Как определиться со специальностью
1. Отталкивайтесь от ваших интересов
В IT множество специальностей, поэтому важно выбрать задачи, которые интересуют вас больше всего. Подумайте, что вам нравится — дизайн, техническая поддержка, продажи или управление командой. Кроме того, важно решить, в каком секторе вы хотите работать, потому что спрос на разных специалистов в конкретных областях может отличаться. Допустим, можно писать программы в сфере здравоохранения или банковских услуг, создавать мобильные игры или развивать новые технологии в телекоммуникациях. Каждая отрасль потребует специфических знаний, которые предстоит подтянуть.
2. Исследуйте выбранные специальности
Когда вы выбрали несколько профессий, познакомьтесь с ними ближе. Узнайте требования к соискателям, среднюю зарплату, количество вакансий в вашем регионе. Обратите внимание, что низкий порог входа в профессию не всегда играет на руку новичкам. Например, считается, что тестированию легко научиться, даже если нет глубоких технических навыков. Но и начинающих специалистов немало. Так что лучше выбирать специальность не только по принципу «быстрее войти в IT», но и потому, что она действительно интересна.
3. Общайтесь с людьми из индустрии
Поищите людей, которые работают по интересующей вас специальности, и узнайте у них, какие обязанности они выполняют, как проходит их стандартный рабочий день, что им нравится и не нравится в профессии. Они могут сориентировать, какие требования предъявляют начинающим специалистам, как подготовить портфолио и чего ждать на собеседовании.
4. Пройдите бесплатные курсы
В интернете много статей, вебинаров и лекций, которые позволят ближе познакомиться с профессией. А некоторые онлайн‑школы открывают доступ к первым урокам или предлагают бесплатные краткосрочные курсы. Вы можете начать с них, чтобы понять, интересно ли вам выбранное направление. Возможно, после пары практических занятий вы переключитесь на другую область или поймёте, что готовы продолжать обучение.
Перед выбором профессии предстоит провести большую исследовательскую работу — учесть свои интересы, ситуацию на рынке и по возможности попробовать дело на практике. Помогают в этом тесты на профориентацию. Например, платформа VK создала профориентационное мини‑приложение «Тест‑драйв IT‑профессий» для подростков 12–18 лет. Оно познакомит школьников с разными IT‑специальностями и даст рекомендацию по обучению. Программа работает как симулятор. Выбрав профессию, подросток попадёт на «рабочее место» — с ним свяжется коллега‑бот, который расскажет об интересующей профессии и предложит выполнить тематические задания. Пока в приложении можно протестировать шесть специальностей — например, попробовать себя в роли дизайнера интерфейсов или менеджера проектов. В сентябре разработчики планируют добавить в список ещё десять профессий.
Какие специальности есть в IT
1. Разработчик
Чаще всего IT ассоциируется именно с разработчиками, которые создают компьютерные программы. На работе предстоит писать код для новых программ или поддерживать уже существующий, тестировать их и устранять ошибки. Разработчики бывают разные, и неплохо разобраться, к чему душа лежит. Например, можно создавать мобильные приложения под Android или iOS, игры или сайты. Есть фронтенд‑разработчики, которые отвечают за интерфейс продукта. А есть бэкенд — они занимаются «внутрянкой» веб‑приложений, скрытой от глаз посетителей.
Интерес к конкретной сфере и определит дальнейшее обучение. Допустим, чтобы создавать приложения под Android, понадобятся языки программирования Java и Kotlin. А iOS‑разработчики чаще используют Swift.
2. Тестировщик ПО
Этот специалист проверяет работу приложений. Он не только ищет ошибки и уязвимости, но и оценивает, насколько удобна и понятна программа с точки зрения пользователя. В арсенале тестировщика несколько методов проверки. Мануальщики ищут ошибки вручную. Но нельзя сказать, что они просто нажимают на кнопки, — хороший тестировщик продумывает нестандартные ситуации, чтобы проверить, как работает программа. Например, что будет, если пользователь нажмёт одну и ту же кнопку много раз, начнёт вводить иероглифы и спецсимволы, запустит приложение при очень низком заряде батареи или одновременно с другими.
Помимо мануальщиков, есть автотестеры — они пишут код, который позволяет находить ошибки. Выбор метода зависит от ситуации. Ручное тестирование помогает проверить общий дизайн и удобство приложения, оно дешевле и подходит для небольших проектов. А одни и те же автотесты можно использовать каждый раз при введении новых функций.
3. Бизнес‑аналитик
Выступает связующим звеном между заказчиком и разработчиками. Он выясняет пожелания к будущему проекту, описывает их на понятном для инженеров языке и предлагает решения, которые принесут максимальную пользу при минимальных затратах. Иными словами, когда заказчик приходит с пожеланием «сделать хорошо», бизнес‑аналитик выясняет, как именно это выполнить и есть ли у команды такие технические возможности.
Бизнес‑аналитику нужно уметь собирать информацию, эффективно общаться и аргументированно убеждать, почему те или иные решения полезны для клиента. Пригодится английский язык — большинство компаний работают с клиентами по всему миру.
4. UI/UX‑дизайнер
В названии профессии можно увидеть две аббревиатуры. UX — это User Experience (пользовательский опыт): то, какие результаты и впечатления получает человек от взаимодействия с программой. А UI — User Interface (пользовательский интерфейс): то, как программа выглядит. На стыке этих понятий и рождается профессия UI/UX‑дизайнера.
Этот специалист продумывает логику работы приложения, анализирует поведение пользователя и проектирует визуальную часть дизайна. Его задача — сделать так, чтобы приложение было не только красивым, но и удобным и понятным. Допустим, на сайте онлайн‑магазина могут быть очень эффектные фотографии. Но смысла в них мало, если кнопка «Добавить в корзину» скрыта где‑то внизу страницы и пользователю трудно её найти.
Умение хорошо рисовать UI/UX‑дизайнеру не обязательно. А вот иметь художественный вкус, разбираться в шрифтах, уметь работать в графических редакторах — нужно.
5. Менеджер проектов
Задача менеджера проекта — организовать работу команды, распределить задачи и проверить сроки их выполнения. Он расставляет таски по приоритетам и следит за расходами, чтобы проект не вышел за рамки бюджета. Менеджеру важно уметь донести сотрудникам требования заказчика так, чтобы они стали понятными и выполнимыми. Такому специалисту необходимо развивать навыки планирования, коммуникации и управления командой. Например, многие менеджеры используют гибкую методологию разработки Agile. Технические знания тоже пригодятся — специалист должен понимать принципы работы языков программирования, знать основы UI/UX и вёрстки, чтобы говорить с сотрудниками на одном языке.
6. Дата‑сайентист
Этот профессионал работает с большими данными — массивами неструктурированной информации, например статистикой запросов поисковиков, показателями метеостанций, результатами медицинских исследований. Он создаёт модели машинного обучения, которые помогают компаниям анализировать информацию и делать прогнозы. Например, проверив наиболее частые вопросы клиентов, датасайентист может сказать, как разработать чат‑бот для подсказок операторам кол‑центров.
Для успешной карьеры нужно хорошо разбираться в математике и информатике. Код тоже иногда писать придётся — дата‑сайентисты часто используют Python при создании алгоритмов для обработки данных.