотеатрах, адаптированный также для мониторов. У него широкий цветовой охват: 130% sRGB и 45,5% всего видимого человеческим глазом спектра. Это цветовое пространство часто используется в экранах Apple.

Что купить

Изучите доступные разъёмы

Сейчас количество портов в мониторах сократилось до минимума. Видео и звук передаются по разъёмам HDMI, поэтому фактически нужно лишь убедиться, что их хватит для всех ваших устройств. Однако есть несколько нюансов, на которые тоже стоит обратить внимание:

  • VGA (D‑SUB) — это устаревший аналоговый разъём, который ещё используется в бюджетных устройствах.
  • DVI (DVI‑I, DVI‑D) установлен почти во все современные модели. Достаточно качественно и быстро передаёт сигнал. Модификация DVI‑I поддерживает аналоговую и цифровую передачу, а DVI‑D работает только с «цифрой».
  • HDMI — популярный стандарт, обладающий большей пропускной способностью по сравнению с DVI. Поддерживает все разрешения до 4К. Может передавать одновременно видео- и аудиосигналы.
  • DisplayPort — актуальный и эффективный разъём, также передающий сразу и видео, и аудио. Он обладает большей пропускной способностью в сравнении с HDMI.
  • Thunderbolt 3 — стандарт компании Apple с высокой пропускной способностью.

Узнайте про технологии динамического обновления

Динамическое обновление, или адаптивная синхронизация картинки, совмещает обновление экрана с количеством кадров, выдаваемых видеокартой. Эта система нужна для уменьшения задержек в передаче сигнала и устранения разрывов в изображении. Вот какие варианты могут быть:

  • G‑Sync имеет три версии: G‑Sync Compatible, G‑Sync и G‑Sync Ultimate. Первая функционирует через DisplayPort, а две другие используют аппаратную обработку со специальным чипом. Технологию создала компания NVidia для своих видеокарт.
  • FreeSync работает через интерфейсы DisplayPort и HDMI. Здесь также есть три версии: FreeSync, FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro. Для последних двух необходимо разрешение не ниже Full HD и частота обновления не менее 120 Гц. В Pro‑версии дополнительно есть функция HDR. Стандарт используется в видеокартах от AMD.

Изучите дополнительные характеристики

Изогнутый дисплей усиливает эффект погружения в игровой процесс. Картинка кажется более реалистичной, по краям нет искажений. Но для этого нужно сидеть точно по центру экрана. Поэтому такие мониторы обычно не подходят для комфортного просмотра фильмов.

Глянцевые экраны сильно бликуют, но при этом лучше передают цвета. Матовое покрытие избавляет от бликов, но его основная проблема — низкая насыщенность картинки. Выбор зависит от расположения стола с монитором в комнате по отношению к источнику света.

Большинство актуальных дисплеев имеет системы защиты зрения. Характеристика Flicker‑Free обозначает отсутствие вредного для глаз мерцания. Пометка Low Blue Light указывает на сниженное излучение синего света для уменьшения зрительной нагрузки.

Сенсорные мониторы пригодятся для обучения, проведения презентаций и в качестве дополнительного экрана в профессиональной работе. Чаще всего они поддерживают максимум разрешение Full HD для баланса между качеством, удобством и стоимостью.

В некоторые мониторы встраивают выход на наушники, который подойдёт для повседневного использования, если у вас нет внешней звуковой карты или не получается подсоединить проводную модель к системному блоку. USB‑концентратор также позволяет подключать через дисплей к компьютеру клавиатуры, мыши и другие периферийные устройства.

Подставка монитора может быть регулируемой по высоте и наклону, а также поворачиваться на 90°. Установка в портретный режим понадобится программистам, аналитикам, инженерам и трейдерам. В бюджетных моделях обычно можно изменять только наклон дисплея.

Почти во всех мониторах есть крепление VESA, которое позволяет подвесить устройство на стену или установить на кронштейн. Самые распространённые стандарты — VESA 100 × 100 мм и 75 × 75 мм.

Обратите внимание: цены действительны на момент публикации статьи. Магазины могут обновлять стоимость товаров в течение дня.

Этот материал впервые был опубликован в марте 2019 года. В июле 2022‑го мы обновили текст.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Анастасия Прусс / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Denis Yurashkou
23.03.19 16:07
Мда. Я программист и имею AOC Q2781 + MacMini по DP. Самое то.
Alexandr Torhoff
08.11.19 10:17
| изменено
Тот самый момент, когда нужно обратить на себя внимание сказав ‘’я программист’’ да всем по@&₽ кто ты, если твой коммент реклама себя и железа, что под рукой
Yevgeny V
30.07.22 17:39
Александр, к чему этот пафос обличителя? Почему вам-то не по..., как вы пытаетесь убедить подписчиков лайфхакера?
Neoasasin
30.07.22 23:16
Статья для тех, кто вообще не разбирается в теме, много стандартных высказываний которые как будто из уст маркетологовНапример: до 5мс отклик это норм в играх, а в статье как будто это уже ужасно, или 300-400 нит это стандарт, ниже не брать и выше особо тоже не имеет смысла, насчет плотности пикселей(dpi) напрямую зависит от вашего расстояния от монитора.Насчет разрешения - full hd 24-27, возможно 32, но уже маловато, quad hd - 32+. 4k - точно не для игр, ну или если у вас видеокарта уровня 3080 и каждые 2 года будете ее обновлять. Со стандартного расстояния (70-100см) ппи должен быть 90+, многим и 80+ пойдет.С трех метров и далее, поверьте и 40ppi хватит. Насчет герцовки, у меня есть старенький 60 гц 22" монитор и между ним и моим 17" 144 гц ноутом и 55" 30 гц тв я в 80% выберу тв. На мониторе я играю только в шутеры, и я так скажу, герцовка это хорошо, если я новый монитор буду покупать, обязательно куплю 144 гц, но точно не в урез диагонали монитора.