Как выбрать велосипед

Эта инструкция поможет найти идеальную модель под ваши потребности.

1. Определите, где и как будете кататься

Разновидностей велосипедов очень много. Но определить, какой тип нужен именно вам, несложно. Ответьте на вопрос: где вы хотите кататься? Кроме того, подумайте, как вы будете передвигаться.

🛒 Ловите выгодные акции и скидки в нашем телеграм‑канале «Цена дня».

Популярность постепенно набирают электровелосипеды — они укомплектованы электродвигателем, который работает от аккумулятора. Кататься на них можно в трёх режимах: как на обычном велосипеде, частично за счёт двигателя (например, в горку — вы крутите педали, а двигатель облегчает движение) и только на двигателе. Аккумулятор можно зарядить дома от розетки. Модели с батареями дороже, но позволяют отдыхать и преодолевать большие расстояния.

По городу

Для спокойного повседневного катания по асфальтовым велодорожкам и плотному грунту в парках подойдёт городской велосипед.

Особенности

  • Прямая посадка — как на стуле;
  • простая конструкция;
  • высокий руль;
  • комфортное большое седло;
  • одна либо небольшое (от трёх) количество передач;
  • низкая рама или её отсутствие (для того, чтобы можно было ездить без проблем в повседневной одежде);
  • комплект крыльев для защиты от грязи;
  • кожух, закрывающий цепь, чтобы в неё не попала одежда;
  • отсутствие амортизационной вилки;
  • большие колёса;
  • покрышки с гладким протектором, дающие хороший накат — способность велосипеда катиться без вращения педалей.

Разновидности

1. Круизер — имеет оригинальный (часто — ретро) дизайн, накатистые широкие колёса и массивную раму, из‑за чего бывает довольно тяжёлым.

Круизер Welt Queen Al 3

2. Складной — у такого велосипеда складывается рама, руль и иногда даже педали. Легко помещается в багажник автомобиля, можно перевозить в общественном транспорте.

Складной велосипед Altair City 20

3. Комфортный — имеет многоскоростную систему передач и часто передний амортизатор (такие велосипеды называют комфортными гибридами). Благодаря этому на нём удобно ездить, в частности, по грунтовым дорожкам в парках.

Городской велосипед Lorak Comfort Lady Lite

Что купить

По бездорожью

Горный велосипед‑хардтейл Welt Raven 2.0 HD 27

Если вы хотите ездить по грунту с подъёмами и спусками, а также по асфальту, выбирайте горный велосипед. Однако передвигаться на нём по городу профессионалы всё же не советуют. Из‑за того, что покрышки у горного велосипеда толстые и «зубастые», ездить по асфальту на нём будет сложнее, чем на городском велосипеде или гибриде.

Особенности

  • Спортивная посадка (наклонившись вперёд);
  • агрессивный дизайн рамы;
  • прямой руль;
  • широкие шины с внедорожным «грязевым» протектором;
  • большое количество скоростей для комфортной езды по местам с большим перепадом высот;
  • отсутствие крыльев в штатной комплектации;
  • наличие амортизаторов: только переднего (этот тип называется хардтейл) или переднего и заднего (двухподвес).

Двухподвесы имеют более тяжёлую раму, они хороши при экстремальном катании и подойдут тем, кто занимается даунхиллингом (гонками по трассе, ведущей вниз, с крутыми спусками и поворотами) или фрирайдом (ездой по трассам со сложными препятствиями). В остальных случаях можно остановиться на более лёгких хардтейлах.

Горный велосипед‑двухподвес Novatrack Shark 20

Что купить

В дальние путешествия

Для длительных велопутешествий с палатками, спальниками и так далее подойдёт туристический велосипед. По сути, это гибрид дорожного, городского и горного велосипеда, рассчитанный на перевозку грузов.

Туристический велосипед STELS Navigator 800 Lady 28 V010

Особенности

  • Удобная посадка, в которой можно провести долгое время;
  • руль‑баран (он разгружает спину) или руль‑бабочка (позволяет рукам не затекать);
  • прочная рама со специальными отверстиями и кронштейнами для крепления переднего и заднего багажников, навесных держателей для сумок и фляжек;
  • усиленные колёса (с 36 спицами против 32 стандартных) с широкими шинами;
  • трансмиссия с большим количеством скоростей;
  • крылья и брызговики;
  • мощные ободные тормоза;
  • довольная длинная колёсная база (это расстояние от оси переднего колеса до оси заднего) для удобной езды.
Туристический электровелосипед Eltreco XT 850

Что купить

По ровному асфальту на большие расстояния

В этом случае можно выбрать шоссейный велосипед. Он предназначен для очень быстрых поездок по хорошему асфальту. Такие модели также используются для велогонок, веломарафонов и прочих соревнований, а также личных тренировок, чтобы улучшить физическую подготовку.

Особенности

  • Максимально аэродинамическая посадка (практически горизонтальная);
  • небольшой вес;
  • лёгкая рама (как правило, из карбона);
  • спортивное седло;
  • отсутствие амортизаторов (для жёсткости и стабильности на дороге);
  • отсутствие крыльев, багажников, звонков и прочих аксессуаров (чтобы не утяжелять велосипед);
  • жёсткие колёса с узкими шинами и гладким протектором;
  • загнутый вниз руль;
  • система передач с преобладанием высоких скоростей.

Разновидности

1. Фитнес‑шоссейник — с укороченной рамой, что даёт более высокую посадку.

Шоссейный велосипед Welt G80

2. Циклокросс — с заниженной и короткой рамой, более широкими покрышками и агрессивным протектором, что даёт возможность ездить и по грунту.

Циклокросс Format 2323

3. Трековый, триатлоновый — для поездок на велотреках и участия в триатлоне. Эти велосипеды имеют короткую цепь, сильно заниженную посадку (седло находится выше руля), фиксированную передачу. Зачастую тормозов на них нет: чтобы остановиться, велосипедист резко сжимает педали — колесо блокируется и уходит в занос.

Трековый велосипед Bear Bike Torino

Что купить

2. Выберите материал рамы

На выбор рамы влияет тип велосипеда и ваши финансовые возможности.

Стальная

Подходит для туристических велосипедов.

  • Плюсы: дешевизна, прочность, продолжительный срок службы, не накапливает «усталость» (устаревший металл ржавеет и покрывается трещинами), хорошо гасит вибрации.
  • Минусы: большой вес.

Разновидности стальных рам

  • Hi‑Ten — самая дешёвая сталь, тяжёлая, не имеющая хорошего наката.
  • Cro‑Mo — хромомолибденовые сплавы, более лёгкие, но стоящие дороже. Из этой стали можно делать рамы с переменной толщиной труб (баттинг): в этом случае велосипед становится легче и прочнее.

Что купить

Алюминиевая

Подходит для большинства разновидностей велосипедов. Считается лучшей по соотношению цены и качества.

  • Плюсы: легче, чем сталь, достаточная жёсткость, отсутствие коррозии, более быстрый разгон.
  • Минусы: не гасит вибрации, меньший срок жизни, чем у стали, накопление «усталости» (рама может внезапно лопнуть через 10–15 лет), меньшая, чем у стальной рамы, накатистость.

При изготовлении велосипедов применяют разные алюминиевые сплавы. Самый распространённый — 7005 (с добавлением цинка), более дорогой — 6061 (с магнием). Чем выше номер сплава, тем он дешевле. Также алюминиевые рамы делают с баттингом.

Что купить

Карбоновая (углепластиковая)

Из неё изготавливают велосипеды продвинутого уровня, она подходит для шоссейников и горных велосипедов (но без экстремальных поездок с очень сильной нагрузкой на раму).

  • Плюсы: легче, чем алюминий, хорошо гасит вибрации, отличная управляемость, быстрый разгон.
  • Минусы: дороговизна, относительная хрупкость (качество рамы зависит от производителя, применяемых смол и лакокрасочного покрытия), боязнь точечных ударов, плохая защита от сколов и царапин. На карбоновую раму из‑за хрупкости не рекомендуется устанавливать багажник.

Что купить

Титановая

Этот материал довольно редкий, он пришёл из аэрокосмической области. Используется исключительно для изготовления профессиональных велосипедов.

  • Плюсы: лёгкость, твёрдость, устойчивость к коррозии, долговечность, хорошо гасит вибрации.
  • Минусы: дороговизна из‑за сложных технологий сварки — титановые сплавы плохо поддаются механической обработке.

3. Подберите размер

Велосипеды нужно подбирать по росту и весу. Размер рамы — это высота подседельной трубы (расстояние от оси каретки — места, где крепятся педали, до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырём, где закрепляется высота седла).

  • На рост 135–155 см подойдёт 14‑дюймовая рама;
  • 150–165 см — 16‑дюймовая;
  • 165–175 см — 18‑дюймовая;
  • 175–185 см — 20‑дюймовая;
  • 185–195 см — 22‑дюймовая;
  • 195 см и выше — 24‑дюймовая.

Если ваш вес более 110 килограммов, выбирайте горные или туристические велосипеды с прочной рамой, колёсами с усиленными ободами и дисковыми тормозами, рассчитанными на высокую нагрузку. Если у вас длинные ноги, вам, скорее всего, подойдёт велосипед большего размера, чем рассчитанный по росту.

Большинство производителей сегодня выпускают велосипеды унисекс. Но отличия у женских моделей всё же есть. Это:

  • заниженная труба рамы (такой вариант также подходит для пожилых людей — садиться на велосипед будет легче);
  • более короткое и широкое сзади сиденье;
  • меньшая длина велосипеда;
  • максимальный размер рамы — 18 дюймов.

Девушкам выше 175 см придётся подбирать мужской велосипед. Складные модели, как правило, универсальны. Они имеют один размер: на рост от 145 до 185 см.

4. Определитесь с обвесом

Тормозной комплект Shimano Deore M6100 J‑kit и задний переключатель Sram X7

Обвес — это передние и задние переключатели, цепь, тормозные ручки и тормоза, звёзды, кассета, манетки (переключатели скоростей). Самые распространённые системы — производства американской компании Sram и японской Shimano.

У обеих компаний есть градация обвесов:

  • Начальный любительский уровень, поездки по городу и твёрдым грунтам: Shimano Tourney, Shimano Altus, Sram ESP 3.0
  • Любительский класс, подходящий для более протяжённых поездок: Shimano Acera, Sram ESP 4.0
  • «Пограничный» уровень между любительским и профессиональным оборудованием: Shimano Alivio, Sram ESP 5.0
  • Начальный уровень спортивного оборудования: Shimano Deore, Sram ESP 7.0.
  • Высококлассное оборудование для тех, кто ездит на большие расстояния или занимается велоспортом, с оптимальным сочетанием «цена — качество»: Shimano Hone, Shimano Deore LX, Sram ESP 9.0.
  • Обвес высшего уровня: Shimano Deore XT, Shimano Saint, Shimano XTR, Sram ESP X.0.

Профессиональное оборудование надёжно, не требует регулировки, изготавливается с применением композитных материалов (что облегчает обвес), выдерживает огромные нагрузки. Любительское оборудование не предназначено для экстрима и, скорее всего, потребует подстройки.

Если вы новичок, не планируете дальних поездок и не будете участвовать в соревнованиях, выбирайте начальный и любительский уровень. Для дальних и экстремальных поездок подойдёт более надёжный обвес. Спортсмены выбирают дорогие топовые варианты.

Что купить

5. Дополните необходимым

Вот чем можно дополнить велосипед:

  • Фонари — красная задняя и передняя фары. Они нужны для того, чтобы ездить в тёмное время суток.
  • Фляга и держатель для неё. В велопоездках, даже небольших, важно пить.
  • Велокомпьютер (его может заменить специальное приложение для смартфона).
  • Крылья — для защиты от грязи, если вы планируете ездить в непогоду и по бездорожью.
  • Ремкомплект, насос, запасная камера (их можно сложить в велосумку, которая крепится на раму, или в рюкзак).

И не забудьте про велошлем: он обезопасит вас от травм во время поездок.

Что купить

Обратите внимание! Все цены действительны на момент публикации материала. Магазины могут обновлять стоимость товаров в течение дня.

Этот материал впервые был опубликован в июне 2019 года. В июне 2023‑го мы обновили текст.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Оля Ёгидэ / Лайфхакер
Над текстом работали: Виктория Чернышева, Антон Мартынов
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Noriega
18.06.23 12:45
лол. на мтб крылья и корзина впереди смотрятся, как на корове седло. поэтому их там почти никогда не увидишь. не говоря уже о шоссерах или гибридах. я так понимаю, вы имеете в виду исключительно обычный городской велик.
Noriega
18.06.23 12:53
>алюминиевая рама, чтобы легче таскатьлол такие рамы сейчас почти на всех великах, и давно. другое дело, что алюминий бывает разный и технология изготовления рамы тоже. ну и вес соответственно разный, но и цена соответствует.>дисковые тормоза на оба колесада вообще необязательно. ободные мало чем им уступают на самом деле, для обычного юзера разница вообще будет неощутима. просто дисковые смотрятся круто)а так да, мтб лучший выбор в соотношении за и против. правда гибриды уже наступают на пятки)
Alexandr Bely
19.06.23 12:50
Ободные тормоза на туринг. Ну-ну... =)
Mike
19.06.23 13:02
А в чем проблема? Что такого плохого в ободных тормозах, что их нельзя ставить на туринг?
Читать все комментарии